Еще раз о Правительстве Республики Казахстан или Исполнительная власть, "исполняющая обязанности"?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В последнее время в экспертных кругах очень много внимания уделяется Правительству Республики Казахстан, Премьер-Министру Масимову, стилю его работы и др. В настоящей публикации обращается внимание на вопросы легитимности нынешнего состава Правительства Республики Казахстан с конституционно-правовой и политической точек зрения.
Еще раз о Правительстве Республики Казахстан  или Исполнительная власть, "исполняющая обязанности"?

Мереке Тлекович Габдуалиев

кандидат юридических наук, доцент

декан юридического факультета

Института «АТиСО» Евразийской Академии,

г. Уральск, Казахстан

В последнее время в экспертных кругах очень много внимания уделяется Правительству Республики Казахстан, Премьер-Министру Масимову, стилю его работы и др. В настоящей публикации обращается внимание на вопросы легитимности нынешнего состава Правительства Республики Казахстан с конституционно-правовой и политической точек зрения.

В мае 2007 года были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, а также были проведены выборы депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней. Обоснованность и целесообразность произошедших конституционных реформ в стране получили свои отзывы и комментарии в научных, официальных и других кругах.

Между тем, правовая реформа, в том числе конституционно-правовая, должна носить завершенный характер. Имеется в виду "завершенность" в сугубо правовом смысле, с позиции "протокольного" оформления статуса высших органов государственной власти. Хотелось бы обратить внимание на завершенность конституционной реформы с точки зрения конституционно-правового оформления власти Правительства Республики Казахстан. В соответствии с новой редакцией Конституции РК, Президент Республики Казахстан "после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуры Премьер-Министра Республики; с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики" (пп.3) ст.44).

Как известно, 7 июня 2007 года в Конституционный Совет РК поступило обращение, подписанное 47 депутатами Мажилиса Парламента РК, об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Поводом для обращения послужило принятие Закона, которым внесены изменения и дополнения в Конституцию республики, касающиеся взаимоотношений между органами государственной власти, порядка их формирования и ряда других вопросов.

Субъект обращения просил дать официальное толкование норм Конституции, определяющих полномочия Парламента и его палат, порядок их формирования с учетом положений пункта 1 статьи 2 Закона. При этом одним из вопросов, поставленных перед Конституционным Советом был: дает ли Конституция Республики Казахстан возможность нынешнему составу Парламента республики приобрести и реализовать новые конституционные полномочия, и если дает, то в какой части и обеим ли палатам Парламента ?

В соответствии с Нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 18 июня 2007 года №7 " Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года №254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», "новые конституционные полномочия Парламента и его палат в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона РК от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» вводятся в действие с момента истечения срока полномочий Мажилиса Парламента третьего созыва, которое возможно как при окончании конституционного срока полномочий, так и при досрочном прекращении полномочий в случаях роспуска Парламента или Мажилиса Парламента Президентом республики".

Досрочное прекращение полномочий Мажилиса Парламента РК стало основанием вступления в силу поправок в Конституцию, в соответствии с которыми Мажилис Парламента был сформирован по новой избирательной системе. Следовательно, после проведения выборов Мажилиса Парламента РК 18 августа 2007 года, возникает вопрос о необходимости формирования состава Правительства РК в соответствии с новой редакцией пп.3) ст.44 Конституции РК, которая логически вытекает из нового конституционно-правового статуса Мажилиса Парламента РК.

При решении данного вопроса возможны следующие точки зрения. Первая - ныне действующий состав Правительства был сформирован до внесения изменений и дополнений в Конституцию РК и, поэтому только после прекращения срока его полномочий будет возможно формирование следующего состава Кабинета Министров по новой системе.

Вторая точка зрения, носящая скорее политико-правовой характер, чем сугубо юридический. Как известно, при роспуске Мажилиса Парламента и назначении выборов на август месяц 2007 года в СМИ отстаивалось мнение, что такой шаг позволит "ускорить" проведение демократических реформ в стране. Поэтому логика проведенных конституционно-правовых реформ, а также прошедшие выборы депутатов Мажилиса Парламента предполагают "ускорение" и реализацию функций высшего представительного органа власти в стране. Такая необходимость не снимается с повестки дня даже при учете того, что состав Мажилиса Парламента состоит из представителей партии "Нур Отан". Полагаем, что нынешний правовой статус Премьер-Министра и Министров должен содержать приставку "Исполняющий обязанности" до формирования нового состава Правительства.

Между тем, действующее законодательство еще не приведено в соответствии с новой редакцией пп.3) ст.44 Конституции РК. Так, статья 22 Конституционного закона РК от 16 октября 1995 года № 2529 "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" действует в старой редакции.

Такой конституционно-правовой "казус" вызывает, во-первых, необходимость постановки субъектом обращения перед Конституционным Советом РК вопроса о толковании пп.3) ст.44 Конституции РК с позиции определения периода окончания конституционного срока полномочий состава Правительства, сформированного до августовских 2007 года выборов депутатов Мажилиса Парламента, и определения периода вступления в юридическую силу этой конституционно-правовой нормы.

Во-вторых, следует провести колоссальную правотворческую работу по изменению действующего законодательства в русле проведенных конституционных реформ и возможности формирования именно партийного Правительства, отвечающего новому политико-правовому статусу Мажилиса Парламента, и усиливающую политическую ответственность исполнительной власти перед высшим представительным органом власти.

Теги: Казахстан

Поделиться: