МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ТУРКЕСТАНСКИХ ДЖАДИДОВ И ПОЛИТИКА ПРАВЯЩИХ ВЛАСТЕЙ В 1905-1930 ГОДЫ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
После первой русской революции 1905 года, прогрессивный татарский общественный деятель Исмаил Габитов (1881-1938) приезжает из Москвы в Ташкент. Он, находясь под сильным влиянием революционного движении в России, вместе с Мунаввар кары Абдурашидхановым, Абдуллой Авлони и другими джадидами выпускает новую газету на узбекском языке "Таракий" (Прогресс), первый номер которого вышел 14 (26) июня 1906 года. Газета активно пропагандирует идеи свободы, равенства, дружбы народов, выступает против колониальной политики царизма среди угнетенных народов России, ведет борьбу против невежества и суеверия местного духовенства, богачей, чиновников и их мерзкого поведения по отношению к трудовому народу.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ТУРКЕСТАНСКИХ ДЖАДИДОВ И ПОЛИТИКА ПРАВЯЩИХ ВЛАСТЕЙ В 1905-1930 ГОДЫ

Шерали ТУРДИЕВ

кандидат филологических наук,

музей «Памяти жертв репрессий»

Джадидизм, как новое общественно-политическое, реформаторское движение в Средней Азии и Казахстан, возникало в начале XX века под сильным влиянием революции 1905 года в России и революций в Турции, Иране, Индии 1908-1913 годов. Хотя для возникновения джадидизма была подготовлена определенная почва еще во второй половине XIX века в результате деятельности таких просветителей, как Ахмад Даниш (1827-1897), Фуркат (1858-1909), Мукими (1850-1903), Абай (1845-1904) и других.

В 1905-1917 годах туркестанские джадиды Махмудходжа Бехбуди (1875-1919), Мунаввар кары Абдурашидханов (1878-1931), Фитрат (1886-1938), Абдулла Авлони (1878-1934), Мирякуб Давлат (1885-1935), Ахмад Байтурсунов, развивая идеи своих предшественников, начали все более активно участвовать в общественно-политической и культурной жизни края. Они активно формируют общественное мнение в пользу реформ в политической, экономической и культурной сферах Бухары и Туркестана, борятся против отсталости и застоя феодально-эмирского и Российского колониального управления 1 . Джадиды с самого начала были нацелены на реформу мусульманской религиозной школы, создавая новометодные школы, издательское дело, театр, общественно-политические и культурные учреждения, которые под их влиянием все более превращались в мощное идейное оружие в борьбе против экономической, духовной, политической отсталости народов Бухары и Туркестана Они стремились изучить опыт и успехи других народов мира, особенно передовой опыт мусульманских реформаторов Крыма, Поволжья, Закавказья, Турции, Ирана, которые уже приобщились к передовой общественно-политической, духовно-культурной жизни Европы.

Прежде чем заниматься просветительством, будущие джадиды М.Бехбуди, А.Шакури, М.Абдурашидханов, Хамза, А. Авлони побывали в Казане, Оренбурге, Стамбуле и ознакомились с жизнью и передовым опытом тамошних джадидских школ, печатью, литературой и театром. А М.Бехбуди, Г.Юнусов, Фитрат учились в Стамбульском и Каирском университетах, У.Ходжаев - в Саратовском, М.Шермухамедов, М.Мухамеджанов, Л.Олими, Ш.Сулейман - в Уфимском и Оренбургском медресе. Они имели возможность ближе познакомиться с деятельностью таких известных просветителей, как Исмаилбек Гаспринский, Габдурашит Ибрагимов, Фатих Карими и публиковать статьи по экономическим, политическим и культурным проблемам народов Бухары и Туркестана на страницах татарских, азербайджанских, турецких периодических изданий: "Вакт" (Время), "Шуро" (Совет) в Оренбурге, "Ульфат" в Петербурге, "Тарджимон" (Переводчик) в Бахчисарае, "Молла Насреддин" в Тифлисе, "Сирож ул-мустаким" (Верный путь) в Стамбуле. Эти журналы были широко распространены в Средней Азии, Бухаре и оказывали сильное влияние на развитие общественнное сознания народов региона.

Вместе с тем, активизируется борьба против туркестанских джадидов со стороны эмирской власти в Бухаре и Российского колониального управления в Туркестане. Активно ведется тайное наблюдение и борьба российских политических агентсв в Бухаре и Туркестане, в донесениях которых джадиды изображаются черными красками, а их деятельность вредной, националистической, панисламистской и пантюркистской, пробуждающей в народе национально-патриотический дух, направленный против имперских интересов России.

После первой русской революции 1905 года, прогрессивный татарский общественный деятель Исмаил Габитов (1881-1938) приезжает из Москвы в Ташкент. Он, находясь под сильным влиянием революционного движении в России, вместе с Мунаввар кары Абдурашидхановым, Абдуллой Авлони и другими джадидами выпускает новую газету на узбекском языке "Таракий" (Прогресс), первый номер которого вышел 14 (26) июня 1906 года. Газета активно пропагандирует идеи свободы, равенства, дружбы народов, выступает против колониальной политики царизма среди угнетенных народов России, ведет борьбу против невежества и суеверия местного духовенства, богачей, чиновников и их мерзкого поведения по отношению к трудовому народу. Например, Исмаил Габитов в первом номере газеты, в своей редакционной статье "Ташкент» пишет о том, что после 17 октября в результате долгой борьбы народов за свои права царем была объявлена свобода слова. Но эта "свобода" в Туркестане, осталась только на бумаге. Царская цензура по-прежнему не допускает проявление малейшего свободомыслия. Газета разоблачает колониальную политику царизма в стране, бесправие и гнет народов."Они сами пишут, что хотят, - пишет газета. - Они как волки... унижают и бранят нашу религию и священный Коран. Пишут об этом на страницах своих миссионерских газет и распространяют их по всему миру. Усиливают межнациональную рознь.. Указывают: "ты русский, ты казах, ты сарт, ты еврей и другие" 2 .

В первом и во втором номерах газеты М.Абдурашидханов в своей статье "Наши невежества являются сложными невежествами» пишет о том, что надо реформировать наши религиозные школы и медресе, там...должны преподавать светские науки, географию, историю, математику и другие предметы. Не зная эти предметы, наши бедные дети до сих пор остаются без нужных знаний и ходят, как слуги и чарикары..." В статье "Польза просвещения" Махмудходжа Бехбуди так же затрагивает вопросы, связанные с огромной ролью и значением просвещения в умственном и духовном развитии человека.

Недовольная просветительской деятельностью жадидов,"Туркестанская туземная газета" организовала на них нападки и травлю от имени некоторых фанатичных духовных лиц и невежественных людей 3 . В результате этой травли газета "Тараккий" закрывается, а редактор Исмаил Габитов подвергается аресту 4 . Контроль над деятельностью джадидов и их организациями еще более усиливается.

В секретном письме подполковника Сызыха к полицмейстеру города Самарканда от 25 октября 1913 года было предписано "выяснить все о мусульманской газете "Самарканд". В своем ответе Самаркандское полицейское управление начальника Туркестанского районного охранного отделения от 9 января 1913 г..уведомляет, «что редактор-издатель мусульманской газеты "Самарканд" Махмуд Ходжа Бехбуди 41 года, араб, местный уроженец туземной части города Самарканда. Проживает в русской части. Женат на туземке Шарофат, 35 лет. Имеет детей (Максут, 12 лет, Сурая, 8 лет, Матлюба, 2 года), а также - недвижимость в русской и туземной частях города... В настоящее время занимается торговлей. Раньше служил муфтием при шариатском суде. Имеет бессрочную паспортную книжку. Под судом и следствием не состоял...." 5

В другом донесении - коллежскому секретарю Нарышкину и к подполковнику Розалион-Сошальскому - приводятся еще более подробные данные о Бехбуди, его коллеге Саид Ахмад Ходже Сиддики и об их ташкентском единомышленнике Убайдулле Ходжаеве: «Года три-четыре тому назад редактор-издатель выходящего в Самарканде журнала "Аина" ("Зеркало") некий Бехбуди написал на сартовском наречии пьесу "Падаркуш", что означает "Отцеубийца". Бехбуди по своему направлению прогрессист-националист, получивший образование, кажется, в Турции... Пьеса в первый раз была поставлена в Ташкенте любительской труппой под руководством Убайдуллы Ходжаева (из числа молодых сартов прогрессивного направления мыслей), кажется, в 1914 году, еще до начала текущей войны. Затем названный Ходжаев был в Коканде, Андижане, Намангане, других городах и везде, при помощи местных любительских сил из прогрессивного элемента, ставил ту же пьесу" 6 .

После антиколониального восстания 1916 г. еще более усиливается политический контроль за джадидами.

30 января 1917 года на основании донесений Российской политической агентуры в Бухаре (сотрудники под кличками "Ходжа" от 22 января 1917 года, "Эфенди" от 21 января 1917 года, "Аскеров" от 18 января 1917 года) полковник Волков сообщает начальнику Туркестанского охранного отделения об обществе "Иттиход ва таракий" (руководитель Фитрат), занимавшемся отправкой Бухарской молодежи на учебу в Турцию 7 , а также книготорговом обществе "Маърифат" и его активных членах Абдурауфе Фитрате, Низамитдине Сабитове, как реформаторах, панисламистах, пробуждающих национальное самознание в пользу Турции, против интересов Российского государства. "По имеюшимся агентурным сведениям, - пишет он, - до настоящего времении... в городе ст.Бухара прогрессисты, именуемые джадиды, из числа которых наиболее деятельными являются следующие лица: Абдурауф Фитрат, известный с весны прошлого года как прогрессист, получивший воспитание в Константинополе, где он вошел в состав членов комитета "Иттиход ва таракий", а возвратившись в Бухару, не терял связей с таковыми, стремился распространять идеи панисламизма, проживая в городе Константинополь он сотрудничал в газетах панисламистического направления» 8 .

Но несмотря на эти трудности, туркестанские джадиды под влиянием Первой русской революции начали активно бороться за победу идей Туркестанской автономии. Они участвуют в различных общественно-политических собраниях (курултаях) мусульманских народов России в Ташкенте, Оренбурге, Казани (например, на первом всероссийском мусульманском съезде, на первом всеказахском курултае и на всетуркестанском съезде и в других форумах), где они впервые активно сотрудничают с другими лидерами автономистов: Алимарданом Топчибашевым из Закавказья, Джафером Сейдахметом из Крыма, Ильясом Алкином, Фатихом Карымом, Зеки Валеди Тоганом из Поволжья, Алеханом Букейхановым из Оренбурга, Мустафе Чокаевым из Петербурга.

В начале апреля 1917 года, в Оренбурге на первом общеказахском курултае от Туркестана участвовали Мунаввар кары Абдурашидханов, Абдусами кары и другие. Мунаввар кары тогда впервые с горячей и братской теплотой поздравил участников курултая. Он вместе с Мустафо Чокаевым после окончания курултая возвращается в Ташкент. В конце апреля Убайдулла Ходжаев, участвуя на первом всемусульманском съезде в Казани, выступает с докладом о положении в Туркестане. Потом вместе с Махмудходжей Бехбудий, башкирским политическим деятелем Ахмед Заки Велиди Тоганом и другими отдает все свои силы и усилия на пропаганду идей Туркестанской автономии. Вот что пишет Заки Валиди, вспоминая об этом: "До открытия 20 июня башкирского курултая я полмесяца работал в Ташкенте. Все организационные дела Башкирское Центральное Шуро (совет -Ш.Т .) поручило мне. Тем не менее, было совершенно ясно: пока освободительное движение не наберет силу в Туркестане, она не развернется ни в Казахстане, ни в Бошкирдистане. Алихон Букетхан и Мустафо Чокаев, первымы из казахов вступившие в кадетскую партию, еще не освободились от своих иллюзий, а узбеки Махмуд Ходжа Бехбуди из Самарканда, Ашир Али (Захири -ред .) и Абиджан Махмудов (Чатак) из Коканда верили, что нам удастся развернуть широкое национальное движение. Мунаввар коры из Ташкента порою также одолевали сомнения, однако он всегда прислушивался к нашему с Бехбуди мнению. Бехбуди, молодой узбекский поэт Чолпан, ташкентский литератор Талибджан (Мусабаев -ред .), татарин Тагир Ногайкорганлы, Хаким-заде из Самарканда и я побывали во многих городах, провели собрания и привлекли на сторону Туркестанского Центрального Шуро значительную часть национальной интеллигенции. Кадетская партия, ставщая главным противникам самостоятельности Туркестана, стала заметно терять свое влияние среди местного населения. В результате серьезной борьбы, которую мы вели до начала июня, идеи свободы обрели силу, проникли во многие регионы..." 9 .

В итоге 28 ноября (8 декабря) 1917 года в Коканде на Чрезвычайном Общетуркестанском мусульманском съезде, в торжественной обстановке провозглашается Туркестанская автономия. В состав Президиума избираются, кроме представителей узбекского народа, представители казахской, татарской, местно-еврейской, русской и других наций.

В начале 1918 года в Оренбурге, на Башкирском съезде участвует из членов правительства Туркестанской автономии министр юстиции Убайдулла Ходжаев и его друзья Мирмухсин Шермухамедов, поэт Чулпан, Абдулхамид Арипов и другие. Эти связи и контакты не прекращаются и после подавлении большевиками Туркестанской автономии в конце февраля 1918 года. Мунаввар кары Абдурашидов, Убайдулла Ходжаев вместе со своим идейным другом - видным башкирским государственным и политическим деятелем Зеки Велиди и другими начинают вести борьбу за независимость в рамках тайной организации "Миллий иттиход" («Национальное объединие») на территории Туркестана.

Бывшие джадиды Файзулла Ходжаев, Фитрат, Мунаввар кары Абдурашидханов и другие уделяют особое внимание на подготовку высококвалифицированных национальных кадров в области просвещения, науки, культуры, сельского хозяйства и др. С этой целью, в начале 20-х годов, они отправляют на учебу в Германию более 60 талантливых узбекских, казахских, киргизских, татарских, таджикских юношей и девушек. Руководителем это группы назначается татарин Галимджан Идриси. Руководители Бухарской и Туркестанской республик Файзулла Ходжаев, Турар Рыскулов и другие, посещая в 1922-1923 годах Германию, постоянно заботились о жизни и учебе туркестанской молодежи и препятствовали силам, мешающим их успешной учебе. Примером служит их отпор клеветническим обвинениям, размещенных на страницах газеты "Фергана" за 5 июня 1923 года в статье "Не нужна отправлять учащихся в заграницу".

Однако, надзор за деятельностью бывших джадидов со стороны большевистских руководителей усиливается. Например, Махмудходжа Бехбуди в 1919 году со своими другом Мардонкули отправляется заграницу для участия в мирной конференции в Париже. Однако они на территории Бухарского эмирата были схвачены и зверски убиты эмирскими палачами, как утверждают современники, не без помощи большевиских агентов. Другие члены автономии Убайдулла Ходжаев, Саиднасыр Мирджалилов и руководитель подпольной организации "Миллий иттиход" Мунаввар кары Абдурашидханов и другие начиная с 1923 года подвергаются репрессиям. Убайдулла Ходжаев более года находится в тюремном заключении в Бутырской тюремном камере вместе с татарским политическим деятелем Ильясом Алкином. Мунаввар кары Абдурашидханов в конце 1929 года был обвинен как один из главарей контрреволюционной организации "Миллий иттиход", расстрелян и тайно захоронен в 1930 году на Ваганьковском кладбище вместе с со своими товарищами по борьбе Салимханом Тилляхановым, Саидом Ахрори из Узбекистана, а также борцами за независимость Жусубеком Аймаутовым, Абдурахманом Байилдиним из Казахстана и другими. В конце 1937 году вместе с государственними руководителями Узбекистана Файзуллой Ходжаевым и Казахстана Тураром Рыскуловым, Алихон Буклихановым и другими расстреляны, как агенты иностранных разведок, ярые националисты, пантюркисты, ведущие борьбу против политики советской власти все бывшие видные узбекские, казахские, татарские ученые, писатели - Абдурауф Фитрат, Газы Алим Юнусов, Абдулла Кадыри, Чулпан, Булат Салиев.

Таким образом, к концу тридцатых годов не остался не расстрелянным ни один деятель туркестанского джадидского движения, Все они, видные писатели, просветители, журналисты, педагоги и праеподаватели медресе, были ликвидированы руками НКВД СССР.

1Айни С. Материалы по истории Бухарской революции (на узб.яз.). - Москва, 1926. - С.32; Ходжаев Файзулла. Джадиды. //: "Очерки революцинного движения в Средней Азии" (сборник статей). Издание научной ассоциации Востоковедения при ЦИК СССР, - Москва, 1926. - С.7-8; Каримов Наим . Историческая обстановка в начале XX века и возникновение джадидского движения. (на узб.языке). //: "Джадидизм: борьба за реформы, обновление, независимость и прогресс" (на узб.языке). -Ташкент: Университет, 1999. - С.23-25; Алимова Д . Джадидизм в Средней Азии: пути обновления, реформы, борьба за независимость. - Ташкент, 200 и. рд.

2 "Тараккий", 12 августа 1906 года.

3 См. "О газете "Таракий", - "Туркестанская туземная газета", №№ 25, 29, 30, 33, 35-37, 44 и другие за 1906 год.

4 См.: КосимовС . Страницы борьбы (на узб.язык.). - Журнал "Гулистон", 1979 год, № 9. - С.20-23,

5 ЦГА РУз, фонд 461, оп. 1, д.1312, л. 665.

6 ЦГА Узбекистана, фонд 461, опись 1, дело ¹ 1919, лист 69 обр.).

7 ЦГА УзССР, фонд 461, оп. I, д. 1919, л.1

8 ЦГА УзССР, фонд 461, оп. I, д.1919, л. 29-обр.

9 Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытье и сохранение культуры. Книга I Уфа, "Китап", 1994, стр.185.

Поделиться: