Максим Шевченко: «Глобализация - просто подарок для религий». Ч. 1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В последние два десятилетия формируется новый облик России, и мы, россияне, являемся свидетелями и непосредственными участниками этого процесса. О складывающихся межконфессиональных отношениях в Российской Федерации и на территории постсоветского пространства корреспондент информационного портала «Пространство свободной мысли» побеседовала с Максимом Шевченко, членом Общественной палаты, ведущим телепрограммы «Судите сами», одним из наиболее авторитетных специалистов в области межэтнических конфликтов и религиозных отношений.
Максим Шевченко: «Глобализация - просто подарок для религий». Ч. 1
В последние два десятилетия формируется новый облик России, и мы, россияне, являемся свидетелями и непосредственными участниками этого процесса. О складывающихся межконфессиональных отношениях в Российской Федерации и на территории постсоветского пространства корреспондент информационного портала «Пространство свободной мысли» побеседовала с Максимом Шевченко, членом Общественной палаты, ведущим телепрограммы «Судите сами», одним из наиболее авторитетных специалистов в области межэтнических конфликтов и религиозных отношений.- Совсем скоро в России начнётся перепись населения. В переписных листах по-прежнему не будет пункта о вероисповедовании граждан. Объяснение таково: ни одна из религиозных конфессий не обращалась в Росстат с таким вопросом. А Федеральный закон «О персональных данных» относит вопросы о вероисповедании и здоровье граждан к так называемым чувствительным данным. Как правильна, по Вашему мнению, такая позиция государства?

- Я считаю, что эта позиция конституционная и она соответствует принципу конституционного права Российской Федерации, которое записано в Основном законе. Решение не затрагивать вопрос о вероисповедании граждан при переписи населения абсолютно правильно, потому что при этом должны быть инициаторы внесения такой графы. И так как вероисповедование является у нас по Конституции делом частным и личным, то поэтому считаю позицию государства верным.

- Но специалисты полагают, что данные о вероисповедании россиян - это очень ценная информация, при помощи которой можно прояснить многие вопросы.

- Дело в том, что перепись населения проводится не в интересах специалистов. Перепись, которую инициирует государство, делается в интересах государства и политической системы. Если политическая система официально интересуется вероисповеданием граждан, значит она должна для этого иметь какие-то политические основания, но политическая система государства не может нарушить Конституцию, которая является основанием для деятельности государства как политической системы. Поэтому государство не может выступить с такой инициативой. Это было бы неправильно. Что касается ученых, то они вполне могли бы выйти с предложением проведения массового социологического опроса или чего-то в этом роде. Но в данном случае государство не может, согласно светскому характеру Российской Федерации, интересоваться вероисповеданием граждан на официальном уровне, то есть в рамках проведения официальной государственной переписи. Если бы это был неформальный, научный или какой-то иной общественный опрос, тогда другое дело.

- А такие исследования было бы полезно проводить, как Вы думаете?

- Ну конечно, это было бы полезно, и, к сожалению, не была найдена форма, при которой подобные вопросы могли бы стать частью официальной государственной переписи, поскольку таким образом государство, задавая вопрос о религии, как бы подразумевает, что ему не всё равно, какую веру исповедует человек. Ведь Российская Федерация является государством, которое декларирует, еще раз напомню, что ему всё равно, к какой конфессии относится человек, соблюдающий гражданские принципы, которые делают его гражданином РФ, всё равно, кто он по вероисповедованию. Так же вслед за вероисповедованием, можно в таком случае начать спрашивать, например, кто он по сексуальной ориентации, о его пристрастиях в литературе, культуре и так далее. Но государство не может вмешиваться в частную жизнь и проводить исследования на официальном уровне частной жизни, это тема отдельного полномасштабного социологического исследования, которое очень затратное и которое, наверное, необходимо. Но инициировать его должны институты, научные сообщества, общественные организации, может быть, Общественная Палата. Но не государство и не государственная перепись.

- Что такое религиозный конфликт? Имеет ли Россия опыт преодоления религиозных конфликтов?

- История знает чистые религиозные конфликты. Конечно, можно сказать, что любой религиозный конфликт имеет под собой экономическую, социальную или политическую основу. И что религиозный конфликт является только орнаментом, аранжировкой для конфликта экономического или социально-политического. Это с одной стороны так, с другой стороны, это и не так. Потому что мы знаем и чисто религиозные конфликты, в которых, скажем, религиозная составляющая была доминирующей: конфликты между сектами и Католической церковью, религиозная война в Германии (30-летняя война), такие движения, как движения Томаса Мюнцера, Иоганна Лейденского, адамитов. С одной стороны, можно их оценивать, исходя из школы академика Покровского или других интересных исторических школ, как экономическое или социально-экономическое движение - классов или общественных групп. С другой стороны, можно их оценивать, исходя из конфликта концепций, мистических концепций, с концепциями более каноническими, классическими. По крайней мере, оценивая определенного рода сектантские настроения и описывая сектантское мироощущение - именно сектантское, - можно описать ряд конфликтов. Я считаю, что сейчас на Кавказе идёт религиозный конфликт, что причина конфликта между исламским вооруженным подпольем и властью социально-экономическая по сути, но оформляется этот конфликт в виде религиозного конфликта. В частности, идет борьба между радикальными исламскими сектантскими группами, которые исповедуют такфиристов и идеологию, на мой взгляд, гностическую, которая сродни идеологии катаров или альбигойцев. Их учение о том, что мусульманин должен как можно быстрее уйти из этой Дунии, это фактически многобожие, потому что это учение признает дуализм, различение между этой реальностью и некой высшей духовной реальностью, которая находится у Всевышнего. Таким образом, они, по сути, исповедуют манихейскую религию, при которой этот мир объявляется миром, в котором заточена душа, и уход из этого мира должен быть уходом в иное, лучшее духовное состояние - всё это мы встречали во всех дуалистических ересях истории человечества. Это мы встречали у катаров, богомилов, павликиан - это манихейство в чистом виде. Вообще дуализм пробивается в религии, в мировых канонических, особенно монотеистических религиях, как естественная родовая болезнь, поскольку для человека естественно объяснять наличие зла и добра наличием принципиального конфликта между злом и добром, наличием зла как онтологической реальности. Это конечно ересь. С точки зрения ислама, это тоже ересь. Если бы Пророк говорил, что задача мусульманина - как можно быстрее распрощаться с этой Дунией, с этой онтологией, с этой Вселенной, то тогда бы все мусульмане, сподвижники, попрыгивали бы в ров, во время битвы у рва, во время Третьей битвы, и были бы все убиты. Но почему-то Пророк их удерживал от этого. Почему-то Пророк не бросал их всех в бой, чтобы они оказались в раю. Почему-то Пророк применял мудрые и сильные политические ходы. Поэтому это конечно религиозный конфликт.

И в истории России бывали религиозные конфликты. Православная церковь-Раскол - это был очень серьёзный конфликт, фактически гражданская война. В частности, осада Соловецкого монастыря - это был в чистом виде религиозный конфликт. Бывали конфликты и с сектантами, достаточно жёсткие конфликты. Я считаю, что русская революция носила характер религиозного конфликта, очень жёсткого и жестокого, потому что русский большевизм в сознании большинства людей приобрёл, несомненно, религиозные черты. Это было радикальное учение о способности человека к такому безграничному развитию в духовном, биологическом, социальном смысле, что это развитие объявлялось фетишем, религиозным смыслом жизни человеческого общества. Вся Советская Россия уподоблялась Церкви, и те, кто не принимали это и стояли на позиции индивидуализма иных религий, объявлялись еретиками, сектантами. Их истребляли, потому что они не соответствовали главному тезису. Это как догмат веры, о том, что путем перераспределения (и в этом нет ничего рационального, это основывается на философских ранних тетрадях Маркса 1848-го года, о концентрации общественного продукта в одних руках, в руках политической силы, действующей от имени государства, от имени общества, от имени класса, - а это уже ленинизм) эта концентрация общественного продукта позволит направить такие ресурсы на развитие человека как общественного элемента, которые приведут к изменению природы человека, к бессмертию, к способности человека летать и так далее, и так далее. Это конечно было религиозное учение: русская революция для меня является религиозным конфликтом.

- А что касается современной России? Можете выделить конфликтные зоны на постсоветском пространстве?

- Я уже выделил. Это Дагестан, Чечня, Ингушетия - Северный Кавказ.

- Почему растет число радикалов на Кавказе? Может быть, молодежь чувствует фальшь со стороны властей и уходит в радикально настроенные группировки?

- Да. Мотивы - это конечно ложь и фальшь, коррупция и беспредел со стороны местной власти. Чудовищные преступления, коррупционные, которые творят местные этнокриминальные кланы. Я говорил, что у молодого человека в Северном Кавказе есть только три пути. Первое - это влиться в этнокриминальные группы и получать с «общака», то есть фактически грабить своих соотечественников. Я имею в виду образованных молодых людей, потому что в основном туда уходят люди с уровнем IQ достаточно высоким, это люди с образованием и из хороших людей. Второе - уехать с Кавказа, стать частью диаспоры и стать где-то членом ОПГ, членом какого-то диаспорального бизнес-сообщества. Третье - это, собственно, идти в лес, где собираются интеллектуалы. Потому что нормального и легального пути приложения своих сил, интеллектуальных, духовных, у них просто нет! Это важно! И это очень существенный момент, потому что социальное пространство Кавказа очень сужено, и этим конечно пользуются те волки в овечьей шкуре, которые навязывают молодым ребятам идеологию не просто революционной или социальной борьбы, а такого радикального самоубийственного джихадизма, которое, на мой взгляд, повторюсь, является сектантской идеологией. Это не национально-освободительное движение. Это даже не классический джихад. Это просто самоубийственный джихадизм. Я говорю о земных заблуждениях людей, среди которых встречаются очень яркие личности, каким, например, был Саид Бурятский - незаурядный человек, более чем незаурядный, или остальные. Об этом нужно говорить внятно и чётко. Идеология подпольных группировок же убийственна и преступна - и прежде всего, по отношению к мусульманам.

- Есть мнение, что за советский период на Кавказе разрушилась система духовного образования.

- В советский период много чего разрушилось в сфере духовного образования. На Кавказе разве была какая-то система образования? Такого как сейчас, массового расцвета исламского образования никогда не было в истории Кавказа. Было несколько медресе и духовных школ, но сейчас речь идёт о сотнях духовных школ.

- А как обстояло дело с духовным образованием в этом регионе в царской России?

- В царское время практически всегда шла война на Кавказе, которая прекратилась только в 1870-е гг., потом прошло несколько восстаний, потом началась Первая мировая война, потом революция - очень мало на Кавказе было мирного времени. Мирное время началось только в 1880-1890-е гг., затем в начале ХХ-го века, до Первой мировой войны, и потом в советское время, с 1959-го до середины 1980-х годов. Мало мирного времени было, как видите.

- Как будет сочетаться модернизация России с традиционным укладом на Кавказе? Не усугубит ли эта программа и без того непростые отношения с регионом?

- Я ничего плохого не вижу в традиционном укладе, он даёт силу народу, национальную подпитку из национальной почвы. В Священном Коране сказано, что «мы сотворили вас племенами и народами, дабы вы познавали друг друга». Стало быть, с точки зрения ислама, наличие племени или наличие народа является вещью, установленной Всевышним и сотворенной Всевышним. Кстати, когда современные еретики говорят, что мусульманин должен забыть свою национальность, это тоже ересь, которая противоречит исламу и природе Кавказа. Этим они копируют некий большевистский троцкизм, не исламская это позиция, что человек должен забыть свою национальность, своё племя, свой этнос. Он должен ставить веру во Всевышнего выше, чем этнос, но он не должен забывать, откуда он произошёл, на каком языке он говорит и какой у него род. Этого нельзя требовать от человека, это сатанинское дело - требовать от человека забыть свою кровь и свой род. Ни от одного человека на земле нельзя этого требовать! Поэтому мегаполисы, большие города, где люди теряют свою этничность и корни, считаются, скажем так, обителью зверя, во всех религиях. Так Рим считался обителью зверя, именно потому, что он отсекал человека от его естественных корней. И в Евангелии, и в Коране об этом сказано. В Евангелии есть Послание к Галатам, Послание к Коринфянам, а апостолы были посланы к разным племенам и народам.

Поэтому вопрос о соотношении программы модернизации России с традиционными нравами и ценностями народов Кавказа... в чем-то сочетается, в чем-то нет. Так трудно говорить в целом. Надо рассматривать конкретный случай. Вот кровная месть, допустим, это плохо. А что вы можете взамен кровной мести предложить? Ну да - это плохо, когда убивают. А что хорошо? Когда суды расследуют? А суды расследуют, хочется спросить? А человек может прийти в суд и сказать, вот, мол, помогите мне, совершено преступление. А что более эффективно, с точки зрения наказания убийцы? Это или другое? Есть еще много других вещей, которые просто надо конкретно, прикладно рассматривать. Я считаю, что российское право может совершенствоваться и развиваться, включая в себя некровавые правовые нормы народов России, установленные и традиционные, просто это очень сложная и длительная работа, всё надо обсуждать.

Продолжение следует...

Беседовала Алена Шаркова, г. Москва

Теги: Россия

Поделиться: