Влияние внутригосударственного политического процесса на международный имидж приднестровья
Автор: ИАЦ МГУ
влияние внутригосударственного
политического процесса
на международный имидж приднестровья
Приднестровская Молдавская Республика – это суверенное независимое государство, существующее в новой постсоветской системе международных координат вот уже 20 лет. Однако до сих пор на политической карте мира нет указаний на эту небольшую республику, за рубежом о ней мало что известно и само государство до сих пор официально не признано. Тем не менее, наша республика поддерживает разноплановые экономические, торговые, политические, гуманитарные связи со странами не только ближнего, но и дальнего зарубежья. Де-факто существующая, республика продолжает оставаться де-юре непризнанной.
20 лет назад приднестровский народ, представляющий собой традиционный многовековой сплав различных национальностей, стержнем которого является национальная триада русских, молдаван и украинцев, сделала свой политический и гражданский выбор,заявив о себе как нации, способной на создание независимого государства.Краеугольным камнем созданного волей народов молодого государства сталаполиэтничность, национальная, культурная, идеологическая и языковаятолерантность между всеми этно-конфессиональными группами, населяющимиплодородные земли вокруг Днестра. Вооруженная агрессия со стороны соседнейРеспублики Молдова, не признавшей демократических перемен на левом берегу,провела разделительную черту прямо по судьбам обычных людей, став суровымиспытанием, но одновременно и явным подтверждением правильности избранного путипо созданию собственной приднестровской государственности.
Сегодня война 1992 годаявляется важным идеологическим компонентом Приднестровского государства. Борьбаза независимость, многочисленные референдумы, деятельность российскихмиротворцев, особый политический режим, сложившийся в Приднестровье,экономическая блокада, срывы в переговорном процессе – это те вехи нашейновейшей истории, которые оказывают ощутимое политическое влияние и насовременную жизнь республики.
Если для представителейорганов власти и многих политиков Приднестровья основныеполитико-идеологические, экономические, правовые и иные угрозы исходят состороны недружественной нам Республики Молдова, то ряд приднестровскихполитологов усматривает проблемы современного Приднестровья не только попричине воздействия внешних факторов – т.н. «объективных обстоятельств», но ивидит в их основе специфические черты действующей власти, особенностипроводимой ею социально-экономической политики и т.п.
Таким образом,альтернативная точка зрения на проблемы Приднестровья в XXI веке заключается в том, чтосложившиеся политические тенденции в Приднестровском государстве, независимо отвоздействия и отношения к ним со стороны РМ, способны повлиять на формированиеобраза Приднестровья в международном геополитическом контексте. В сущности,решение вопроса о негативных чертах имиджа государства сводится к тому, готовали приднестровская элита бороться с негативными внутренними тенденциями или жепродолжит довольствоваться реакцией на следствия.
Каково восприятиеПриднестровского государства сегодня? Большинство граждан иностранныхгосударств зачастую слабо ориентируются, где находится РМ, а о Приднестровье неслышали вовсе. Другая часть иностранцев получила информацию о ПМР с помощьюзарубежных информагентств.
Каким представляетсяПриднестровье в англоязычных ресурсах сети Интернет? Чаще всего Приднестровье –это «breakawayregion»(сепаратистский регион), «denofcrime,hotbedofhumanrightsabusesandarisktointernationalsecurity»(логово преступной деятельности, очаг нарушений прав человека и риск длямеждународной безопасности), «abargainingchipintheoftendifficultrelationshipbetweenRussiaandMoldova»(разменная монета в сложных отношениях между Россией и Молдовой). Каковы бы небыли эпитеты, характеризующие ПМР, наше государство устойчиво воспринимаетсякак регион Молдовы, хотя не имеет фактически никакого отношения к соседнемугосударству.
Почему Приднестровьеинтересно Молдове? Потому что ПМР – это географически благоприятная территория,развитое промышленное производство и лакомый геополитический кусок. Все этозаставляет официальных лиц РМ не терять надежды на возврат «приднестровскогорегиона» под свой полный контроль. Вместе с тем 17 сентября 2006 года вПриднестровье прошел референдум, определяющий политическое будущееПриднестровской Молдавской Республики, в ходе которого абсолютное большинствограждан (97%) проголосовало за дальнейшее независимое развитие ПМР ипоследующее свободное присоединение к России. Таким образом, ни прошлая, нисовременная официальная позиция властей РМ нисколько не учитывает мненияграждан Приднестровья, а потому представляется неприемлемой.
В то же время дляменталитета приднестровского народа характерно понимание необходимости единстваперед внешнеполитической угрозой и умение выявлять собственные недостатки ивнутренние проблемы. Именно поэтому в государстве набирают политический вессилы, способные составить альтернативу действующему политическому режиму,которые связаны с крупными производственно-экономическими структурами Приднестровья.
Последнее десятилетиевнутри государства параллельно развивались две политические тенденции:укрепление вертикали президентской власти и осознание и оформление своихполитических амбиций со стороны бизнес элиты. До определенного момента такаядихотомия устраивала и экономическую, и административную элиту. Тем не менее,на волне формирования политических партий (в Приднестровье этот процесс началсяпозже, чем в РФ) выдвинулась сначала в форме движения, а затем и партииреспубликанская организация «Обновление». Не надо быть политологом, чтобыуловить основную идеологическую направленность партии, следуя смыслу названия –обновление государства начинается, прежде всего, с головы, т.е. политическойэлиты, государственных управленцев. В 2005 году в ПМР состоялись парламентскиевыборы, в ходе которых депутаты от «Обновления» получили большинство – 23 из 43мест.
Появление взаконодательном органе фракции партии «Обновление» и отдельных независимыхкандидатов, преимущественно связанных с частным бизнесом, а с другой стороны,наличие фактически бессменного чиновничьего аппарата исполнительной ветвивласти, напрямую подчиняющегося Президенту, – оформили предпосылки для серьезныхполитико-организационных противоречий между этими двумя полюсами.
Если на протяжениипоследнего десятилетия противоречия между двумя легитимными лидерами в лицеисполнительной власти и законодательной носили спорадический характер ирешались в рамках установленных процедур, то пик противостояния между нимипришелся на 2009 год, когда из латентной стадии данные противоречия перешли воткрытую, став резонансным информационным поводом.
Внутриполитическийконфликт начался с т.н. «инициативы 16» депутатов, направленной на изменениеКонституции государства. Данный факт стал отправным событием для начавшейсясерии ответных политических акций со стороны пропрезидентских сил, направленныхпротив депутатов ВС ПМР. Самая провокационная из них заключалась в призыве состороны общественных организаций осуществить сбор подписей за роспускпарламента. Ряд пикетов, ряд заявлений и опровержений в СМИ, апелляция к личнымсторонам жизни депутатов – и горячая южная кровь вспыхнула в жилах не толькоисконных приднестровцев, но и тех, кто когда-то приехал в мирную Молдавию впоисках душевного спокойствия и новой жизни.
Безусловно даннаястраница не самая приятная в политической истории ПМР. Однако факт свершившихсясобытий необходимо учесть по нескольким соображениям:
1) во-первых, конфликтвысветил такие проблемы политической системы как неразвитость механизмов разрешенияправовых конфликтов, недостаточно высокий профессиональный уровень политическойэлиты, недостаток политической культуры, апатию населения к внутриполитическимвопросам;
2) во-вторых, конфликтстал резонансным поводом, активизировавшим подзабытые стереотипы в отношенииПриднестровской Молдавской Республики – «черная дыра», «зона трафика иконтрабанды», «бандитский анклав», «смирновский режим» и т.д. При этом,зарубежные журналисты и эксперты указывали на факт экономическогопротивостояния между старой и новой элитой ПМР, в которой, с одной стороны,действующий Президент И.Н. Смирнов – символ авторитарного начала в политике,«несговорчивый лидер», с другой – лидер партии большинства Е.В. Шевчук – символдемократических перемен, более гибкий лидер, способный при определенныхусловиях сыграть в пользу РМ.
Возможно, такаятрактовка политических событий груба и не имеет веских оснований дляразмышления, но все-таки она существует. Проекты Конституций, которые былипредложены ВС ПМР и Президентом ПМР, в российской и украинской экспертной средебыли оценены неудовлетворительно, получив общую характеристику как требующиесущественной доработки в соответствии с общедемократическими принципами и ссоблюдением принципа разделения властей и компетенций (А. Островский, В.Плигин, Ю. Шульженко, В. Чиркин, М. Виноградов, В. Коробов).
В свою очередь,западные эксперты, традиционно подчёркивающие недостатки приднестровскойгосударственно-правовой системы и акцентирующие её «нелегитимность» и«недемократичность», в своих комментариях также заостряли внимание на появленииоткрытого вызова действующему политическому устройству и наличии конфликтамежду элитами (Джефри Дэниел Оуэн, Джерард Тоэл, Жизель Датс, Джоэль Петерс, Льюис О'Нилл, Эйки Берг, Рауль Туумла, Дэниел Гамильтон,Карлос Зурутуза; Университет имени Отто фон Герике в Магдебурге, Университетимени Гумбольдта в Берлине, Центр восточных исследований им. Марка Карпа вВаршаве).
Безусловно,в Приднестровье сегодня наличествуют формально-необходимыепризнаки демократии: признание народа источником власти, периодическаявыборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти,провозглашение прав и свобод человека и гражданина и т.д. Однако остаются инекоторые проблемные с точки зрения политики узлы: наделение чрезмернымиполномочиями исполнительной вертикали власти, напрямую подчиненной главегосударства, наличие коллизий в реализации принципа разделения властей,отсутствие демократического контроля общества над работой министерств иведомств, существование трудностей со свободой слова в СМИ, слабая развитость институтовгражданского общества.
Этивнутригосударственные недостатки должны быть изучены и переработаныполитической элитой, игнорировать их – значит отпускать вожжи политическихсобытий, давать глобальным процессам демократизации карт-бланш на тотальноеизменение жизни в государстве. Демократия должна быть управляемой, но созданиедля нее искусственных преград – это всегда провокация, способная вызватьнегативную реакцию со стороны граждан.
Приднестровье – молодоегосударство с неопределенным международным статусом и размытым имиджем.Приднестровские лидеры должны направлять свои усилия на придание позитивныхчерт образу республики, которые станут политическим мостиком на пути признаниягосударства. Конечно, для этого нам необходима будет помощь России как очевидноавторитетного и сильного государства, способного повлиять на развитие событийздесь, в 1357 км от Москвы, в государстве, сравнимом по численности населения сСахалинской областью, а по площади – с Ингушетией.
Приблизить реализациюглавной внешнеполитической задачи Приднестровья способны не только позитивныеаффирмации, но и ряд действенных мер, направленных на модернизацию государства.К таким мерам можно отнести:
1) отказ от морально устаревшихи экономически невыгодных для бюджета форм властвования;
2) создание устойчивойи транспарентной системы рекрутирования элит;
3) формированиепрезидентско-парламентской формы правления как переходной формы кпарламентской, введение Правительства, как самостоятельного органаисполнительной власти, подотчетного и парламенту, и президенту;
4) предоставление СМИсвободы самостоятельно представлять информацию о жизнедеятельности Республики,первых государственных лиц, государственных органов, государственныхорганизаций и т.д.;
5) ужесточениеуголовного наказания за коррупцию, принятие антимонопольного законодательства;
6) создание условий дляразвития полноценного гражданского общества ПМР, способного указать власти наошибки; поддержка механизмов взаимной связи «государство – общество» с цельюполучения объективной информации о поддержке со стороны населения тех или иныхполитических проектов;
7) повышениеобразования среди населения как лиц, принимающих решение о выборе тех или иныхдепутатов, Президента и т.д.; совершенствование мониторинга оценки деятельностиполитических лидеров среди населения;
8) ведение диалогаразличных элит в конструктивном русле, как единственно допустимом, поискобщего, а не различий;
9) подготовка иреализация государственной программы «Патриотическое воспитание молодежи»;
10) формирование всехгосударственных должностей и должностей государственной службы напрофессиональной основе, создание гарантий на реализацию принципанедопустимости занятия бизнесом такими лицами.
И, наконец, разработкаи принятие спустя 20 лет единой политико-идеологической платформы, в которойотправными пунктами должны стать:
– настоящий патриотизм,
– приоритетгосударственного интереса, в центре которого – благосостояние и успех здоровогогражданина,
– самостоятельность впроведении политики,
– модернизациягосударственной власти и экономики,
– жесткаяответственность за правонарушения;
– создание государствомгарантий прав и свобод человека и гражданина.
Реализация всевышеперечисленных мер возможна лишь при единстве политического сознания и воли.Понять в чем проблема и указать на возможные варианты решения помогают такиеспециалисты как политологи, социологи, экономисты, кризис-менеджеры. Но принятьрешение могут только властные компетентные органы, уполномоченные на этонаселением страны. Решение остается за ними.
Вера Тебак
Поделиться: