Черный квадрат – что дальше? Или разруха в головах

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В этом году исполняется 95 лет с момента создания одной из самых, пожалуй, знаменитых и самых загадочных картин в мире «Черный квадрат». За это время многие художники, историки искусства, и просто ценители прекрасного пытались разгадать тайну творения русского художника.
Черный квадрат – что дальше? Или разруха в головах
В этом году исполняется 95 лет с момента создания одной из самых, пожалуй, знаменитых и самых загадочных картин в мире «Черный квадрат». За это время многие художники, историки искусства, и просто ценители прекрасного пытались разгадать тайну творения русского художника. Картина была явлена миру на выставке со странным названием «0,10» в 1915 году. Располагалась работа в «красном углу», где на Руси всегда ставили иконы. Черный квадрат и вправду стал наваждением новой эпохи, новым символом, устрашающим знаком веры в ничто, знаком свободы, страха и неизвестности. Сама идея названия выставки взялась не спроста и тоже принадлежала Каземиру Малевичу – футуристы хотели свести все предметные формы к «нулю», а потом и «перешагнуть за ноль». К нулю свели, жаль только не перешагнули. Обидным, хотя, пожалуй, закономерным мне кажется то, что когда кто-то из «просвещенной» современной молодежи хочет высмеять искусство, сам его смыл, вспоминают именно «Черный квадрат». И непременно со словами: «Да это и я вам так нарисую». Не стану утверждать, что картина Малевича – вершина воплощения философской идеи. Впрочем, у каждой эпохи свои герои. Но смешно и грустно слушать подобные высказывания от тех, кто свою философию сформулирует вам едва ли. Искусство всегда было зеркалом. Квадрат – всего лишь знак обществу. И, как бы много не существовало мнений и интерпретаций, самая точная из них, пожалуй, о том, что Малевич написал картину только затем, чтобы заполнить огромное пространство выставочного зала. Точно это не потому, что объясняет суть произведения, а только потому что сам факт того, что такая нелепая и безжалостная версия могла появиться – является отражением общества. Во все времена клеймили непонятное и это не ново. Но вот процесс дошел до абсурда – художнику нечего сказать о мире, кроме черной бездны, а миру нечего сказать об искусстве, кроме как сделать из него предмет интерьера. Многих и сегодня пугает эта картина. Нередко критики и журналисты видят в полотне знак неизбежности, бездны и ужаса. А ведь страшнее другое – не сам ЧК, но огромное количество его последователей. Сегодня существует множество квадратов, да и само течение супрематизма по сути – лишь повторение идеи Малевича. Сам художник считал свой холст вершиной искусства – новой и последней формой. Это должно было стать по мысли автора высшей точкой искусства. Точкой, а значит завершенной мыслью. Она уникальна, и ее нельзя развить и продолжить. Продолжение же свидетельствует лишь об исчерпанности. Искусство сегодня больно повторениями. Это не только живопись, но и кино, и музыка. Страшнее всего, когда искусству нечего сказать. Но, пожалуй, еще страшнее, когда творец говорит не своими мыслями, а лишь неумело пересказывает, выдавая при этом за новый взгляд. Картина Казимира Малевича – невероятный шаг к абсолютной свободе. Свободе творчества, свободе слова, свободе самовыражения. Беда нашего века не в том, что Малевич кем-то обруган, кем-то не понят, а кем-то возведен в культ и не в том, что его феномен вообще был рожден нашим веком. Беда в том, что это оказался прорыв в никуда. За этой чертой, казалось, откроется неведанное. Но вот сказать нечего. Нечего и самому новатору, написавшему несколько копий Черного квадрата, а потом и Красный и Белый квадрат. Что станет символом нового века, покажет время. Главное, чтобы этим символом не стала сама пустота, как логическое завершение ее изобразительного образа. Татьяна Немировская, г.Москва
Теги: Культура

Поделиться: