Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Фархад Мамед: Казахстан-2010: эволюция образования - от Туймебаева к Жумагулову.

22.09.2010

Автор:

Теги:

 

Итак, свершилось. Казахстан обрел нового министра образования. Этого события ждали многие, но как всегда, все случилось предельно неожиданно. А то ведь господин Туймебаев уже усаел заработать репутацию непотопляемого министра.

Жансеит Консеитович, безусловно, замечательный человек. Прекрасный протокольщик, знаток тюркских языков. Но, увы, это ведь не те качества, которые должны обеспечить реализацию прорывных проектов в образовательной сфере. Последние годы в судьбе казахстанской высшей школы - череда непрерывных конфликтов и скандалов, по поводу которых министр и его команда хранили олимпийское спокойствие. Мол, все хорошо, Прекрасная Маркиза.

А хорошо-то не было никому. Ни ректорам, ни преподавателям, ни студентам, ни школьникам. Все, за что ни бралось министерство оканчивалось системным провалом. Это просто удивительно - ведь не было ни одной сферы: от ЕНТ до пособий, по которой шкала успехов отражала бы движение господина Туймебаева к решению главной задачи - создания нормальных условий для работы и учебы. 

Примечательно, что и российская общественность столь же громкогласно негодует по поводу визави Туймебаева - господина Фурсенко. Перемена участи казахстанского коллеги вселяет определенные надежды - а может и у нас? 

Почему так не любят министров образования в странх СНГ? Да потому что эта сфера, в которой раскрыть собственную некомпетентность куда как легко, а, как оказывается, снять министра "реформатора" - куда как сложно. Ведь каждый родитель, не только ректор или доцент или школьный учитель могли на себе ощутить полное несоответствие лозунгов дня, той реальной картине, которая определяла истинное лицо казахстанского образования. Кажется, что вовсе не случайно, что падение министра совпало по времени с отзывом кимэповской лицензии. Ниже падать уже некуда. Некоторые, наиболее радикальные эксперты, полагают, что реформы средней и высшей школы - особая форма идеологической диверсии, с тем, чтобы окончательно развалить по пути к Болонской системе, те немногие достижения, которые еще оставались с советской эпохи. Взгляд несколько варварский, но что-то в этой святой простоте объяснений есть.

Отсутствовали эффективные формы контроля за работой министерства. Невыполненным осталось обещание министра создать при МОН РК общественный совет для контроля и взаимодействия. Учебники издавались и лицензировались по принципу, как Бог на душу положит. Методическая работа с учителями практически не велась. Весь пар уходил в свисток - громкие пир проекты.

Скандалом обернулась проблемная реформа диссертационной системы, по которой резко негативно высказались влиятельные агашки. Потребовалось вмешательство людей близких к 01, чтобы остановить, хотя бы на несколько лет, безумную затею.

Впрочем, спасать что-либо в этой ситуации тоже особого смысла нет. Просто нужно добавить образовательной сфере РК, для начала, здоровой бюрократической устойчивости. Не более того. Поэтому кандидатура нового министра - Жумагулова многим прийдется по духу. Чего-чего, а аппаратного чутья у этого политика куда как больше. Ректорские проблемы он знает не по наслышке. Толерантен. Об остальном думать пока не приходится. Слишком многое нужно будет выстраивать с нулевого цикла.

Ну, а Жансеиту Консеитовичу хочется пожелать обрести себя в новом качестве. В эпоху тюркской дружбы, можно не сомневаться, такие люди без работы не останутся.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение