К Масимов: успехи и провалы. Точка зрения.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Какие были провалы и успехи у этого правительства? Политико-экономический смысл в 2000-е годы был простым: чиновники перехватывали наиболее мощные финансовые потоки, расставляя своих людей на руководящие бизнес-должности. Лихими оказались скорее нулевые годы, а не 90-е. Возникли иные реалии.
К Масимов: успехи и провалы. Точка зрения.

Капанов К.Х., независимый политолог

************************************************************

С чем связано длительное пребывание у власти кабинета Карима Масимова? Одна из причин длительного пребывания на посту премьер-министра – это то, что К. Масимов работал в связке с В. Путиным. Политическая и экономическая интеграция у нас строится в основном на диалоге президентов и премьер-министров, а не следует на более прочных основаниях. Президент был, видимо, занят более глобальными проектами.

Какие были провалы и успехи у этого правительства? Политико-экономический смысл в 2000-е годы был простым: чиновники перехватывали наиболее мощные финансовые потоки, расставляя своих людей на руководящие бизнес-должности. Лихими оказались скорее нулевые годы, а не 90-е. Возникли иные реалии.

Надо иметь в виду важное для Казахстана обстоятельство, экономика без политики не существует. Политика связана с распределением ресурсов и благ, с принципами и методами контроля над ними, с регулированием социально-экономического неравенства. Но в наших реалиях можно задать другой вопрос - где у нас у власти люди, верящие в людей? Доминирует вера чиновника в силу ресурсных инструментов, в деньги.

Выходит, что политической элите явно не хватает интеллектуального потенциала для того, чтобы эффективно управлять государством в новых реалиях.

В принципе, наше правительство могло, наверное, как то обеспечить сбалансированный бюджет, поддержание порядка на местном уровне и регулирование предпринимательства с целью защиты населения от особенно пагубных последствий рыночной анархии. Какие-то шаги в этом направлении были сделаны

Это в активе, а если говорить о провалах, то надо иметь в виду, что во всем мире были резко ужесточены меры контроля за использование государственных средств. В Казахстане можно было иметь инфляцию на уровне 1-2% за счет сокращения госрасходов, но наш госаппарат, его верхушка развращены привилегиями, льготами, спецобслуживанием. При этом следует помнить, что инфляция – налог на бедность. Уровень инфляции за первое полугодие 2010 года в Казахстане один из самых высоких в СНГ – 7,1% по официальным данным. Низкий уровень инфляции в условиях господства в экономике монополий неважно, государственных или частных, невозможен.

Спекуляция – основное зло нашей экономики и ситуация не меняется. Развитие конкурентных рынков в условиях монополии бюрократов – это утопия. К тому же растут недоимки по налогам в бюджет, отрицательные деньги (рекорд неосвоенных денег за годы независимости в 2009 году). Ежегодный, а иногда по три раза в год пересмотр бюджета – низкое качество прогнозно-аналитических исследований и оценок правительства социально-экономической ситуации - еще один существенный минус.

Ориентированно ли наше правительство на то, что сделать так, чтобы на положение индивида влиял его талант, а не происхождение? Увы, это далеко не так.Процветать будут предприниматели, которые существуют за счет того, что доят бюджет, распиливают нефтяной пирог. Цены на нефть позволяют правительству не особенно задумываться о последствиях политических и управленческих ошибок.

Наши предприниматели не являются политической силой, кругом паркетные менеджеры, банкиры – предприниматели, не умеющие оценивать проекты. Правительство хочет диверсифицировать экономику только на словах.

Правительство не всегдапонимает вопросов, стоящих перед страной, и потому дает неправильные ответы.Сам премьер-министр, критикуя работу подчиненных, обвинил чиновников в том, что они нередко не могут отличить стратегические цели от текущих задач.

Пожелание правительству у народа одно – нужно заработать благодарную память потомков. Кого из наших тусовщиков-чиновников будут помнить и благодарить? Один из авторитетов для нашей власти Ли Куан Ю говорил, что для успешной модернизации на первое место надо ставить наличие честного и эффективного правительства. Кстати, премьер-министр не может не знать, что в Китае бюрократ не просто носитель функций, а прежде всего патриот. А в США А. Шварцнегер работает губернатором бесплатно.

В оправдание правительства можно отметить, что экономический аспект суверенитета сегодня подорван во всех странах. Ни одно государство не может сопротивляться спекулятивному давлению рынка.

Отсюда - бессмысленность дискуссии - кто может стать премьер-министром? Почему у нас проблема в образовании и медицине, ведь не только потому, что бесконечно длится дастарханный треп, а потому, что здесь не человек должен выбирать профессию, а профессия отбирать людей.В политике тем более. Политической селекцией должен заниматься народ, а не сама власть. Уже привыкли, что при подборе кандидатов на высокие должности можно обходиться без народа. Кого надо назначат тихо и расходятся молча.

Существует ли дефицит кадров в стране?Безусловно. Но следует помнить, что регулирование состава собственной правящей элиты – самая главная и сложная задача любой демократической нации.

*************************************************************

Статья публикуется в сокращенном варианте. Полная версия будет опубликована в очередном выпуске журнала "ЕвроАзия".


Теги: Казахстан

Поделиться: