Перестройка Януковича

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Виктор Янукович вернул Украине конституцию 1996 года. Таким образом, под контроль украинского президента снова становится премьер, весь силовой блок, включая генпрокурора и главу спецслужб. Президент способен опять проводить любые реформы власти, ликвидировать или создавать новые ведомства. Разделаться со спорным наследием компромиссной конституции декабря 2004 года Януковичу необходимо было не только для укрепления личных позиций, но и ради пролонгации выбранного курса укрепления президентской вертикали исполнительной власти.
Перестройка Януковича

Перестройка Януковича.

Виктор Янукович вернул Украине конституцию 1996 года. Таким образом, под контроль украинского президента снова становится премьер, весь силовой блок, включая генпрокурора и главу спецслужб. Президент способен опять проводить любые реформы власти, ликвидировать или создавать новые ведомства. Разделаться со спорным наследием компромиссной конституции декабря 2004 года Януковичу необходимо было не только для укрепления личных позиций, но и ради пролонгации выбранного курса укрепления президентской вертикали исполнительной власти. Заметим, что основной закон 2004 года принимали в условиях жесточайшего кризиса, на грани силового противостояния оранжевых и регионалов. Конституцию утверждали не по закону, а согласно целесообразности, вписав туда возможность третьего тура выборов и необходимость создания парламентской республики. Нынешняя «возвратная» процедура конституционного закона также не лишена изъяна, следуя демократической логике, она требовала проводки через парламент. Однако у партии регионов нет конституционного большинства в парламенте, поэтому ограничились решением конституционного Суда по запросу фракции.

Необычность ситуации для Киева в том, что придется менять все законодательные акты выводимые из конституции 2004 года: приводить в соответствие «старой-новой» конституции около 600 законов. В экстренном порядке Рада корректирует сроки правления нынешнего президента, срок работы парламента, предлагая оставить порядок прежней конституции - всем по пять лет. Возврат политической Украины в 1996 году ставит под вопрос и необходимость наличия правящей коалиции. Она теряет смысл, ведь все основные решения переходят в аппарат администрации президента. Это наверняка сулит некоторую полосу нестабильности. Фракция партии регионов вместе с лояльными ей депутатами из других фракций срочно подписала договор о создании парламентского большинства. В сравнении с коалицией «большинство» практически не имеет возможности влиять на президента.

Исключительность всей этой картины в том, что большинство влиятельных украинских групп вроде бы согласны с таким «обратным» процессом, понимая ущербность сложившейся политической конструкции, при которой тотальный конфликт ветвей исполнителей власти ее неотъемлемое свойство. Поэтому и не пришлось судей ломать через колено. Не потребовалось и какой-либо иной встряски, типа майдана.

Янукович практически беспрепятственно выстраивает свою вертикаль. Выборы в региональные парламенты 31 октября станут первым серьезным испытанием на прочность отстраиваемой системы. За семь-восемь месяцев Янукович сумел подчинить себе областные власти, перестроить систему управления в Крыму, наиболее самостийном и сложном регионе Украины, где главной фигурой многие годы был руководитель парламента из ряда местных политиков. Теперь главную роль там играет кабин во главе с выходцем из Макеевки, а многие посты занимают представители Донецка, что также необычно для Крыма и могло бы вызвать кризис. Однако «регионалы» чувствуют силы победить в Крыму с 60-70% голосов. Если в целом по Украине партия регионов получит запланированные крымские результаты, то больших препятствий для закрепления новой конфигурации власти во главе с «главной партией» не будет. Партия регионов превратится в правящий номенклатурный клуб. Конечно, вряд ли в Украине мы увидим квазиавторитарные 85 90% поддержки, как это было последние годы у «Единой России». Там будет по-другому, мягче. Но говорить о том, что Янукович не Кучма уже станет бессмысленно, он станет в чем-то крупнее Кучмы. Возможно не по личным характеристикам, а по заслугам команды.

Чем же может ответить западно-украинская идеологическая оппозиция. Осознание того, что ситуацию «диктует» Донецк оказалось недостаточным стимулом для формирования встречного политического импульса. Казалось бы, за эти месяцы было столько поводов для взрыва массового недовольства: это и Харьковские соглашения с Москвой и новые высокие газовые тарифы для населения, теперь и возврат старой конституции. По-прежнему сильна популистская риторика Тимошенко. Но оппозиционный всплеск не происходит. Если партии Олега Тягнибока, Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко, Арсения Яценюка не получат 31 октября существенной поддержки населения, не смогут поднять электорат в реакции на вертикализацию, Янукович добьется еще одного результата – маргинализации оранжевого фланга.

Итоги выборов позволят заглянуть на пару лет вперед. Коль скоро Янукович расчистит себе политическое пространство, Москва не позволит рухнуть его правительству под ударами экономического кризиса. Евросоюз также сделает все для поддержания стабильности его власти, ведь он единственная сила на которою Брюссель сможет опереться в Украине. Нынешний президент Украины смотрит на восток, но с ним всегда можно договариваться по всем вопросам. Что касается США, то курс Обамы в отношении РФ не предполагает подъем волны размежевания между Украиной и Россией.

Весной 2012 года ожидаются парламентские выборы, если в Киеве все пойдет по накатанному маршруту, они выведут в Украине новую партию власти. Янукович окончательно вырулит на известную во многих постсоветских странах модель консолидации власти, но это будет не московский вариант, а сугубо украинский. Очень похожий, но другой.

Сокращенная "Независимая Газета" http://www.ng.ru/politics/2010-10-07/3_kartblansh.html

Теги: Украина

Поделиться: