После Туймебаева.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Отставка министра образования Казахстана вновь актуализировала вопрос о современном состоянии казахстанской средней и высшей школе. Активность обсуждения отставки в казахстанских Интернет СМИ была настолько высокой, что являлась дополнительным свидетельством для многих «пикейных жилетов» темы более важной в политическом сегменте Интернета не существует.
После Туймебаева.

Илья Маркин

Отставка министра образования Казахстана вновь актуализировала вопрос о современном состоянии казахстанской средней и высшей школы. Активное обсуждение обстоятельств перемены участи Жансеита Туймебаева в казахстанских Интернет СМИ была показательной. Этоь дополнительное свидетельство - для местных «пикейных жилетов» эта тема - в числе наиболее значимых. Ну, если не брать вопрос о кадровых перестановках и о казахском языке. Это - вне конкуренции.

Что бросается в глаза? Министр (десятый или двенадцатый по счету) работал в стиле обратном известному регламному слогану про имидж и жажду. Все было с точностью до наоборот. Если отталкиваться от статистики, обнародованной на сайте Министерства образования, то сферы, в которой реформы осуществлялись бы со столько весомыми результатами, просто не существует. Количество новых школы, учебных пособий, достижения программы Болашак – всего и не перечислишь. В 2010 году Казахстан, первым из государств ЦАР окончательно вошел в Болонский процесс.

Но за всем этими лукавыми цифрами таилась очевидная пустота, которая объективно мешает Ак Орде формулировать точные задачи по развитию человеческого капитала с прицелом на будущее. Можно говорить об инновациях и модернизации, но пожалуй, для начала надо бы навести порядок в сельских школах?

Да, безусловно, строительство интеллектуальной нации полностью отвечает реалиям XXI столетия. Но, с другой стороны, где тот фундамент, на котором это красивое здание будет находиться? По идее, это каркас так называемого болонского процесса.

Вот уже более десяти лет все министры образования РК буквально бредят идеей вхождения страны в глобальное образовательное пространство. При этом цена вопроса давным-давно выросла в разы, поскольку на пути к болонской системе ломаются традиционные схемы, исчезают годами наработанные модели преподавания, появляются новые, но при этом фактически не меняется главное – качество образования.

Болонская система, как фетиш для постсоветских стран, сыграла злую шутку не только над Казахстаном - ещё больше страдает от этого российская высшая школа. И главный изъян данной модели это, пожалуй, не тестирование, а двенадцатилетняя школа. ЕНТ – это вопрос инструментария, а вот что делать с двенадцатилеткой никто не знает.

Важнейшей методологической проблемой, которую так и не сумел решить экс-министр образования – соединение образования, науки и бизнеса, которые как существовали в параллельных вселенных, так и существуют в них до сих пор.

ВУЗы как центры научных исследований практически перестали существовать, и сразу резко просела академическая наука. Ситуацию попытались выправить с помощью приглашения в ведущие ВУЗы Казахстана мировых величин из Европы, Азии и Америки. Да и учебники пусть они пишут. Весь мир облетели слова экс-министра: «Написать учебники – это очень сложное дело. Поэтому сейчас мы приглашаем экспертов и ученых из соседних республик. По естественно-научным предметам мы также будем привлекать ведущих ученых, авторов соседних государств».

Но добиться таким путем каких-то системных перемен невозможно в принципе. Подобная модель не ориентирована на инновации, поскольку за внешней красотой формулы – «мы приглашаем ведущих ученых со своего мира» не стоит мощный национальный бэкграунд, или как сейчас модно говорить казахстанское содержание. Да и не всех, как оказалось, можно пригласить в качестве зарубежных партнеров. В этом качестве не могут выступать ученые (даже с мировым именем) из Российской Федерации, если они не имеют опыта подготовки докторов PHD, пусть даже если под их руководством были защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций.

Отсюда, и утечка мозгов за границу, а также все большее число тех балашаковцев, которые после окончания обучения так и не возвращаются в Казахстан.

Ещё одна извечная болезнь – это слишком низкий уровень оплаты преподавательского состава. Есть, конечно, «золотой фонд» педагогов алматинских и астанинских ВУЗов, но и эти люди вынуждены работать сразу в несколько структурах, переходя на конвеерную систему, что также сказывается и на качестве образования. Ну, а те ВУЗы, в которых зарплатный фонд иной раз не меньше, чем в Москве сотрясает непрерывная череда скандалов. Это уже казахстанская традиция – если в ВУЗе большие деньги – быть беде, в лице финансовой полиции, ибо нарушения все равно найдутся.

Но стоп. А что из всего перечисленного можно поставить в вину лично министру? Да в том-то и дело, что список личных прегрешений Туймебаева не столь значителен. Но разве только плохо объяснимое упрямство в ситуации с учебниками, которые не пинал только ленивый, при полной индифферентности со стороны проверяющих структур Министерства образования.

Поэтому, искренняя нелюбовь некоторых изданий к господину Туймебаеву – это скорее естественное раздражение не политического, а обывательского толка – «Ну сколько можно делать вид, что в твоем ведомстве ничего не происходит?»

Теперь, как оказалось, что и министерской наивности рано или поздно приходит конец, но вот уверенности в том, что новые лица во главе МОН что-то сумеют изменить, признаться, нет никакой.

Большая беда Казахстана и России заключается в том, что психология власти не ориентирована на глубокое понимание сути процессов, происходящих в сфере образования. Чиновники никак не могут решить - а кого собственно мы готовим? Патриотов, специалистов, людей будущего? Именно в этой среде разрыв между лозунгами и их реальным наполнением просто колосальный. И может все-таки стоит вернуться на несколько позиций назад и честно признать - давайте начнем эту работу с нуля. За двадцать лет независимости было сделано очень многое, но этот эксперимент, увы, не удался. А от его последствий, между тем, зависит будущее нации.

Прислушайтесь к мнению педагогов, ученых, родителей. Сделайте казахстанское образование общественным проектом. Это и будет реальный вклад в инновационное развитие страны.

Теги: Казахстан

Поделиться: