Казахстан-2010: Модернизм, постмодернизм и традиции

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сказанное позволяет сделать один важный вывод: мобилизация духовного потенциала нации является условием успешного перехода к постмодернистскому типу экономического и политического развития. Подтверждается преобразующая роль культурной составляющей в выстраивании нашей национальной государственности.
Казахстан-2010: Модернизм, постмодернизм и традиции

А.С. Балгимбаев – доктор философскихнаук, профессор

Казахский Национальный ПедагогическийУниверситет имени Абая

(Алматы,Казахстан)

Модернизм, постмодернизм и традиции

Различают две фазы современного, т.е.посттрадиционного общества – индустриальную и информационную(постиндустриальную). Различие между ними наблюдается, прежде всего, в сферекультуры, в ценностных установках и ориентирах. Поэтому в сущностном планепринято считать, что две указанные фазы различаются как модернизм ипостмодернизм.

Новый этап развития цивилизации требуетглубокого и всестороннего осмысления, изменения сложившихся ранее парадигм иформирования новых дискурсов.

Чтобы дать адекватный отчет всущностных чертах проблемы следует, очевидно, строго и точно разобраться втаких феноменах, как модерн, модернизм и модернизация.

Модернизация – это движение оттрадиционного общества к современному. Традиционное общество – это, преждевсего аграрное общество. Оно отличается закрытой социальной структурой,исключающей вертикальную и горизонтальную мобильность, наследуемым статусом егочленов и обязательствами человека перед общиной. Во всех жизненных сферахгосподствует религиозное сознание, а политическая власть носит авторитарныйхарактер.

Ядро модернизации составляютиндустриализация и «всепроникающая рационализация всех сфер общества» (М.Вебер). В отличие от традиционного, современное общество – это индустриальноеобщество, его технической основой выступает промышленное производство.Социальная структура имеет открытый характер, что создает возможности длявертикальной и горизонтальной мобильности. Статус перестает быть прирожденным инаследуемым, а становится приобретенным и определяется личными качествамичеловека, его способностями и наклонностями. Происходит сокращение обязательствперед общиной. Современное общество секуляризовано, т.е. свободно отрелигиозного влияния.

Модернизация связана с гигантскимсдвигом в культуре, т.е. сдвигом от одной системы ценностей к другой, а именноот традиционных, главным образом религиозных ценностей к рационально-правовымценностям в экономической, политической и социальной сфере. Для всехтрадиционных аграрных обществ характерны система ценностей, которые осуждаличестолюбие и карьеризм. В то же время подчеркивалось обязанность делиться и благотворить,с тем, чтобы помочь компенсировать отсутствие социальной мобильности иодновременно препятствовать легитимации экономического накопления. Стремление кбезудержному накоплению, чрезмерному богатству и наживе любыми средствамиосуждалось обществом.

С переходом к индустриальному обществускладывается новая система ценностей, иное отношение к экономическомунакоплению. Общество не только терпимо относится к нему, но и поощряет его каквполне достойное и даже истинно человеческое занятие.

Таким образом, сутью модернистскогосдвига в культуре, ключевой парадигмой культурной перемены является утверждениематериалистической системы ценностей. С этим связано господствоматериалистической философии и влияние марксистской идеологии, основанной наэкономическом детерминизме.

Сдвиг в культуре был обусловленизменениями в мироотношении и жизнеустройстве, связанными с индустриализацией ивсеохватывающей рационализацией всех сфер общества, и означал гигантскиеизменения в познавательном и эстетическом отношении к действительности, а такжев мировоззрении, т.е. в сфере, где изменения мироотношения находят наиболееабстрактное и вместе с тем наиболее концентрированное выражение.

Постмодернизм означает не что иное, как возрождение нановой основе, в новых исторических условиях ценностей, которые в эпохумодернизма были преданы забвению или отодвинуты на периферию массовогосознания. Чтобы убедиться в этом, обратимся к базовым ценностям постмодернизмаи сопоставим их с национальными традициями. Но вначале необходимо хотя бы всамом общем виде, в основных контурах представить суть постмодернизма. Преждевсего, отметим, что постмодернизм первоначально сложился в лоне философии ивыступал как новый этап в философском осмыслении мира. В дальнейшем и главнымобразом благодаря уяснению того, что философия есть духовный слепок реальногожизнестроения, или жизнеустройства, приходит понимание, что постмодернизм естьэтап, или стадия, цивилизации, а постмодернизм в философии есть лишь часть,хотя и важная, глобального цивилизационного процесса.

Постмодернистская система ценностейрезюмирована в философии постмодернизма, при всей ее незаконченности ипротиворечивости. Для государств, внедряющих постиндустриальные ценности и темсамым приступающим в начале к новому типу экономического развития, а затемнеминуемо к новому типу политического и духовного развития, проблема «ценностипостмодернизма – традиции» является весьма актуальной. Для обществ незападноготипа культуры, к которым относится и Казахстан, проблема вдвойне актуальна всилу социокультурного дуализма.

В новой постмодернистской системе ценностей в качествецентральной выделяется осознание неразрывной связи человека и мира, приматадуховных ценностей над материальными, и многообразия форм бытия, а такженеобходимости их более полной репрезентации.

В традиционном обществе человек осознавал неразрывнуюсвязь с миром, не отделял себя от него, они связаны как часть целого. Переходот традиционного аграрного к современному индустриальному означал отказ от этойпарадигмы. Человек осознает свое Я, свое отличие от природы и отделяет себя отприроды и общества. В последующем он не только отделяет себя от них, но ипротивопоставляет их. Природа и общество осознаются как пассивный объект, ачеловек как активное начало, как субъект, активно преобразующий мир в своихнуждах и целях.

Такая мировоззренческая установка содержит дветенденции: утверждения идеи самоценности человека и индивидуальной свободы, содной стороны, и непомерной гордыни – идеи господства и подчинения мира целям иинтересам человека, с другой. Модернизм причудливо сочетает гуманистическую исциентистско - технологическую установки.

В демократии, по словам знаменитого ученого Р.Арона,проявился не только либеральный дух западной демократии, но и ее «прометеев» дух.Волевое, технологическое отношение к миру вызвало к жизни невиданный ранееподъем производительных сил, мощное развитие техники и производства.

«Прометеев» дух вместе с тем развязал самую настоящуюэкспансию против природы, породив экологическую проблему, которая в настоящеевремя приобрела глобальный характер и вынудила начать интенсивный поискспособов гармонизации отношения к природе.

В определенном смысле на Востоке наблюдаетсяпротивоположная картина: Восток в отличие от Запада придерживался принципаневмешательства в естественный ход природных процессов. Постмодернизм,доказывая относительность волевого, активно преобразующего, технологическогоотношения к природе, реабилитирует идущий с глубины веков дискурс онеобходимости неразрывной связи человека и мира.

Для нас эта проблема настолько актуальна, что ненуждается ни в каких доказательствах. В них нуждается другое, а именно:осознание государством актуальности проблемы, как свидетельства приверженностипостиндустриальному типу экономического развития.

К не менее тяжелым последствиям приводит технологичноеотношение к обществу, стремление переделать его в соответствии с истиннымзнанием, с «непреложными законами» истории. Вся предшествующая история,утверждал К. Маркс, есть, строго говоря, предыстория человечества: истиннаяистория начинается с победой пролетарской революции и построения социализма.Иными словами, вся история человечества до социализма является неправедной,сплошной цепью блужданий в темноте непросвещенного разума. Старое общество,согласно такому пониманию, нуждается в переделке, в революционномпреобразовании.

Нетрудно видеть, что в основе идеи революционногопреобразования старого общества лежит претензия на монополию в обладанииистинной, деление общества на просвещенный авангард и темную массу. Ясно, чтотакая претензия могла появиться толькопри опоре на определенную религиозную традицию и выдержана в духе этойтрадиции.

Изменения передовых индустриальных стран происходит подвум направлениям. В условиях тоталитарной системы, проводящей модернизацию в ущербной иантигуманной форме, в самой острой форме стояла проблема экзистенциональной –экономической и физической безопасности человека. Не удивительно, чтохарактерным для общества был примат материальных ценностей. Развитие экономикии формирование государства благосостояния, двумя формами которого являютсягосударство благоденствия и социальное государство, привели к переходу отматериалистической системы ценностей к постматериалистической. Этот переходсоставляет суть постмодернизма, его главную, ключевую парадигму. Таким образом,постмодернизм меняет приоритет в пользу духовных ценностей и в этом плане естьстадия постматериалистических ценностей. На первый план выдвигаются такиеценности как качество жизни, защита окружающей среды и т.д. Именно поэтомумарксистский детерминизм, как и марксизм в целом, влиятельный в эпохугосподства материалистических ценностей, обнаруживает свою несостоятельность вэпоху постмодернизма, когда доминирующими становятся постматериалистические,идеальные ценности.

Во-вторых, теряют легитимность модернисткиеполитические системы и наступает стагнация экономических систем, основанных наавторитарных методах управления. Наиболее убедительным примером в этомотношении является создание и крах тоталитарной советской системы.

Сдвиг от материалистических ценностей кпостматериальным требует отказа от материалистического монизма в пользуплюрализма, а в более конкретном плане преодоления дихотомий: «гносеологизм» -«онтологизм», «материализм» -«идеализм», «экзистенция» - «бытие», «индивидуальное» - «надындивидуальное» ит.д.

Такой подход адекватен новомупостиндустриальному, постмодернистскому мироотношению, новой системе ценностей,сложившейся в результате мощного экономического роста, формирования государстваблагосостояния и обретения экзистенциональной – экономической и физическойбезопасности.

Этот сдвиг сопровождается переходом отлогики конфронтации и классового конфликта к конфликтам по таким проблемам, какзащита окружающей среды, положение женщин и сексуальных меньшинств.

Новая эпоха требует отказа от противопоставлениядуховного и материального и ложной дилеммы «материализм-идеализм».

Приоритет духовных ценностей своими корнями уходит втрадиционную культуру номадного традиционного общества, так что постмодернистскийдискурс и архетипы нашей культуры и в этом пункте находятся в согласии.

Модернизм в егосамой крайней тоталитарной форме отвергает все естественно-историческоемногообразие общественной жизни и социального опыта, предпочитаямноговариантности путей развития унылое однообразие. В итоге общество и втеории, и на практике уподобляется единому механизму, огромной фабрике,управляемой из единого центра по единому плану, единым схемам и инструкциям.Постмодернизм разрушает подобный подход, восстанавливает в правах многообразиеисторического опыта.

В свете такого подхода четко просматриваются инекоторые парадигмы политики в области партийного строительства.

Если основой тоталитарного мышления является монолог,то сущностной чертой постмодернизма является диалог. На этой постмодернистскойпрезумпции базируется отрицание любых притязаний на монополию в обладанииистиной.

Инновационное развитие и наукоемкое производство,обнажая пределы модернистской системы ценностей, властно требуют перехода кдемократическому стилю управления. Демократия выступает уже не только какнравственно-этическая, но и рационально-прагматическая ценность.

Постмодернистский тип развития предполагаетвостребованность интеллектуальной элиты, способной осуществить «прорывные»проекты по всем направлениям развития общества. И, не в последнюю очередь,становится необходимым переход к новой методологии управления, включающейуправление проектами на всех стадиях.

Вторая важная черта постмодернизма как системыценностей – это признание относительности всех без исключения понятий,парадигм, способов мышления. Открывая дорогу многообразию в сфере науки,философии и политики, она содержит возможность скептического релятивизма,перерастания здорового скептицизма в абсолютный, сплошное отрицаниеуниверсальных ценностей. Этим, как вполне понятно, пользуются противникипостмодернизма.

Релятивистский скептицизм способен привести и в рядеслучаев привел к крайне негативным последствиям. Самое серьезное из них –третирование коллективных ценностей, таких, как государство игосударственный интерес, их отрицаниекак химер, как пережитков тоталитарного сознания, тогда как именно государствои только государство, ограниченное законом, способно гарантировать иобеспечивать права и свободы личности – человека и гражданина.

Исторический опыт – в том числе сравнительно небольшойопыт посттоталитарного развития – учит, что абсолютизация индивидного принципав ущерб коллективистскому, точно также как коллективистского в ущербин6дивдному, тотальное отступление государства, точно так же , как и еговсесилие приводят – соответственно – к состоянию, где господствует «закон джунглей», либо к состоянию, гдегосподствует «закон казармы».

Как избежать сползания в крайности, удержаться впромежуточном пространстве, между этими двумя состояниями? Решение видится втом, что государство должно быть одновременно и сильным, и слабым. Слабым в томсмысле, что сфера его деятельности и полномочий ограничена, и оно не имеетправа вмешиваться в дела гражданского общества, регламентировать частную жизнь.Но государство должно быть сильным в части гарантий правил игры, соблюдения законов.

Сказанное позволяет сделать один важный вывод:мобилизация духовного потенциала нации является условием успешного перехода кпостмодернистскому типу экономического и политического развития. Подтверждаетсяпреобразующая роль культурной составляющей в выстраивании нашей национальнойгосударственности.

Теги: Казахстан

Поделиться: