Е. Кришталев: Россия поможет найти ключи от Карабаха

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
По словам представителей иранского МИД, произнесенным на днях, конвенция о правовом статусе моря согласована лишь на 70%. Иными словами за последние пару лет стороны ни на йоту не продвинулись по согласованию текста конвекции. Возможно, только вмешательство президентов способно сдвинуть процесс с мертвой точки. Однако, как показывает предыдущий опыт общения президентов пяти каспийских стран, оно не всегда способно продуцировать позитив. Впрочем Россия, согласовавшая статусные вопросы с соседями – Казахстаном и Азербайджаном – не сильно рвется в "дипломатическое сражение". Главное направление усилий Москвы сосредоточено на пробивании идеи создания Организации Каспийского экономического сотрудничества. ОКЭС, по мнению России, должно консолидировать каспийский регион, избавив его от влияния внерегиональных сил. В Баку лояльно относятся к идеи, но сперва предлагают окончательно разобраться со статусными вопросами.
Е. Кришталев: Россия поможет найти ключи от Карабаха

Россия поможет Азербайджану и Армении найти решение нагорно-карабахского конфликта как сосед и честный, непредвзятый посредник. Президент России Дмитрий Медведев смог выдержать баланс российской политики на Южном Кавказе, посетив в конце августа Армению, а в начале сентября совершив официальный визит в Азербайджан. Он смог убедить конфликтующие стороны в своем желании продолжить диалог и не только в формате сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Упоминание соседства может трактоваться как месседж своим партнерам в Европе и за океаном, в котором Москва определенно заявляет о своем исключительном жизненном интересе в этом регионе.

Дмитрий Медведев в отличие от своих коллег из Франции и США (двух других сопредседателей МГ ОБСЕ) лично организовывает встречи президентов Азербайджана и Армении с целью максимально сблизить позиции сторон. Дружеские отношения с президентами обеих стран значительно облегчают контакт. Обратная сторона такой активности – желание контролировать процесс переговоров и не допущение навязывания сторонам решения, которое бы в той или иной степени не устроило Россию. За последние два года Москва практически полностью овладела инициативой на переговорном поле, а сопредседатели МГ ОБСЕ по сути лишь закрепляют продвижение, двигаясь в фарватере российских предложений, и обговаривают технические детали вопросов, которые ставит российское руководство.

В этом ракурсе итоги визита президента России в Азербайджане невозможно рассматривать в отрыве от встреч Д.Медведева в Ереване. Эти две поездки нельзя однозначно характеризовать как пример челночной дипломатии, однако они служили, в том числе, и этой цели.

На определенном этапе, после договоренностей по продлению сроков нахождения российской военной базы в Гюмри и общей эйфории в Армении относительно озвученного заступничества России, создалось впечатление, что на этом фоне визит в Азербайджан будет отложен. Однако, надо отдать должное, прежде всего, Баку, где проявили выдержку и рациональный подход в оценке визита Дмитрия Медведева в Ереван. В итоге в азербайджанской столице президент России расставил точки в отношении своей страны к договору о базе, охарактеризовав его как исключительно соглашение о продлении сроков пребывания. Он еще раз подчеркнул, что российская база в Армении не будет представлять угрозу для безопасности Азербайджана, чем заметно успокоил истеблишмент страны.

Что касается карабахского урегулирования, в Баку Дмитрий Медведев попытался донести до азербайджанского руководства сохранять терпение и не давить излишне на своего контр-партнера по переговорам. Еревану нужно время, чтобы "переварить" новые обстоятельства региональной политики. Россия действительно желает освобождения оккупированных Арменией территорий Азербайджана, однако заставить власти этой страны сделать решительный жест и пойти на такой ответственный шаг, пока не в силах. Попытки откровенного давления несут скорее отрицательный заряд и закручивают спираль сопротивления. С учетом того, что процесс сближения с Турцией не достиг успеха именно по этой причине (Анкара отказалась продвигать процесс до тех пор, пока армяне не освободят оккупированные азербайджанские территории, находящиеся вне пределов Нагорного Карабаха), в Ереване накопился некий комплекс отторжения, который пока не позволяет согласиться с необходимостью освобождения азербайджанских районов.

Преодолевать комплексы Армении в силу внутриполитических противоречий будет чрезвычайно сложно и здесь Москва фактически попросила у Баку время для союзников на осмысление ситуации. Азербайджан готов решить вопрос своих территорий самостоятельно, силой вернув районы вокруг Карабаха, однако россияне всеми силами стараются не допустить войны в регионе, и визит Дмитрия Медведева можно рассматривать как сдерживающий фактор.

Позитивными элементами диалога с Баку и подтверждением отношений России и Азербайджана как стратегических партнеров стали газовые соглашения. Российский "Газпром" договорился с Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР - SOCAR) об увеличении объема закупок газа с 1 млрд до 2 млрд в 2011 году, с повышением поставок в 2012 году. Сенсацией это соглашение не стало, однако подчеркнуло динамичность и прогнозируемость сотрудничества двух государств в энергетической сфере. Кроме того стороны наконец договорились о линии прохождения границы между двумя странами. "Документ об описании прохождения государственной границы между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией" был подписан в ходе визита российского президента министра иностранных дел государств – Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым и России Сергеем Лавровым. В дополнение к нему россияне и азербайджанцы, наконец, договорились о принципах использования водных ресурсов пограничной реки Самур.

На переговорах в Баку оба президента не могли обойти и вопрос Каспия. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о необходимости поторопиться с проведением очередного саммита глав прикаспийских государств, не откладывая его на 2011 год. Ранее было запланировано, что следующая встреча пятерки пройдет в азербайджанской столице, однако сроки должны были определять дипломаты рабочей группы, работающей над разработкой правового статуса Каспийского моря. Но, похоже, они вновь, как и несколько лет назад оказались в тупике. По словам представителей иранского МИД, произнесенным на днях, конвенция о правовом статусе моря согласована лишь на 70%. Иными словами за последние пару лет стороны ни на йоту не продвинулись по согласованию текста конвекции. Возможно, только вмешательство президентов способно сдвинуть процесс с мертвой точки. Однако, как показывает предыдущий опыт общения президентов пяти каспийских стран, оно не всегда способно продуцировать позитив. Впрочем Россия, согласовавшая статусные вопросы с соседями – Казахстаном и Азербайджаном – не сильно рвется в "дипломатическое сражение". Главное направление усилий Москвы сосредоточено на пробивании идеи создания Организации Каспийского экономического сотрудничества. ОКЭС, по мнению России, должно консолидировать каспийский регион, избавив его от влияния внерегиональных сил. В Баку лояльно относятся к идеи, но сперва предлагают окончательно разобраться со статусными вопросами.

Поделиться: