И.И.Иманкулов: Председательство в ОБСЕ имеет колосальное значение.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Поэтому экономическое и политическое развитие современного Казахстана все более актуализирует вопрос о формировании самим казахстанским государством широко узнаваемого международного образа нашей страны, который бы соответствовал как казахстанским реалиям, так и тем амбициозным планам, которые строит наше государство на годы вперед. И в Казахстане отдают себе отчет, что дальнейшее успешное развитие страны и ее вовлечение в глобальные международные процессы будут в немалой степени зависеть и от того имиджа, через призму которого страна будет восприниматься в мире. В этом смысле хотелось бы подчеркнуть, что общепризнанные успехи Казахстана как в сфере экономики, также и в сохранении внутриполитической стабильности являются большими достижениями, если учесть, что наша страна географически расположена не в самом стабильном регионе мира.
И.И.Иманкулов:  Председательство в ОБСЕ имеет колосальное значение.

Выступление на международной конференции «Ребрэндинг Казахстана»

(Москва, 10 апреля 2008 г.)

Уважаемые участники конференции, дамы и господа!

Тот факт, что сегодняшняя конференция посвящена Казахстану и его дальнейшему развитию, является дополнительным свидетельством того, наша страна, благодаря своим несомненным достижениям, авторитету и потенциалу, привлекает к себе все международное внимание.

Более того, теманастоящейконференции,надосказать,весьмаспецифическая, во многом говорит о том, что современный Казахстан вступает в качественно новый этап своего развития. Это развитие также связано с вопросом, каков на сегодняшний день образ Казахстана на международной арене и что можно сделать для его улучшения. Это вопрос далеко не праздный вопрос, учитывая тот факт, что одной из основных стратегических целей Казахстана является сохранение способности войти в сообщество государств так называемого ядра мировой политики.

Определение этой цели стимулирует возникновение в Казахстане различных идей, нацеленных на формирование позитивных казахстанских брэндов, которые могли бы обеспечить высокую степень узнаваемости Казахстана в мировом информационном пространстве.

***

К моменту распада СССР в мире мало, что знали о Казахстане, и потому вряд ли приходится говорить о существовании сколько-нибудь целостного образа нашей страны не только на массовом уровне, но и

в политических и экспертных кругах зарубежных стран. Сегодня, благодаря тому, что Центральная Азия, и Казахстан в частности, прочно вошли в систему внешнеполитических интересов многих влиятельных государств мира, обладающих мощными информационными ресурсами, данная ситуация меняется в лучшую сторону.

Об этом говорит тот факт, что в Казахстане в определенной мере представлены политические, экономические и научно-интеллектуальные интересы ряда ведущих стран мира.

В данном случае, очевидно, что хорошее знание местных политических, экономических и других реалий представляет собой насущную необходимость для эффективной защиты этих интересов.

Тем самым мы сталкиваемся с очень утилитарным подходом в удовлетворении интереса к Казахстану. Данный подход может быть, хорошо обслуживает интересы этих стран, которые в этом случае демонстрируют избирательность в восприятии Казахстана. В результате у широких аудиторий этих стран может сложиться нецелостный, если не сказать, искаженный образ нашей страны.

Поэтому экономическое и политическое развитие современного Казахстана все более актуализирует вопрос о формировании самим казахстанским государством широко узнаваемого международного образа нашей страны, который бы соответствовал как казахстанским реалиям, так и тем амбициозным планам, которые строит наше государство на годы вперед.

И в Казахстане отдают себе отчет, что дальнейшее успешное развитие страны и ее вовлечение в глобальные международные процессы будут в немалой степени зависеть и от того имиджа, через призму которого страна будет восприниматься в мире.

В этом смысле хотелось бы подчеркнуть, что общепризнанные успехи Казахстана как в сфере экономики, также и в сохранении внутриполитической стабильности являются большими достижениями, если учесть, что наша страна географически расположена не в самом стабильном регионе мира.

Однако именно это обстоятельство делает достижения Казахстана еще более значимыми, что в свою очередь позволяет многим рассматривать нашу страну как один из островов стабильности и успешного развития на евразийском континенте. Тем самым Казахстан не может не привлекать к себе внимание международных научно-интеллектуальных, финансово-экономических и политических кругов.

Однако, Казахстан еще в недостаточной степени известен за рубежом на массовом уровне как успешное и состоявшееся государство.

Для обеспечения такого рода известности, на массовом уровне должны быть сформированы какие-то устойчивые, ясные и позитивные представления о нашей стране, упоминание которых у человека, не имеющего глубоких познаний о нашей стране, неизбежно ассоциировалось бы с Казахстаном. И потому, формируя свой положительный и притягательный образ на международной арене, Казахстан заинтересован в своеобразной культивации и внедрении в массовое сознание таких устойчивых представлений.

Однако до такой стадии узнаваемости в положительном смысле Казахстану предстоит проделать еще немалый путь в своем успешном развитии. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что руководство страны своими конкретными делами держит курс на обеспечение широкой узнаваемости Казахстана в мире.

Для успешного проведения этого курса есть достаточно весомая база. Ведь история политического и экономического развития суверенного Казахстана содержит достаточно примеров, которые сыграли колоссальную по своим положительным результатам роль в развитии казахстанского общества, а также в обеспечении международной безопасности. К сожалению, эти примеры не всегда достаточно хорошо представлены в мировом информационном пространстве, что не способствует широкой узнаваемости нашей страны в мире.

Возьмем, к примеру, добровольный отказ Казахстана от ядерногооружия, унаследованного от СССР. А ведь известно, что ядерный арсенал, расположенный на территории Казахстана был одним из самых крупных в мире. Немного найдется в мировой истории случаев, когда государство, получив возможность обладания таким смертоносным оружием, решило объявить себя безъядерным государством, присоединившись к Договору о нераспространении ядерного оружия. Случай Казахстана был тем более уникален в мировой истории разоружения, что это решение было принято совсем молодым и только вступающим в систему международных отношений государством, которое, находясь в окружении ядерных государств-гигантов, вполне могло соблазниться возможностью стать обладателем оружия массового поражения.

Сейчас, с высоты прошедших лет, на фоне стабильно успешного развития Казахстана уже легко говорить, насколько решение казахстанского руководства в лице Президента Казахстана Н.А.Назарбаева было дальновидным и мужественным.

Однако в начале 90-х годов кто мог в мире всерьез рассчитывать на то, что новое государство, проявит такую ответственность не только за безопасность своего народа, но и за международную безопасность в целом? И сегодня, когда стремление отдельных государств обладать ядерным оружием не только не ослабевает, а наоборот, имеет тенденцию к усилению, умелая пропаганда примера Казахстана могла бы внести свой позитивный вклад в снижение влияния «ядерного фактора» на международные отношения.

В данном случае представляется целесообразным формировать в международном общественном мнении четкий образ Казахстана как безъядерного государства, который в труднейших условиях своей независимости, добровольно отказался от обладания ядерным оружием. Полагаю, что эта тема при должной интеллектуальной проработке на международном уровне, станет близка и понятна всем в мире.

Уважаемыеколлеги!

Позвольте перейти к наиболее, на мой взгляд, важнейшим достижениям казахстанского общества.

Первое, это выработка как межэтнического и межрелигиозного согласия.

Казахстан, как известно, является неоднородным по своему этническому составу государством, что обусловило необходимость выработки действенных механизмов для обеспечения мирного сосуществования между различными этническими группами, спаянных общей идеей строительства казахстанского государства. С одной стороны, все это может внешне выглядеть как исключительно внутреннее дело Казахстана. Однако на фоне известных конфликтов в многонациональных государствах, многие из которых имеют характер откровенно межэтнического противостояния, положительный пример Казахстана не может не выделяться. Достаточно привести общеизвестные примеры Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Абхазии и других тлеющих конфликтов, обладающих большим разрушительным и дестабилизирующим потенциалом.

Имея в виду ситуацию в Казахстане, покойный Папа Римский Иоанн Павел II сказал, что «МирисогласиевВеликойстепиприятно

удивляют и доказывают, что мир в многонациональномгосударстве можно сохранить».

Что же касается непосредственно опыта межэтнического согласия в Казахстане, то вопрос только в том, насколько активно это выдающееся достижение казахстанского общества будет рассматриваться не только применительно к развитию Казахстана, но и применительно к возможному решению межэтнических конфликтов в современном мире.

Подобного рода подход к казахстанскому опыту, конечно, потребует значительных творческих и интеллектуальных усилий не только от научных и экспертных кругов, как в Казахстане, так и за рубежом, но и от согласованных действий государственных органов страны, которые так или иначе вовлечены в процесс в формирования имиджа Казахстана в мире. В случае успешного применения указанного подхода в преподнесении казахстанского опыта межэтнического согласия на международном уровне, есть основания полагать, что постепенно в мире будет формироваться образ Казахстана, который своим примером продемонстрировал еще одну модель мирного сосуществования различных этносов на территории одного государства, и которые заинтересованы в его совместном строительстве.

Второе , вопрос обеспечения в стране межрелигиозного согласия.

Общеизвестно, что достижение межрелигиозного согласия становится одной из наиболее актуальных проблем в международной повестке дня. Прежде всего, это касается достижения мирного сосуществования между двумя великими мировыми религиями -христианства и ислама. Нужно признать, что на сегодняшний день наблюдается недостаточный уровень взаимопонимания и воли к диалогу между этими двумя религиями. Данная проблема проявляется и имеет негативные последствия, как в мусульманском мире, так и на Западе.

Казахстан, имея внушительный опыт в установлении у себя диалога и согласия между представителями традиционных религий, главным образом между христианством и исламом, прилагает немалые усилия в преодолении проблем межрелигиозного взаимодействия на международном уровне. Тем самым налицо тот факт, что казахстанское руководство в лице президента страны Н.Назарбаева очень чутко улавливает основные глобальные угрозы международной безопасности.

И более того, Казахстан предлагает конкретные механизмы в преодолении межрелигиозных трений на международном уровне. Всем известны, что в Казахстане регулярно проводятся Съезды лидеров мировых и традиционных религий, последний из которых прошел в 2006 году. Итоговым документов II Съезда стала принятая его участниками декларация, которая содержала обращение к людям всех религий на планете отказаться от взаимной вражды, ненависти и жить в атмосфере взаимоуважения.

Съезд также обратился к международному сообществу, ООН с призывом поддержать идею созыва таких съездов. Прозвучали и обращения к Генеральному секретарю ООН созвать совместный саммит мировых религиозных деятелей и лидеров государств и признать концептуальную необходимость такого съезда.

Что же касается уже отмеченной выше способности казахстанского руководства верно улавливать основные тренды в развитии угроз международной безопасности, то здесь нужно отметить последнюю инициативу Казахстана об установлении диалога в формате «Запад - Мусульманский мир», в котором должны участвовать уже не духовные лидеры двух мировых религий, а представители официальных кругов наиболее авторитетных

государств Запада и исламского мира. Важно иметь в виду, что такое участие подразумевает не столько обмен мнениями между участниками диалога, но достижение конкретных договоренностей, коль скоро эти участники являются высокопоставленными официальными представителями своих государств.

Это, пожалуй, является наиболее принципиальным моментом в развитии диалога между Западом и исламским миром. И потому успех инициированного Казахстаном диалога вполне способен обеспечить Казахстану широкую узнаваемость в мире не только как государства, обладающего большими объемами энергоресурсов, но и как государства, которое вносит реальный вклад в решение одной из наиболее актуальных проблем безопасности современного мира.

Третье, Позвольте мне обратить ваше внимание еще на одну блестящую возможность сформировать в мире имидж Казахстана как демократического государства, уверенно продвигающегося по пути демократических преобразований. Я имею в виду предстоящее председательство нашей страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году.

Кто-то может полагать, что в председательстве в этой организации нет ничего особенного, особенно если принять во внимание ту критику, которая в последние годы сопровождает всю деятельность ОБСЕ.

Однако следует иметь в виду, что для развития Казахстана и для формирования его международного имиджа это председательство имеет колоссальное значение. Для такого вывода есть несколько причин:

Во-первых, практически все государства-участники Содружества Независимых Государств в силу многих причин не воспринимаются, по крайней мере на Западе, как состоявшиеся в своем демократическом развитии государства. Именно поэтому избрания Казахстана председателем ОБСЕ, который стал первым государством постсоветского пространства, получившим этот пост, является признанием международного авторитета нашей страны и ее усилий в проведении у себя глубоких демократических преобразований. Кроме того, председательство в ОБСЕ даст дополнительный мощный импульс углублению демократических преобразований в Казахстане, так как помимо усовершенствования работы демократических институтов, будет культивировать в казахстанском обществе демократическое сознание.

Однако еще до получения права председательствовать в ОБСЕ Казахстан не раз демонстрировал свою неизменную приверженность демократическому курсу развития.

Одной из последних таких демонстраций стала конституционная реформа 2007 года, согласно которой сократился срок президентского правления, было увеличено количество депутатских мест в парламенте, который теперь избирается только по партийным спискам.

Событием большой политической важности стала передача части президентских полномочий парламенту страны, что стало свидетельством постепенного превращения Казахстана из «супер­президентской» в президентско-парламентскую республику.

Во-вторых, Казахстан намерен использовать свое председательство в ОБСЕ в качестве еще одного инструмента для практической реализации выдвинутых им инициатив по обеспечению международной безопасности.

Это особенно актуально для постсоветского пространства, в частности для Центральной Азии, безопасность которой представляет собой задачу большой важности, учитывая растущее значение этого региона в мировой политике.

В данном случае следует иметь в виду, что свое дальнейшее успешное развитие Казахстан напрямую связывает с успешным развитием всех государств региона.

В-третьих, есть еще один фактор, который вселяет твердую уверенность в то, что предстоящее председательство Казахстана в ОБСЕ будет успешным.

Я имею в виду, что наша страна уже достаточно давно занимается созданием структуры безопасности на азиатском континенте, на котором предостаточно действующих и тлеющих конфликтов.

И опыт Казахстана, приобретенный за годы напряженной работы по созданию этой системы, без сомнения, будет востребован при исполнении нашей страной функций председателя ОБСЕ.

Под создаваемой структурой безопасности в Азии имеется в виду Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), идею созыва которого также инициировал еще в начале 90-хгодов Казахстан .

И нужно отметить, что в данном случае речь идет не о стремлении нашей страны сделать себе на этой идее пиар, а о реальной озабоченности казахстанского руководства национальной безопасностью Казахстана, которая неотделима от безопасности в Азии.

Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что, несмотря на все трудности в реализации этой масштабной идеи, Казахстан все эти годы проявлял в этом процессе завидную настойчивость.

И только в 2002 и 2006 годы состоялись Первый и Второйсаммиты СВМДА, итоги которых положили начало практической реализации казахстанской инициативы.

Понятно, что пока рано говорить о достижении СВМДА осязаемых результатов в сфере безопасности в Азии, что подчас может вызвать скепсис относительно достижимости таких результатов вообще. Однако никто не говорил, что СВМДА уже завтра превратится в мощную и эффективную структуру.

В то же время вклад Казахстана в создание азиатской архитектуры безопасности в лице СВМДА обладает большим потенциалом к созданию за нашей страной образа авторитетного и ответственного члена международного сообщества.

Уважаемыеколлеги!

Следующим аспектом повышения имиджа Казахстана в мире является его усилие в обеспечении экономического роста страны.

Многие люди, не обремененные специфическими знаниями, например, о высокоразвитых в экономическом отношении государствах Юго-Восточной Азии, воспринимают эти государства через призму уровня развития их экономики и узнаваемости тех сегментов экономики, которые обеспечивают это развитие.

Что касается Казахстана, то тезис об успешности казахстанской экономики сам по себе не может, несмотря на свою общеизвестность, формировать четкие представления об этой успешности.

Для появления таких представлений должны быть предложены конкретные символы поступательного экономического развития Казахстана. И нужно сказать, что на этом направлении в нашей стране проводится конкретная работа.

Как вы знаете, в нашей стране запущена программа «30корпоративныхлидеровКазахстана» , которые призваны стать символами экономического развития страны.

Можно сказать, что эта программа является своеобразной материализацией идеологии прорыва по каждому направлению роста конкурентоспособности Казахстана. И потому успешная деятельность

каждого из этих корпоративных лидеров способна превратить их в узнаваемый на международной арене брэнд, символизирующий рост экономики Казахстана.

Важным моментом в реализации упомянутой программы, в части формирования за рубежом позитивного образа Казахстана, как динамично развивающегося государства, является то, что ее цельюявляется не охват всех проектов в стране, а концентрация усилий бизнеса и государства на выходе на зарубежные рынки с конкурентоспособной продукцией.

Тем самым очевидно, что данная программа, помимо всего прочего, работает в своей основе на формирование широкой узнаваемости Казахстана в мире, через обеспечение спроса на казахстанскую продукцию.

Другими конкретными символами, брэндами успешного экономического роста Казахстана могут стать и крупные города Казахстана, в частности Алматы, который уже сегодня известен далеко за пределами страны. И нужно подчеркнуть, что потенциал Алматы в формировании своего имиджа как одного из ярких символов успеха экономического развития Казахстана далеко не исчерпан.

Можно сказать, что этот потенциал только-только начинает реализовываться. В этой связи уместно отметить амбициозные планы Регионального финансового центра в г.Алматы, который, как ожидается, позволит развить фондовый рынок Казахстана и вывести его на качественно новый уровень сотрудничества с международными финансовыми институтами.

Более того, первоочередной задачей развития инфраструктуры является позиционирование Алматы не как национального, а прежде всего, как международного финансового центра.

К этому можно добавить, что Алматы станет наряду с Астаной столицей VII зимних азиатских игр, которые пройдут в 2011 году. В данном случае это знаменательное для всего Казахстана мероприятие должно рассматриваться как одно из звеньев целенаправленной политики, проводимой в Казахстане, по формированию международного позитивного имиджа не только страны, но и отдельных ее мегаполисов.

Ярким примером развития экономического и научного потенциала Казахстана является также международное сотрудничество в использовании космодрома «Байконур».

В данном случае заслуживает внимания формирование образа Казахстана как космической державы. Такой подход предполагает отход от имиджа страны, на территории которой волею судьбы оказался этот уникальный космический комплекс и за использование которого другой страной Казахстан получает только финансовые прибыли.

Рост объема участия Казахстана в реализации сложных и дорогостоящих космических программ, запускаемых с космодрома «Байконур», и результаты этих программ, вполне может стать основой для формирования подобного образа.

Время показало, что концепция президента Н. Назарбаева -«Вначале экономика, затем политика» - оказалась правильной и полностью адекватной вызовам времени.

По признанию многих политиков, это был глубоко продуманный и реалистичный взгляд на стратегию развития Казахстана.

В мире заговорили о «казахстанской модели». В Гарвардском университете состоялась специальная конференция, участники которой заявили о выработке принципиально новой, специфической модели, названной ими «казахстанским путем».

Кроме того, все большее значение приобретает транзитно-транспортный потенциал нашей страны , который мог бы экономически связать мировые экономические центры, расположенные в разных частях евразийского континента. Намерение Казахстана еще масштабнее использовать свой географический транзитно-транспортный потенциал и стать всемирно признанным мостом между Востоком и Западом было продемонстрировано идеей Президента РК Н.Назарбаева о необходимости для Казахстана реализовать проект «Путь в Европу», которая прозвучала в последнем Послании главы казахстанского государства к народу Казахстана в феврале этого года.

Уважаемые коллеги!

В целом, можно сделать вывод, что в Казахстане сложились все условия для проведения системной информационно-имиджевой политики, направленной на формирование целостного позитивного образа нашей страны у широких зарубежных аудиторий.

Помимо уже указанных выше достижений Казахстана, которые могли бы лечь в основу казахстанских брэндов, есть много других явлений, которые также могли бы обеспечить широкую узнаваемость Казахстана.

В числе таких можно отметить богатейшее культурно-историческое наследие казахского народа. Казахстан, как наследник древних цивилизаций и культур, имевших широкие и всесторонние связи с ведущими центрами мировой истории, имеет значительный гуманитарный и культурный потенциал, богатое историческое прошлое. К ним можно отнести взаимодействие народов по Великому Шелковому пути, тюркское и исламское единство, евразийские истоки казахской кочевой цивилизации, взаимодействие всех мировых религий на территории страны (буддизм, ислам, христианство, иудаизм). При целенаправленном и методически обоснованном распространении данной информации среди зарубежной аудитории, в долгосрочной перспективе в массовом сознании должен закрепиться образ Казахстана, как наследника уникальной культурно-исторической традиции.

Как видно, современные тенденции на информационных рынках диктуют необходимость осуществления целого комплекса системных мер государственных органов и частного сектора по формированию и популяризации бренда государства.

В настоящее время в информационно-имиджевой политике Казахстана, которая только начинает проводиться на системной основе, безусловно, есть ряд объективных проблем, над устранением которых нужно еще работать.

Прежде всего, это касается недостаточной координации международной деятельности министерств и ведомств, а также национальных институтов в вопросах продвижения имиджа Казахстана на мировой арене. Из этого вытекают и другие недостатки, как, например, отсутствие единых, методически обоснованных подходов в реализации информационно-имиджевой политики, а также недостаточный уровень системного и всестороннего мониторинга ситуации, связанной с отслеживанием количественных и качественных результатов этой политики.

Уважаемыеколлеги!

В заключение хотелось бы отметить, что Казахстан просто «обречен» самой логикой развития современных международных отношений на рост интереса к себе со стороны мирового сообщества, коль скоро весь центральноазиатский регион прочно стал объектом международного внимания.

Все более уверенное позиционирование Казахстаном себя как одного из лидеров постсоветского пространства и заявляемые нашей страной амбициозные цели и задачи, будут предъявлять новые требования к эффективности проводимой нашим государством информационно-имиджевой политики.

Кроме того, в будущем широкая международная узнаваемость Казахстана на массовом уровне позволит дать более ясный ответ, за счет чего реально достигается положительная узнаваемость нашей страны. В свою очередь это даст представление относительно того, что собой представляют казахстанские брэнды, как и из чего они формируются. И это направление информационно-имиджевой работы обещает стать в недалеком будущем крайне важным в процессе формирования позитивного образа Казахстана в мире.

И такие конференции, как сегодняшняя очень важны с точки зрения свободного обмена мнениями между представителями государства и экспертным сообществом по данному вопросу.

Благодарю за внимание!

Теги: Казахстан

Поделиться: