Павел Рыков: Дни поражений и побед.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На этой неделе прошло 100 дней, с тех пор, как Юлии Тимошенко удалось с третьей попытке стать премьером и сформировать правительство. Итоги подводить, конечно, рано, но первые выводы сделать уже можно. Анализируя деятельность Кабмина, необходимо выделить два аспекта. Первый аспект связан с непосредственной деятельностью Кабмина по реализации предвыборных обещаний и положений, озвученных в коалиционном договоре. Второй аспект- борьба политических акторов против усиления позиций премьера, которая на протяжении последних трех месяцев оставалась главным ньюсмейкером.
Павел Рыков: Дни поражений и побед.

Прошло более 100 дней, с тех пор, как Юлии Тимошенко удалось с третьей попытке стать премьером и сформировать правительство. Итоги подводить, конечно, рано, но первые выводы сделать уже можно. Анализируя деятельность Кабмина, необходимо выделить два аспекта. Первый аспект связан с непосредственной деятельностью Кабмина по реализации предвыборных обещаний и положений, озвученных в коалиционном договоре. Второй аспект- борьба политических акторов против усиления позиций премьера, которая на протяжении последних трех месяцев оставалась главным ньюсмейкером.

Одной из самых громких и неоднозначных акций нового кабинета стала кампания по возвращению сгоревших вкладов. Несмотря на то, что она привела к увеличению инфляции и бюджетного дефицита, практически все социологические службы, в том числе не симпатизирующие Тимошенко, зафиксировали резкий рост рейтинга премьера на юге и юго-востоке. Кроме того, неспособность структур Ощадбанка в срок выплачивать компенсации по задолженностям Юлия Владимировна сумела использовать для критики своих оппонентов.

Наиболее широкий резонанс, в том числе международный, вызвали действия по устранению посредников с газового рынка (один из главных пунктов предвыборной программы БЮТ). Напомним, что три года назад Тимошенко попыталась сделать близкую ей кампанию «Итера» фактически монополистом на крупнейшем газовом рынке Восточной Европы. Однако тогда все закончилось отставкой премьера и в конечном итоге созданием посреднических структур в феврале 2006 года. С первого дня правительство повело наступления на кампании «Росукрэнерго» и «Укргазэнерго», которые тесно связаны как с окружением президента, так и с «Газпромом», что предопределило остроту конфликта. В итоге после череды «газовых войн», серии скандалов и ультиматумов между «Газпромом» и «Нафтогазом», в котором сразу после создания коалиции произошла смена руководства, был подписан договор, в соответствии с которым было выполнено главное требование Тимошенко - устранение посредников с газового рынка и переход двух кампаний к двухсторонним отношениям. Однако рано говорить о победе Тимошенко, так как главная публично незаявленная цель - установление контроля над газотранспортной системой страны - не достигнута. Ожесточенная борьба между премьером и президентом ведется и за изменение состава наблюдательного совета НАК «Нафтогаз» Украины». Помимо того, подписанный договор больше напоминает временное перемирие и осенью стоит ожидать возобновления конфликта, возможно, уже с новым премьером.

Не менее жаркие дискуссии вызвала политика нового правительства в сфере собственности. Если в 2005 году основной упор был сделан на возвращение в госсобственность уже приватизированных, с точки зрения первого «оранжевого» правительства незаконно, крупных промышленных объектов, и их последующую реприватизацию, то теперь речь шла о приватизации государственных предприятий. Проект «быстрой» приватизации, в результате которой бюджет должен был получить дополнительные доходы для погашения газового долга и продолжения выплаты компенсаций по сгоревшим вкладам, выдвинутый премьером, встретил ожесточенную критику со стороны Виктора Ющенко, призвавшего уделить больше внимания защите стратегических отраслей украинской экономики. В штыки был принят и новый законопроект Кабмина о миноритарных акционерах, фактически направленный против экс-спонсора БЮТ, главы группы компаний «Приват» Игоря Коломайского, ныне финансирующего пропрезидентские структуры. К серьезным аппаратным неудачам премьера можно отнести и провальную попытку увольнения Валентины Семенюк с должности председателя Фонда Госимущества, на защиту которой встал президент.

В политическом плане 100 дней прошли под знаком непрерывного противостояния Кабмина и Секретариата президента, принимавшего порой формы информационной войны. Почти каждая инициатива Тимошенко, даже не лишенная рационального зерна, вызывала резкое неприятие на Банковой, в то время как любые попытки В. Балоги как-то вмешаться в деятельность правительства и указать на негативные стороны (как, например, в вопросе о борьбе с инфляцией) в работе кабинета приводили к резким отповедям премьера. Противоборство усугубляется фактическим отсутствием юридической базы для определения разграничения полномочий между премьером и президентом, К тому же значительная часть сторонников В.Балоги из числа высокопоставленных функционеров до недавнего времени являлись одновременно членами блока НУНС, подписавшего коалиционный договор с БЮТ. Наиболее показательным в этом плане является конфликт вокруг мэра Киева Леонида Черновецкого, закончившийся увольнением последнего и назначением досрочных выборов. Киев рассматривается всеми участниками политического процесса не только как центр контроля над распределением финансовых потоков, но и как важнейший плацдарм для успешной борьбы в грядущей президентской компании. Увольнение Черновецкого, конечно, можно занести в актив премьера, но и здесь все не так однозначно. Складывается впечатление, что бютовцы в действительности не рассчитывали на такой благоприятный вариант развития событий, готовясь в случае неудачи при голосовании в очередной раз обвинить Секретариат в тайном сговоре с киевскими чиновниками и бойкотировать принятие нового закона о Кабмине. Потому и какой-то конкретной кандидатуры на пост мэра у них не оказалось. Высокий рейтинг БЮТ в столице (около 47%) - это, прежде всего, заслуга Юлии Тимошенко, и автоматически экстраполировать его на любого выдвиженца от блока, по меньшей мере, наивно.

Итак, можно констатировать усиление политических позиций лидера БЮТ, рост ее популярности среди населения и укрепление имиджа борца за народные интересы. В тоже время положение Тимошенко-премьера остается достаточно нестабильным, что связано в первую очередь с противоречиями внутри «оранжевой коалиции», усугубляемыми слухами о создании новой пропрезидентской партии. В целом, важнейшие решения принимаются зачастую в угоду политическим амбициям игроков и в ущерб государственным интересам. Одним из главных свойств элиты остается склонность к ситуативным союзам (например, совместное голосование КПУ и БЮТ за отставку Черновецкого), что предопределяет неустойчивость и шаткость любой коалиции.

Теги: Украина

Поделиться: