Очаги дестабилизации в центрально-азиатском регионе: взгляд из Ташкента

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В данной ситуации необходимо вспомнить сформулированную президентом Каримовым еще в 2008 году так называемую «дорожную карту стабилизации ситуации в Афганистане», состоящую из реализации пяти основных задач. Она рассматривает как чисто внутренние проблемы самого Афганистана, так и проблемы, где могут и должны быть задействованы все приграничные с ним государства и международные организации. К их числу, прежде всего, необходимо отнести США, НАТО, Россию, имеющие конкретное отношение к миротворческой миссии, а также страны, непосредственно соседствующие с Афганистаном. Александр Цинкер Выступая на пленарном заседании саммита ООН «Цели развития тысячелетия», президент республики Узбекистан Ислам Каримов уделил особое внимание вопросам стабилизации ситуации в Центральной Азии. Если тема Афганистана, в котором уже более 30 лет не прекращаются военные действия, является традиционной, то трагические события в Кыргызстане – это новая, но очень взрывоопасная проблема. Говоря о ситуации в Афганистане, Каримов обратил внимание слушателей на тот факт, что военного решения афганской проблемы нет, а избранная стратегия коалиционных сил по умиротворению Афганистана не дает ожидаемых результатов. Следовательно, для достижения мира и стабильности в Афганистане требуются альтернативные пути. В данной ситуации необходимо вспомнить сформулированную президентом Каримовым еще в 2008 году так называемую «дорожную карту стабилизации ситуации в Афганистане», состоящую из реализации пяти основных задач. Она рассматривает как чисто внутренние проблемы самого Афганистана, так и проблемы, где могут и должны быть задействованы все приграничные с ним государства и международные организации. К их числу, прежде всего, необходимо отнести США, НАТО, Россию, имеющие конкретное отношение к миротворческой миссии, а также страны, непосредственно соседствующие с Афганистаном. Еще тогда президент Узбекистана видел важность решения проблем, касающихся государственного и общественного строительства, укрепления вертикали власти, реконструкции социальной сферы и решения острейшей проблемы занятости населения Афганистана. Важную роль президент Узбекистана отводил созданию под эгидой ООН контактной группе 6+3. Актуальность эффективной работы данной группы сегодня только возрастает. Ее задача – предложить противоборствующим сторонам программу по прекращению военных действий в Афганистане, найти компромиссные решения по основным ключевым проблемам и противоречиям, разделяющим страну, обеспечить безопасность и предоставить необходимые гарантии. В новых инициативах президента Узбекистана интересен перенос акцента на активизацию диалога со всеми основными противоборствующими силами в Афганистане. Прав Каримов, считающий, что проблемы своей страны должны решаться самими афганцами - при содействии тех государств, которые, исходя из собственных интересов безопасности, заинтересованы в окончании войны и стабильном будущем Афганистана. Хочется уделить внимание еще одному аспекту, озвученному в докладе. Это необходимость в проявлении уважения к многовековым традициям и обычаям афганского народа. К сожалению, в мировой практике имеется горький опыт, когда долгий путь становления государственности пытались пройти ускоренно, за короткий срок. Ни к чему хорошему это не приводило. Выступая на саммите ООН, президент Каримов обратил внимание на возможность негативных последствий трагических событий, имевших место в июне 2010 года на юге Кыргызстана. В первую очередь это касается стабильности в регионе: затянувшийся кризис власти в стране, приведший к кровавым событиям на межэтнической почве, в результате которых погибли сотни людей и пострадали тысячи мирных граждан, вызвал особую тревогу в Узбекистане - границу государства, спасаясь от межэтнических столкновений, пересекли более 100 тысяч беженцев-узбеков. Огромный поток беженцев, беспокойство за судьбу многочисленной узбекской общины, проживающей по ту сторону границы, требовал от руководства Узбекистана оперативной реакции на трагические события. Были горячие головы, считавшие, что необходимо извне вмешаться в конфликт, не дожидаясь скоординированного решения международного сообщества. Но здравый смысл взял вверх - руководство Узбекистана не поддалось на глубоко продуманную (судя по всему) и хорошо организованную провокацию. Межгосударственного противостояния двух соседних стран не произошло. Такую же взвешенную позицию президент Каримов изложил в своем выступлении на саммите. Ясно прозвучало обращение к Организации Объединенных Наций о необходимости проведения объективных независимых международных расследований, исключающих всякую предвзятость и односторонний подход. Нарыв должен быть исследован и уничтожен - только так можно предотвратить возможность повторения трагических событий в этом взрывоопасном регионе. источник: Центр ICES

Поделиться: