С. Епифанцев: Яйцо азиатского национализма? Всем расслабиться и получать удовольствие...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Если еще пару-тройку лет назад националисты в ЦА поднимали истошный вой в ответ на обвинения в этнократии, то сегодня это экспертное определение внутренней политики стран региона стало настолько привычным, что вызывает только дежурную вялую реакцию нацпатов. Если же говорить о Казахстане, то не вызывает абсолютно никакого сомнения, что этнический национализм лежит в основе внутренней политики, но также имеет свои особенности и отличия по сравнению с другими странами региона.
С. Епифанцев: Яйцо азиатского национализма? Всем расслабиться и получать удовольствие...

Если еще пару-тройку лет назад националисты в ЦА поднимали истошный вой в ответ на обвинения в этнократии, то сегодня это экспертное определение внутренней политики стран региона стало настолько привычным, что вызывает только дежурную вялую реакцию нацпатов. Если же говорить о Казахстане, то не вызывает абсолютно никакого сомнения, что этнический национализм лежит в основе внутренней политики, но также имеет свои особенности и отличия по сравнению с другими странами региона.

Грани национального сознания или национализм в действии

Как известно, этнический национализм – это идеология и одновременно политическая практика, в основе которых лежит представление, что нация непременно является фазой развития этноса. Этнический национализм считает определяющим фактором так называемое "органическое единство" образующих нацию людей, которые имеют общую культурную или генетическую природу. С точки зрения апологетов этнического национализма, а скорее фанатиков, состав нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ или сверх-семью, кровнородственное сообщество.

В Казахстане такая практика базируется на родоплеменной основе, к которой обратилось автохтонное сообщество после получения независимости. Однако, несмотря на финансовую и моральную поддержку этнического национализма властными элитами, в Казахстане националисты не сумели пока добиться решающего доминирования в общественной и политической жизни. И отнюдь не в силу сопротивления нетитульной части общества. Возможно, будь в Казахстане реальное национально-освободительное движение в прошлом, а затем реальный отпор националистам в новые времена, то в такой борьбе неизбежно должны были бы вырасти реальные вожди и идеологи казахского национализма, которые дали бы обществу «прикурить» по полной. По счастью, такого не произошло. «По счастью» по той причине, что мировой опыт показывает, что этнический национализм непредсказуем в своей безмерной жестокости.

Конечно, в так называемых цивилизованных странах, этнический национализм в большинстве случаев удерживается в определенных рамках политкорректности. Совсем иначе дела обстоят в «несостоявшихся» государствах и странах «третьего мира». Мировая практика показывает, что у этнического национализма есть три пути к моноэтническому обществу: геноцид, депортация и ассимиляция. Понятно, что вопрос ассимиляции выглядит достаточно абсурдно в наших палестинах по многим причинам. Выдавливание нетитульного населения происходило и происходит все годы независимости, но ждать превращения страны в моноэтническую таким путем с одной стороны бессмысленно, долго и маловероятно, а с другой стороны грозит скатыванием Казахстана в те бездны, глядя в которые может закружиться голова.

Если мы обратимся к лидеру тюркского мира Турции, то увидим, что как раз весь этот арсенал и был использован в этой стране в свое время. Турки вырезали одномоментно полтора миллиона армян, а оставшихся в живых армян и всех прочих попытались ассимилировать, записав турками и заставив принять ислам. Принесло ли это какой-то эффект? Краткосрочный возможно. Была разграблена собственность армян, их бизнес, снят с повестки дня вопрос возврата армянских территорий. Однако, стать развитой страной им удалось только через примерно сто лет, став мирным и трудолюбивым народом. Надо сказать, что турки в недавнем прошлом нередко прибегали к резне, как методу решения проблемных вопросов. На рубеже прошедших веков дважды устраивалась ужасная бойня, по результатам которых погибли 200.000 и 100.000 человек. Широко известен и случай, когда турки вырезали христианское населения Смирны, по некоторым данным до 200.000 человек. Еще 160.000 тысяч мужчин в возрасте 15-50 лет отправили на каторгу, откуда никто не вернулся, да и дошли туда немногие, а 400.000 человек депортировали. Стоит ли после этого удивляться отношению греков или армян к туркам?

Так что этнический национализм исторически вполне продемонстрировал свою жестокую сущность. Разумеется, не только тюрки отличились на этом поприще. Примеры этому есть в истории многих стран всех частей света. Из недавнего - хотя бы несчастные югославы, чья страна развалилась в потоках крови. Здесь можно назвать и Малайзию и хуту-тутси в Африке. Разумеется, мы не будем утверждать, что этнический национализм совсем бесплоден, да только плоды у него, чаще всего, бывают горьк и .

20 лет спустя: первые итоги

Слава Богу, пока нас миновала подобная участь, но пример Киргизии показывает, что и в наших краях такое развитие событий вполне возможно. Ибо наша кровная соседка ровным счетом ничем не отличается от нас. А традиционные заклинания о природной толерантности того или иного народа это просто разговор в пользу бедных. Здесь работают уже другие законы. Ступив на дорогу этнического развития, государство неизбежно, даже возможно не желая того, получает «фергану». Такова логика развития этнического выбора «мы» и «они». И собственно, таково однозначное мнение мировых экспертов по теме. Да что там экспертные мнения!? Достаточно покрутить головой и просмотреть новостные ленты по ЦА.

Властные элиты выращивают монстра национал-шовинизма, который, рано или поздно, неизбежно выходит из-под их контроля. Просто государственная неграмотность и жадность элит, национальная эйфория и ложные благие намерения, а возможно и злонамеренность некоторых из них, искусно подогреваемая извне, доводят общество до критической точки. После этого наступает неуправляемая реакция распада.

Как всегда, нацпаты приводят в пример Японию, как успешное моноэтническое государство. Но вот примеры поближе, уже из наших краев. Моноэтнические Туркмения и Таджикистан находятся глубоко в том самом месте, которое не принято называть вслух в приличном обществе. Причем без каких-либо шансов кардинально изменить ситуацию. Представляется логичным, что эти примеры более чем типичны для нас. Несмотря на свою ограниченность и общую интеллектуальную бедность, некоторые лидеры нацпатов, из числа более продвинутых, понимают негативный эффект отсутствия опыта национально освободительной борьбы и пытаются вылепить образ врага. Эта деятельность происходит по линии демонизации прошлой совместной жизни в СССР, а также в попытках весьма неуклюже соорудить образ врага «унутреннего» из русских сограждан.

Но здесь у местных нацпатов возникают две проблемы. При всей неоднозначности прошлого, никуда не уйдешь от того цивилизационного вклада, который сделала советская Россия в развитие казахской государственности, культуры, образования и т.д. и т.п. По крайней мере, слова великих казахских артистов Бибигуль Тулегеновой, Алибека Днишева и других о том, что они гордятся званием «Народный артист СССР» сводят на нет националистическую риторику. Да к тому же курс на сближение и дружбу с Россией, и понимание того, что в глобальном мире одним не выжить, решительно подрубает ставку нацпатов на противостояние «метрополии».

Никак не сходятся концы с концами у нацпатов и на внутреннем фронте. Суть ведь в том, что в реальности внутри страны нет никакого публичного оппонирования со стороны русского населения. Как бы не вымучивалась эта теза, но ни один этнический русский профессиональный политик или публицист не выступает в открытой печати на эту тему. А ведь журналистов-публицистов у нас немеряно, да и серьезных политиков - этнических русских - худо-бедно можно встретить.

Причем, заметим, собственниками всех (за небольшим исключением) русскоязычных СМИ являются казахи. В тоже время, многочисленные организации русских сограждан в большинстве своем, увы, весьма далеки от какой-либо политической деятельности, даже в контексте защиты своих конституционных прав.

Несколько слов об истории, идентичности и А.С.Пушкине

Так что надувание мыльного пузыря «русской фронды» не дает ожидаемого эффекта, кроме того, что оказывает серьезное деструктивное влияние на аульную молодежь. На самом же деле нетитульным согражданам стоит, пожалуй, поступить в полном соответствии с известным анекдотом «расслабиться и получить удовольствие», поскольку повлиять на ситуацию сами они ну никак не могут. Однако, по большому счету, вопреки мнению нацпатов, все нетитульные сограждане только бы выиграли, если бы казахи, наконец, решили свои вопросы языка, идентичности и всех других внутриказахских проблем. Потому что именно за эти ниточки постоянно дергают сегодня националисты.

А между тем за два десятка лет независимости ни по одной социально-экономической проблеме не произошло радикальных изменений. Зато по многим параметрам «человеческого измерения» произошло ухудшение ситуации. В первую очередь имеется в виду катастрофическое состояние с социальной защитой беднейшей части титульного населения, а попросту говоря, с хронической его бедностью. Но и эту чисто социальную проблему националисты пытаются повесить на «инородцев». Причем, плотно сидя на суку «колониального наследия».

Совершенно искренне, без всякого лукавства можно сказать, это наша общая беда, что проблемы титульного населения не решаются. Да они и не имеют реальной перспективы быть решенными в обозримой перспективе. Если не было серьезных подвижек за двадцать лет, то резонно полагать, что сколько-нибудь ощутимых результатов не появится и через последующие двадцать лет.

К примеру, историческими псевдоизысканиями у нас занимаются в основном не просто дилетанты, но зачастую ученые-самозванцы, компиляторы-интерпретаторы и просто махрово невежественные люди. Притом, что перечень первоисточников весьма ограничен. Авторство исторических документов принадлежит в основном китайцам, арабам и персам, а отечественных первоисточников в природе не существует. Между тем, проблема решается просто и эффективно. Ведь теория национальной идентичности, вкупе с национально-государственным мифом, должны быть не просто написаны, но должны быть приняты мировым ученым сообществом и быть достаточно комплиментарны по отношению к казахам. Для этого необходимо привлечь двух-трех мировых корифеев из числа российских и европейских тюркологов и востоковедов, придать им группу молодых ученых, в том числе и талантливую казахскую молодежь, чтобы было кому «рыть землю» и создать проект, который будет принят всеми.

Причем, по ходу разработки проекта, безусловно, понадобятся его обкатка и научная апробация. Должны быть написаны и опубликованы серьезные статьи, монографии в уважаемых мировых научных изданиях. Конечно, такая работа потребует каких-то приличных затрат, но явно не соизмеримых с теми тратами, которые производились до сих пор. Формат такого контракта должен быть достаточно корректен, и проект может быть выполнен за весьма разумные сроки, хотя бы просто потому, что все документы по теме хорошо известны специалистам и изучены вдоль и поперек. Те же теории советского периода были созданы, разумеется, в соответствии с тогдашним социальным заказом. Теперь достаточно убрать в них «идеологию», сохранив научную основу.

В таком же ключе надо поступить и с казахским языком. Ложно понимаемые амбиции не дают понять, что казахскому языку нужны гении типа Ломоносова и Пушкина - если проводить параллель с русским языком, который в свое время переживал трудные времена - а не просто доморощенные филологи-начетчики, изолировавшиеся от мировой науки в области языкознания. А, коль таковых нет, то надо приглашать суперспециалистов-ученых. Это могли бы быть, в первую очередь, лингвисты-ученые из России - кстати, так и рекомендовали и сами американцы в свое время - или же какие-то другие «чужеземцы», если русские не нравятся. Необходимо также привлечь к решению языковой проблемы и своих сограждан «некоренной» национальности. Не все еще «умы» из страны повыезжали.

И здесь, думается, не место квасным амбициям и местечковости. Ведь и сами националисты расписываются в своем интеллектуальном бессилии продвинуть госязык в массы, уповая исключительно на административный ресурс. Любой разговор нацпатов на тему казахского языка обязательно сводится к требованиям к правительству «усилить и ужесточить». Ну и..?

Поделиться: