Армяне Франции

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Позднее Франция для армян стала не только важным торговым партнером, но и культурным центром. В 1811 г. в Париже открылась кафедра армяноведения в одном из учебных заведений. Годом раньше Наполеон Бонапарт подписал указ о Мхитарянском монастыре (Венеция) как об академическом учреждении. В 1850-е гг. во Франции началось издание первых газет и журналов на армянском языке («Восток, «Запад», «Париж», «Армения» и пр.). Чуть позже студенты-армяне основали общество «Арарат».В течение XIX в. в рамках своей внешней политики Франция стала защитником армянского населения в Турции (вследствие христианского притеснения внутри империи), и принимала у себя армянских беженцев.Все эти факторы повлияли на формирование диаспоры армян во Франции, о котором, пожалуй, можно говорить, применительно ко во второй половине XIX в. До 1914 г. во Франции насчитывалось лишь около 4 тысяч армян.
Армяне Франции

Армения – государство в Закавказье, известное своей богатой, но нелегкой историей, теплыми и давними отношениями с Россией и своей диаспорой. Характерно, что средняя численность населения Армении (на 2008 г.) составляет 3 миллиона 234 тыс. человек, тогда как численность армян, живущих во всем мире, доходит до 7 миллионов человек. Армянская диаспора считается одной из самых организованных и сплоченных: населяя разные страны мира, армяне прилагают немало усилий, чтобы сохранить свою идентичность.

По разным данным, на сегодняшний день численность армян во Франции составляет от 350 до 500 тыс. человек. Основные города, где сосредоточена армянская диаспора, - Париж, Лион, Марсель, Ницца. Исторические связи между армянским и французским государствами уходят в Средневековье. Вначале это были экономические отношения. Первые армянские купцы появились во французских городах (в основном в Марселе) еще в XIII-XIV вв.

Позднее Франция для армян стала не только важным торговым партнером, но и культурным центром. В 1811 г. в Париже открылась кафедра армяноведения в одном из учебных заведений. Годом раньше Наполеон Бонапарт подписал указ о Мхитарянском монастыре (Венеция) как об академическом учреждении. В 1850-е гг. во Франции началось издание первых газет и журналов на армянском языке («Восток, «Запад», «Париж», «Армения» и пр.). Чуть позже студенты-армяне основали общество «Арарат».

В течение XIX в. в рамках своей внешней политики Франция стала защитником армянского населения в Турции (вследствие христианского притеснения внутри империи), и принимала у себя армянских беженцев.

Все эти факторы повлияли на формирование диаспоры армян во Франции, о котором, пожалуй, можно говорить, применительно ко во второй половине XIX в. До 1914 г. во Франции насчитывалось лишь около 4 тысяч армян.

Мощный поток армянских мигрантов начался во время Первой мировой войны. Кровавое столкновение между турками и армянами, известное как геноцид 1915 г., а также революция 1917 г. в России определили новый этап в истории армянского народа. Именно с этого момента начинается оформление французских армян в диаспору, сила которой основана на совместном переживании армян трагических событий, постигших народ в тот период, а также поисках убежища на чужбине. По некоторым оценкам, эти события явились «актом рождения» армянской диаспоры – не только во Франции, но и в других уголках планеты.

В период между мировыми войнами армяне ищут убежища во Франции. Однако после Второй мировой войны И.В. Сталин дает распоряжение о репатриации армян, а также поддерживает их территориальные притязания по отношению к Турции (Советская Армения уменьшилась в размерах до 1/7 от той ее части, находившейся в составе Османской империи). В результате в 1946-47 гг. около 7 000 человек уезжают на родину. Однако в период т. н. «десталинизации» многие армяне возвращаются во Францию. С этого момента образуется раскол в армянской среде – на просоветски настроенных представителей диаспоры и наоборот – враждебно относящихся к руководству Советской Армении.

Начиная с 1975 г. Франция встречает новый поток иммигрантов: в результате войны в Ливане, революции в Иране, опасности, исходящей из правительства Турции – многие армяне вновь покидают обжитые места. И наконец, землетрясение в Спитаке в 1988 г., унесшее жизни тысяч людей, распад СССР, армяно-азербайджанский конфликт, экономический кризис – снова вынуждают жителей Армении эмигрировать в различные страны, в том числе во Францию.

Художник Владислав Бенда, 1917.jpg

Таким образом, в течение ХХ-го столетия мощные миграционные потоки армян завершили этап формирования диаспоры во Франции. В результате армянская общность в этой стране стала одной из самых крупных в мире. Кроме того, следует отметить неоднородность ее состава: прибывающие из разных стран, армяне относились к разным культурным пластам, социальным классам. Они и во Франции попали в различные общественные группы. Так один из специалистов-армяноведов, Анаид Тер Минасян, проводит различия между французами армянского происхождения, представляющими средний класс, богатыми армянскими буржуа из Ливана, Ирана и Стамбула, а также рабочими из Анатолии.

Очевидно что, в течение столетия прибывающие армяне занимали в новой стране свою нишу. Это весьма длительный и болезненный процесс, порой затрагивающий не одно поколение каждой семьи. В качестве примера хотелось бы привести знаменитый фильм «Майрик» («Мамочка») выдающегося режиссера Анри Верней армянского происхождения, с Омаром Шарифом и Клаудией Кардинале в главных ролях. В этой картине отражена судьба одной семьи, которая, спасаясь от геноцида, прибывает в 1921 г. в Марсель и сталкивается с серьезными трудностями и неурядицами. Фильм стал классикой кинематографа (по крайней мере, армянского), его показывают каждый год по телевидению Армении 24 апреля, в памятную дату геноцида.

Несмотря на пережитые трудности, армяне Франции располагают относительно неплохими финансовыми ресурсами. Самая влиятельная организация французской диаспоры - l'Union generale armenienne de bienfaisance – благодаря фондам, подконтрольным армянским буржуа всей диаспоры и перечисляемым средствам состоятельных армян, эта организация оказывает основную поддержку Республике Армения.

Согласно статистическим данным (второй половины 1990-х гг.), из общего числа армянского населения, лишь около 20 тысяч человек поддерживают связь с Арменией, около 10 тысяч читают армянские журналы (в основном об Армении, вопросам Карабаха, диаспоры). Только несколько десятков армян свободно говорят, читают и пишут по-армянски, а число семей, отдающих своих детей в армянские школы, крайне мало.

Эти факты тревожат представителей диаспоры. Поэтому перед ними встает задача недопущения тотальной ассимиляции армян остальным населением Франции, создать структуру, которая бы являлась основой традиционного уклада армянского общества, и в то же время удачно вписывалась бы в реалии современной социальной жизни.

Во Франции существует множество различных общественных организаций, которые объединяют армян по половому, возрастному, профессиональному принципам. В разные периоды были созданы такие организации как: Союз армянской молодежи Франции, Союз армянских докторов Франции, Межпрофессиональная группа армян, Национальное армянское движение, Франко-армянская солидарность, движение «Карабах», множество спортивных, театральных, танцевальных, хоровых и других культурных учреждений. Все они способствуют в той или иной мере самоидентификации армянского населения. Во французском обществе среди армян есть много успешных людей. Среди них предприниматели, общественные деятели, юристы, журналисты, ученые, политики. Эти люди представляют интересы не только диаспоры, но и самой Армении, имеют влияние в социальной и даже политической жизни Франции. Традиционно у армян получается построить конструктивный диалог с региональными и центральными властями Франции.

В качестве примера можно привести споры о признании геноцида 1915 г. Эта проблема на данный момент является, пожалуй, главным связующим звеном всех армян в мире. На эту тему написано множество научных работ, статей, исследований и даже законодательных актов! Известно, что Жак Ширак в 2001 г. принял резолюцию Национального собрания Франции о «публичном признании армянского геноцида 1915 года», вызвав тем самым гнев турецкого правительства. В ответ на эту резолюцию Турция аннулировала контракты с некоторыми французскими предприятиями, («Alcatel Space Industries», «Bouygues» и «Vinci»), направила ряд предупреждений о негативных последствиях данного признания, а также высказала упреки в адрес французских парламентариев об их действиях, совершаемых не ради поисков исторической правды, а в угоду армянам Франции. Сюда же можно отнести и скандал 2006 г., связанный с установлением в Лионе мемориала памяти жертв геноцида. Турецкие жители Лиона устроили демонстрации в знак протеста, имели место столкновения армян и турок, которые удалось прекратить лишь после вмешательства местной администрации. Позже в прессе появились статьи об осквернении этого памятника и возникновении новой серии конфликтов.

геноцид1915.jpg

Не вникая в детали этих споров, которые продолжаются до сих пор, отметим лишь, насколько активно и эффективно армяне продвигают свои интересы, выходя на правительственный и даже на международный уровень. Остается предполагать, к чему приведет эта дискуссия и что она в итоге даст самой Армении, но очевидно, что вопрос о геноциде 1915 г. является одним из инструментов сплочения армянского народа, их самоидентификации.

Еще один вопрос, который волнует диаспору, это проблема Нагорного Карабаха. Эта тема обсуждаема не менее часто, чем тема геноцида, но, видимо, она имеет более экономический или, даже, так сказать, бытовой характер. События сравнительно недавнего прошлого, армяно-азербайджанские столкновения серьезно отразились на экономике современной Армении, создали стране и ее народу немало проблем. Поэтому эта тема актуальна сейчас в самом прямом смысле. Если геноцид, на мой взгляд, имеет более идеологический характер, является своеобразным символом объединения армянского народа и реставрации прошлого (экономические мотивы, уступают политическим), то армяно-азербайджанский конфликт оставляет за собой множество еще не решенных задач, которые необходимо решать сегодня.

Общественная деятельность армянской диаспоры во Франции так же связана с политикой. И одной из главных ее сфер является образование. Будучи народом, традиционно склонным к образованию и просвещению, члены армянской общины и сейчас уделяют этому вопросу колоссальное внимание. Помимо армянских школ во Франции существует, как уже отмечалось выше, множество культурных организаций, в которых проводится обучение армянскому языку и искусству. Следуя своей цели, диаспора старается приобщить молодое поколение к национальной традиции, передать знания своих предков. Интересно отметить, что в рамках поставленной задачи проводится программа по взаимному проникновению французской и армянской культур. Правительство Армении стремится наладить эффективные контакты между армянской молодежью Армении и молодежью диаспоры.

В марте 2009 г. министр диаспоры Армении (министерство диаспоры было создано в октябре 2008 г.) Грануш Акопян, выступая перед студентами одного из Ереванских вузов, призвала крепить связи студентов из диаспоры со своей исторической родиной. Она сообщила о поставленных правительством задачах: сохранение армянства, выявление и использование потенциала диаспоры во имя усиления родины, репатриация армян. Акопян заявила: «Армянские студенты из диаспоры <…> являются самым большим мостом в плане укрепления связей между родиной и диаспорой. Вы послы диаспоры Армении и, в то же самое время, вы наши послы в диаспоре».

Немногим ранее правительству Армении удалось провести во Франции важное мероприятие, направленное на укрепление связей армянской молодежи с исторической родиной. Речь идет о программе «Год Армении во Франции», которая прошла в период с 21 сентября 2006 г. (день независимости Армении) по 14 июля 2007 г. (день независимости Франции). Это масштабная программа имеет свои задачи. По словам советника посла Франции в Армении, основная цель ее – выявить текстуру, которая покажет целостность армянской культуры. В рамках этой программы прошел ряд мероприятий. Год Армении во Франции начался с церемонии открытия площади Франции в центре Еревана в честь государственного визита президента Жака Ширака. Затем последовал ряд выставок, концертов, форумов в Париже. Эффективно прошла демонстрация повседневной жизни Армении, армянской кухни. Особое внимание следует обратить на программу «Тысяча маленьких послов», в рамках которой тысяча армянских школьников посетила Францию и провела неделю во французских семьях.

Как практически единогласно отметили участники, эксперты, и свидетели события, Год Армении во Франции прошел успешно, он «превратился в праздничное торжество армянского и французского народов», его мероприятия «французы назвали блистательными». Одна из организаторов года Армении во Франции, Анни Монри, отметила, что это не внезапное событие, оно имеет свои предпосылки: присутствие Армении во Франции было всегда ощутимо. В целом госпожа Монри видит большой потенциал в перспективе двустороннего сотрудничества этих двух стран.

Проведенный год Армении во Франции является показателем успеха проводимой правительством Армении образовательной политики. Отношения между Арменией и Францией крепнут, появляется все больше точек соприкосновения, совместных проектов. Политики двух стран приезжают друг к другу с официальными визитами, реализуют культурно-образовательные программы, говорят о перспективе взаимного сотрудничества и пр.

Отдельным блоком выделим вопрос о самоидентификации армян Франции. Один из опрошенных, Ара Мусаян, определил принцип принадлежности к армянской нации следующим образом: «Это зависит от того, кого считать армянином... Кто армянин? Если это человек с фамилией, заканчивающейся на «ян», то это одно, но есть люди с армянской фамилией, которым если Вы скажете, что они – армяне, они сами будут удивлены... <…> Всё зависит от того, насколько армянин себя считает причастным к армянской общине. Многие ведь «офранцузились». Но, как всегда, достаточно какого-нибудь происшествия, чтобы вдруг вспомнилась наша внутренняя история. Например, встреча с какой-нибудь армянкой из Армении, и «офранцузившийся» армянин женится именно на ней. Такие случаи бывают. Либо такой человек едет в Армению, знакомится со страной, и это служит как бы толчком к возврату к своим корням».

Мусаян добавляет, что важным фактором в укреплении отношений между французской диаспорой и Арменией явился распад СССР: «Контакты стали гораздо более непринуждёнными, естественными, спонтанными. Раньше те, кто хотел иметь какие-то связи с Арменией, вынуждены были пройти через коммунистические организации и симпатизировать им что ли... Теперь всё изменилось. Сам факт, что там существует независимое государство, возбуждает интерес, желание развивать контакты, ездить в Армению, знакомиться со страной и т. д. Предприниматели хотят как-то участвовать в развитии экономики в Армении. Конечно, всё это связано с определёнными трудностями. Но желание у людей появилось».

Это интервью проводилось в 2001 г., в тот момент, когда статистические данные показали опасность ассимиляции армян французским населением, утраты языка и исторического забвения. На мой взгляд, если подобная угроза и появилась, то она довольно легко устраняема в обществе. Проблема языка актуальна не только для армянской диаспоры во Франции, даже не только для армянского народа. С этим сталкиваются представители различных этнических сообществ, переселяющиеся в другие страны. Это объективный и неизбежный процесс. Зачастую чем выше уровень жизни в определённой стране, чем успешнее переселенцы внедрились в чужое общество, тем быстрее они приобщаются к его традициям, пополняют ряды граждан этого государства. В случае с армянами Франции так примерно и произошло. Но необходимо учитывать менталитет и историю армянского народа. Его история очень богата. На территории армянских государств происходили события мирового значения, в том числе, к сожалению, события трагические. Забыть это довольно сложно, учитывая особенности темперамента восточного народа: склонность к традиционализму, памяти прошлого, почитании предков, воинственности. Если жизнь рядовой армянской семьи сложилась во Франции благополучно, то едва ли она забудет, как тяжело ей приходилось вначале, а главное – почему она оказалась здесь. И если родители и их дети сами для себя определяют, нужен ли им армянский язык или достаточно французского, то это вовсе не означает, что они обходятся без знания своих корней. Об этом свидетельствуют сами представители армянской диаспоры в многочисленных статьях и интервью. Неслучайно армян характеризуют как жителей Франции, которые несут память своего народа.

С другой стороны, в этом трепетном отношении французских армян к своим корням мне видится некое покровительственное отношение к Армении. Проводя обзор проводимых мероприятий на укрепление отношений между армянами диаспоры и армянами Армении, политических скандалов, связанных с историческим прошлым, складывается ощущение, что самоидентификацию армян гораздо сложнее определить, чем это может показаться на первый взгляд. В своем интервью авторитетному французскому изданию «Международная политика» министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил, что члены диаспоры объединены одной мечтой – они желают процветания своей родины. И место Армении в мире, по мнению политика, определяется целостностью армян. Эта позиция является, на мой взгляд, ключевым фактором самоопределения армянского этноса во Франции: мы – граждане Французской республики, французы по роду деятельности и стилю жизни, французы даже в душе. Но в то же время мы армяне по происхождению, и связь с родиной не прервется никогда, какой бы она ни была – генетической, духовной, ментальной, экономической, политической и пр. Во благо нашей родины мы всегда должны держаться вместе – где бы мы ни находились – и вместе решать любые трудности.

Едва ли кто-то из диаспоры покинет Францию и вернется на родину, даже если Армении удастся решить свои проблемы и выйти на должный экономический уровень. Но то, что делает диаспора для страны, это очень много. Известно, что Армения буквально живет на ее средства, без поддержки извне трудно представить облик государства. Но если поставить вопрос о том, кто является истинным армянином: тот, который живет в благополучной стране и перечисляет некоторые средства в помощь Армении, или тот, кто живет в ней, среди повседневных проблем, ответить на него очень сложно. Наверное, каждый армянин имеет право идентифицировать себя по-своему.

clip_image001.png

Армяне Франции. Уик-энд

Алена Шаркова, г. Москва

Теги: Армения , ЕС

Поделиться: