Слово о Таможенном Союзе.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мы исходим из того, что ТС действительно является одним из наиболее перспективных и успешных интеграционных проектов на постсоветском пространстве, который, безусловно, работает на развитие эффективного и глубокого трехстороннего взаимодействия, а в перспективе может стать ядром интеграции более высокого уровня. И это не пустые слова, которые уже сейчас находят серьезное подтверждение в экономических практиках Таможенного Союза.
Слово о Таможенном Союзе.

В Алматы создан Казахстанско-российский экспертный Совет.

*******************************************************************************

Выступление генерального директора ИАЦ МГУ Алексея Власова на Круглом столе «Актуальные вопросы казахстанско-российского сотрудничества на современном этапе»

*******************************************************************************

Уважаемые коллеги, за последнее время мы неоднократно обращались в разных форматах, на многочисленных экспертных площадках к обсуждению вопроса о необходимости системного и стратегически выверенного освещения темы Таможенного Союза в российских, казахстанских и белорусских медийных и экспертных кругах.

Мы исходим из того, что ТС является одним из наиболее перспективных и успешных интеграционных проектов на постсоветском пространстве, который работает на развитие эффективного и глубокого многостороннего взаимодействия, а в перспективе может стать ядром интеграции более высокого уровня. И это не пустые слова, напротив, они уже сейчас находят подтверждение в экономических практиках Таможенного Союза.

Однако, совершенно очевидно, что на первом этапе создания этой системы, когда контуры нового экономического пространства прочерчены ещё не до конца, механизмы функционирования этой модели имеют определенные изъяны, существуют неизбежные проблемные зоны. Следовательно, на первый план выходит задача формирования ясного образа будущего - общей , внятной картины развития Таможенного Союза, ответа на вопрос - каким будет направление движения?

Эксперты, прежде всего, должны описать идеальные модели будущего Таможенного Союза. Причем, обсуждение этой темы должно идти не только и не столько с позиции реализации межэлитного проекта, особенно учитывая полемику между Москвой и Минском, но с точки зрения превращения таможенного союза в общественный проект.

Каждый житель трех наших стран должен понимать в перспективе, какие именно конкретные преференции он может получить от функционирования Таможенного Союза, в чем состоит его личная прагматичная выгода, помимо тех макроэкономических показателей, которые кочуют из одного экспертного заключения в другое. И здесь абсолютно очевидно встает задача распределения зон ответственности между журналистским и экспертным сообществами, которые должны, с разных позиций, дать внятные ответы на три вопроса: почему, зачем, что дальше?

Эксперты должны представлять более глубокое, подробное, системное обоснование и анализ различных сторон деятельности Таможенного Союза. А в свою очередь, журналисты должны освещать деятельность ТС объективно, без претензий на дутые сенсации, с пониманием значимости этого проекта для будущего наших государств.

Существует ли такое взаимодействие, взаимопонимание в настоящий момент? Скорее всего, нет, поскольку отсутствует необходимый уровень координации основных участников этого процесса – я имею в виду ЕврАзЭС, комиссию Таможенного Союза, представителей правительственных структур или, допустим, таких крупных аналитических центров, как КИСИ или РИСИ.

Нет общей повестки дня, есть только ее общие контуры, которые обозначены решениями глав государств. Доминирует самый общий подход, рассуждения о пользе интеграции, братской дружбе евразийских народов, стремлении создать некий аналог ЕвроСоюза на постсоветском пространстве.

Это действительно важные задачи, но следует учитывать, что оппоненты Таможенного союза оперируют гораздо более реальными категориями, понятными для населения. Например, ростом цен на определенные группы товаров, упоминанием о проблемах, с которыми столкнулись средние и мелкие предприниматели в разных отраслях экономики. Такой подход был зафиксирован в заявлении оппозиционных сил Казахстана, где содержалось прямое требование о выходе страны из Таможенного союза.

Все эти декларации сопровождались обвинениями в неоимперализме, попытке заново собрать Советский Союз, подчинить Казахстан и Беларусь российскому влиянию. Мы видим, что конкретные проблемы начальной фазы становления Таможенного Союза искусственнно сопрягаются с глобальной политической темой, и это негативное позиционирование проекта, безусловно, также оказывает влияние на восприятие Таможенного Союза в казахстанском и белорусском обществе.

Еще одна проблема - нехватка компетентных спикеров, поскольку главными ньюсмекерами, как правило, являются такие знаковые фигуры, как Таир Мансуров или Сергей Глазьев, а с казахстанской стороны эту миссию на себя берут Умирзак Шукеев, Канат Берентаев, Булат Султанов. Но для того, чтобы создать благоприятную информационную среду, число диалоговых площадок по проблемам ТС, а, следовательно, и число основных спикеров должно быть увеличено в разы. В противном случае, это будут только отдельные включения СМИ в процесс освещения проекта, к каким-либо встречам на высшем уровне, саммитам или же юбилейным датам, как например, 10-летие ЕврАзЭС.

Таким образом, низкий уровень знаний о перспективах и направлениях развития ТС создает впечатление, что таможенный союз - это в большей степени бюрократическая инициатива, которой явно не достает элементом общественной поддержки. Поэтому в вопросе имиджевого позиционирования ТС необходимо делать ставку не на успехи, продемонстрированные Казахстаном или Россией на макроэкономическом уровне, а исходить из того, что именно дал Таможенный союз бизнес-сообществу, продвигать в медийном плане удачные бизнес истории, которые связаны с данным интеграционным проектом. Не только чиновники или эксперты, а, прежде всего, предприниматели, представители среднего и малого бизнеса должны стать, в перспективе, главными ньюсмекерами на пространстве ТС.

Создание российско-казахского экспертного пула, появление общего Интернет-портала, безусловно, содействует решению этой задачи, на стадии соединения экспертного потенциала трех стран, выработки общих подходов к информационно-аналитическому сопровождению ТС. Консолидация, прежде всего, должна начинаться на экспертном уровне. И от того, насколько все сидящие в этом зале воспринимают данную задачу, как актуальную задачу сегодняшнего дня, на мой взгляд, и зависит успех наших начинаний.

Поделиться: