Россия, Москва

info@ia-centr.ru

На пространстве СНГ...Инновации как интеграционные тенденции

07.10.2010

Автор:

Теги:

Виталий ЖУРАВЛЕВ

 

Напространстве СНГ...Инновации как интеграционныетенденции

 

В соответствии с Концепцией нешнейполитики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ Д.А. Медведеваот 12 июля 2008 года, приоритетным направлением внешней политики России является развитие сотрудничества сгосударствами СНГ.

 

К сожалению, несмотря на наличие объективных предпосылок, такихкак  географическая близость, историческисложившиеся гуманитарные и экономические связи, общность интересов в сферебезопасности, фактическая интеграция на пространстве СНГ отстает от политически декларируемых целей. Одна из основныхпричин такого положения – низкий уровень экономической интеграции.

Сегодня мировое сообщество переживает эпоху глобализации, когдаувеличивается взаимозависимость экономик различных стран, открываютсянациональные рынки и формируется мировой финансовый рынок. В выигрышеоказываются в первую очередь развитые в экономическом отношении страны, которыеполучают возможность аккумулировать новейшие технологические достижения,вытесняя страны и целые регионы с сырьевой экономикой на периферию мирового хозяйства.Это наглядно продемонстрировал мировой финансовый кризис 2008-2009 годов, откоторого в большей степени пострадали страны, ориентированные на экспорт сырья,и в меньшей степени – страны и группы стран с

высокотехнологичной экономикой и емким внутренним рынком, такиекак США, ЕС, Китай, Япония.

В развитых странах в 2009 году зафиксировано падение ВВП: в США –на 2,4%, Франции – на 2,2, Италии – на 4,7, Великобритании – на 4,8, в Японии иГермании – на 5%. Но они продолжают оставаться крупнейшими мировымиэкономиками, а в 2010 и 2011 годах, по прогнозам МВФ, в них намечаетсяопределенный рост. Прежде всего это относится к США.

В 2009 году снизились темпы роста ВВП в Китае, Индии и в странахАфрики. На 2,6% упала экономика в государствах Латинской Америки. Но, попрогнозам, в 2010-2011 годах Китай, Индия, Бразилия и Мексика будут развиватьсясамыми высокими темпами в мире.

Дела в России и у большинства ее соседей по СНГ обстоят не лучшимобразом. Экономический спад в 2009 году составил в среднем погосударствам-участникам 7%. Снижение ВВП произошло в Армении, Казахстане,России, Украине. Промышленное производство в СНГ снизилось в целом на 14%.

Во всех государствах СНГ происходило снижение стоимостных объемоввнешней торговли, что объясняется падением цен на топливно-энергетические идругие ресурсы и снижением спроса на них на мировом рынке. Взаимная торговлястран СНГ в их общем товарообороте за 2004-2008 годы снизилась с 27 до 21,5%.

Казалось бы, сокращение спроса со стороны стран дальнего зарубежьядолжно было стать стимулом переориентации основных потоков товарооборотагосударств СНГ на внутрирегиональный рынок. Но этого не произошло ни в 2008-м,ни в 2009 году.

Вызывает обеспокоенность тот факт, что все более серьезнуюконкуренцию на рынке СНГ России составляют Евросоюз, Китай и США. Так, ЕС внастоящее время выступает ведущим торговым партнером для большинства стран СНГ.Влияние США во внешней торговле стран СНГ в последние 10 лет, по экспертнымоценкам, уменьшилось. В то же время Соединенные Штаты обеспечили себелидирующие позиции в нефтегазовом секторе Азербайджана и Казахстана. Вэнергетическом секторе Азербайджана они являются самым крупным инвестором. ВКазахстане доля США в накопленных на середину 2009 года прямых иностранныхинвестициях в горнодобывающей промышленности достигала 48%, в портфельныхинвестициях – 78%.

Удельный вес Китая в общем внешнеторговом обороте государствСодружества вырос в 2008 году на 3% по сравнению с 2000 годом, в том числе вимпорте – почти на 9%.

Отмечу также, что роль финансовых доноров в СНГ активно играютКитай и Евросоюз, соответственно переключая на себя экономические иполитические региональные ресурсы.

Почему это происходит? Совокупный энергетический потенциал СНГсоставляет около 11% мировых доказанных запасов нефти, уступая средиэкономических сообществ только ОПЕК, и более 41% мировых запасов природногогаза. В последние годы ситуация диктовала развитие экономическогосотрудничества России и стран СНГ в первую очередь со странами Западной Европы,но это не принесло российской экономике серьезных инвестиций и

передовых технологий. Как показывает практика, преобладание топливно-сырьевыхтоваров,

сильно зависящих от конъюнктуры мировых рынков, не ведет и к глубокойинтеграции национальных хозяйственных комплексов.

Кроме того, производители углеводородного топлива в России и СНГработают в режиме детерминации спроса над предложением. Не производитсярегулирование количества добычи и поставок углеводородов на внешние рынки, неприменяются технологии консервации уже добытого сырья с целью его наиболеерационального использования.

Если посмотреть на Запад, то можно увидеть, что там от 70 до 85%прироста ВВП приходится на долю новых продуктов. Объем мирового рынка высокихтехнологий контролируется на 80% наиболее развитыми государствами и значительнопревосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Из 50 самых передовыхмакротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции, 46 находятсяв США, ЕС и Японии.

В странах с развитой экономикой доля затрат на научныеисследования и разработки составляет свыше 2,5% ВВП, в то время как вгосударствах СНГ этот показатель в среднем составляет 0,4-0,5% ВВП. А каксоздавать новые конкурентоспособные товары, если не опираться при этом надостижения и результаты фундаментальных научных исследований?

Отсутствие результатов в фундаментальной науке создает проблемы сразработкой новых технологий, но после их появления необходимы механизмытрансфертов, коммерциализации, введения инноваций в товарооборот. Нужны общиеправила торговли инновационной продукцией.

Перспективы экономической интеграции на пространстве СНГ способнадать реализация «Основных направлений долгосрочного сотрудничества государств -участников СНГ в инновационной сфере», которые были утверждены Советом главправительств СНГ 20 ноября 2009 года в Ялте. В них отмечено, чтоэффективно  преодолеть последствиямирового финансово-экономического кризиса можно только через созданиемежгосударственного инновационного пространства, концентрацию объединенныхусилий и ресурсов на приоритетных направлениях развития современныхтехнологических укладов.

Важным перспективным фактором интеграции является также Межгосударственнаяцелевая программа инновационного сотрудничества государств СНГ на период до2020 года, которая будет осуществляться в соответствии с национальнымиинновационными программами.

К сожалению, в настоящее время в целом по СНГ затраты на инновациисоставляют только 4,9% общего объема затрат на производство промышленной продукции.

Учитывая экономические процессы в мире и СНГ, основныминструментом выхода из экономического кризиса в государствах СНГ должна статьновая инвестиционная политика, способная обеспечить переход к инновационнойэкономике. С позиции законодательства формирование инновационной системы СНГтребует создания целостной национальной и межгосударственнойнормативно-правовой базы, которая регламентирует деятельность институциональныхобразований по финансированию совместных инновационных проектов. Например,через национальные венчурные фонды. Следует предусмотреть создание региональныхтехнологических кластеров, призванных объединить основных участниковинновационной системы вокруг ключевых технологий, обеспечить им финансовуюподдержку. Необходимо создание таких правовых условий на пространстве СНГ,когда и при высокой степени риска инновационная деятельность станетпривлекательной, а доходность высокотехнологичных отраслей будет превышатьдоходность отраслей в сырьевой экономике. Нужны правовые механизмы,обеспечивающие трансферт технологий и гармонизацию национальногозаконодательства государств СНГ в интересах создания межгосударственной инновационнойсистемы. В 2010 году, официально объявленном в Содружестве Годом науки и инноваций,следует на самом высоком политическом уровне поставить вопрос об имплементациимодельного законодательства, регулирующего инновационные процессы в СНГ, внациональные законодательные системы.

Полагаю, что вызовы в сфере развития инновационной экономики,энергетики, транспорта, металлургии и машиностроения и других отраслей, скоторыми сталкивается сегодня Россия в СНГ, требуют соответствующего государственногоответа. Нужна институционализация процесса принятия и реализации решений всфере экономического развития СНГ на уровне вице-премьера ПравительстваРоссийской Федерации. Требуется создание специального министерства по делам экономическогосотрудничества в СНГ, которое могло бы функционировать по программным принципам.Для стимулирования инновационной среды на уровне национального законодательстванеобходимо предусмотреть: увеличение государственного финансирования научныхисследований; налоговые льготы и беспроцентные кредиты для предприятий, которыезанимаются внедрением инноваций; введение государственных санкций за выпускустаревшей продукции; страхование инновационных рисков; создание инновационныхфондов с льготным режимом; использование грантов и льготное налогообложение вцелях поддержки частного сектора научных исследований.

Представители законодательных и исполнительных органов властистран  содружества должны совместнымиусилиями сделать так, чтобы государства СНГ встали на путь инновационного развитияи вышли из кризиса, упрочив свои позиции на мировом рынке.

 

Опубликовано:«Союзное вече» № 43 (340) 23 – 29 сентября 2010 г.

http://www.souzveche.ru/upload/iblock/7c0/8599_3.pdf.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение