Август в Армении не был "мертвым сезоном"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Завершившийся август месяц нельзя ассоциировать с "мертвым сезоном", т.к. 19-20 августа Армению с государственным визитом посетил президент России Дмитрий Медведев, а затем, 21-22 августа был проведен неформальный саммит глав государств входящих в Организацию "Договора коллективной безопасности" СНГ.
Август в Армении не был "мертвым сезоном"



Завершившийся август месяц нельзя ассоциировать с "мертвым сезоном", т.к. 19-20 августа Армению с государственным визитом посетил президент России Дмитрий Медведев, а затем, 21-22 августа был проведен неформальный саммит глав государств входящих в Организацию "Договора коллективной безопасности" СНГ.

В начале августа российские принт-медиа распространили информацию о том, что Москва ведет переговоры с Азербайджаном о поставках двух дивизионов зенитно-ракетного комплекса ПВО С-300 ПМУ-2 "Фаворит"(данная модификация комплекса представляет из себя мобильную установку). Эти сведения, которые так и не были опровергнуты российскими официальными лицами, вызвали бурный дискурс в политических, журналистских и экспертных кругах Армении. Официальный Ереван в лице министра обороны страны Сейрана Оганяна полагает, что поставка Азербайджану систем "С-300" не даст Баку необходимого стратегического преимущества в противостоянии с Ереваном и Степанакертом. При этом, министр обороны заявил о том, что Армения будет работать над реализацией долгосрочной программы поставок войскам дальнобойных и сверхточных систем вооружения.

Точка зрения оппонентов министра обороны иная. Они полагают, что поставка Азербайджану ЗРК ПВО "С-300" усилит боевой потенциал азербайджанской армии и резко ограничит возможность использования оперативно-тактических ракетных систем находящихся на вооружении армии Армении. Дело в том, что массированные закупки на нефтедоллары тяжелого и ударного вооружения со стороны Азербайджана привели к тому, что азербайджанская армия получила ряд преимуществ в танках, артиллерийских системах (прежде всего в реактивных системах залпового огня) и авиации перед армянской стороной. В сложившейся ситуации военный баланс поддерживался за счет оперативно- тактических ракетных систем имеющихся на вооружении армии Армении. До последнего времени это было т.н. "оружие сдерживания", т.к. оно могло быть использовано по нанесению ударов по целям расположенным в крупных населенных пунктах, коммуникациям, нефтеналивным терминалам, газораспределительным узлам, а также военным объектам расположенным в глубине обороны Азербайджана. В свете массированных закупок Азербайджаном тяжелых и ударных вооружений значимость "оружия сдерживания" повысилась. В случае поставок Азербайджану комплекса "С-300" возможности использования армянской стороной "оружия сдерживания" резко ограничиваются.

Отметим также, что министр обороны РФ А.Сердюков сделал заявление о том, что российская сторона не планирует передавать в лизинг Армении ЗРК ПВО "С-300". При это подразумевалось, что два дивизиона данного комплекса есть на вооружении 102-ой российской военной базы и их вполне достаточно для обеспечения безопасности Армении.

Для того чтобы снять вопросы по безопасности Армении российская сторона предложила официальном Еревану:
- пролонгацию договора по 102-ой российской базе дислоцированной в Гюмри и Ереване с 25 до 49 лет,
- расширение зоны ответственности базы. Напомним, что согласно договору подписанному в 1995 году, база де- факто обеспечивала безопасность Армении по внешним границам бывшего СССР, т.е. по границам Турции и Ирана. Теперь это ограничение снято.

Казалось бы, что страсти должны были бы улечься, но этого не произошло. Причин тому несколько, главная заключается в том, что уровень доверия к России в Армении тесно связан с взаимоотношениями Москвы с Баку и Анкарой. Российские лидеры все чаще называют эти отношения партнерскими и стратегическими. В Ереване это вызывает исторические ассоциации связанные с событиями 1920 года, когда часть армянских исторических территорий была пожертвована в пользу Азербайджана и Турции в результате серии сделок между большевистским российским правительством возглавляемым Владимиром Лениным и турецким правительством Мустафы Кемаля Ататюрка.

Другая проблема для российского руководства заключается собственно не только в непопулярности в армянском обществе фигуры С.Саргсяна (даже согласно официальным данным президентских выборов 2008 года "против" его кандидатуры проголосовало почти половина избирателей), но и тем обстоятельством, что на торжественном ужине 19 августа в честь президента России почему-то присутствовал второй президент Армении Роберт Кочарян. Присутствие на почетном месте экс-президента, против которого подан иск в Международный уголовный суд в Гааге, имя которого напрямую связывается в армянском обществе с кровавой бойней устроенной властями в центре Еревана 1 марта 2008 года, создает серьезные проблемы для восприятия добрых намерений российских лидеров в Армении.

Тем не менее следует констатировать, что для укрепления своих позиций в Армении, Москва весьма умело воспользовалась слабостью и низким уровнем легитимности, последовательно поддерживаемого Вашингтоном и Брюсселем, президента Сержа Саргсяна. Кроме того, договор о пролонгации срока действия российской военной базы и расширении зоны ее ответственности был предложен официальному Еревану после того, как в мае с.г. президенту С.Саргсяну дали ясно понять в такой авторитетной организации как НАТО, что она не станет вмешиваться в случае возобновления боевых действий в зоне Нагорно- Карабахского конфликта и по всему периметру армяно - азербайджанской границы.

В отличие от стран Запада, пролонгировав договор о статусе своей базы в Армении и расширив зону ее ответственности, Россия взяла на себя ответственность по обеспечению безопасности своего союзника в регионе Южного Кавказа по всему периметру его границы. Таким образом, все критики внесения изменений в договор "О российской военной базе на территории Республики Армения", должны ясно осознавать, что отчасти эти изменения являются и результатом того, что Запад, в силу ряда объективных и субъективных причин, в лице Генерального секретаря НАТО г-на Андерса Фог Расмусена сделал заявление о невмешательстве в случае возобновления боевых действий в зоне конфликта.

Отношение к пролонгации договора о статусе российской военной базы в Армении и расширения зоны ее ответственности, а также к возможным поставкам двух ЗРК ПВО "С-300" Азербайджану на политической площадке в Ереване различно:

- партии входящие в правящую коалицию (Республиканская партия, "Оринац еркир"/ "Страна законности" и "Баргавач Айастан"/ "Процветающая Армения"), а также АРФ-Дашнакцутюн, поддерживают пролонгацию договора и расширение зоны ответственности российской военной базы. Особо отметим то обстоятельство, что при ратификации договора "О российской военной базе на территории Республики Армения" в 1997 году в парламенте страны, немногочисленные тогда депутаты-республиканцы голосовали "против" ратификации, хотя и входили в состав правящего большинства. Одновременно, партии входящие в парламентское большинство, по вопросу поставок ЗРК ПВО "С-300" Азербайджану в целом поддерживают точку зрения высказанную министром обороны С.Оганяном,

- против пролонгации срока действия договора высказалась парламентская партия "Жарангутюн"/ "Наследие". Более того, в ряде выступлений ее лидеры в парламенте высказали сомнение в целесообразности дальнейшего пребывания Армении в ОДКБ СНГ,

- актуальная оппозиция в лице АНК не сделала консолидированного заявления по пролонгации договора и расширении зоны ответственности российской военной базы, но достаточно четко артикулировала свое беспокойство возможными поставками ЗРК ПВО "С-300" Азербайджану. Однако, одна из ключевых партий АНК в лице Армянского общенационального движения (АОД) вряд ли пойдет на публичную и острую критику пролонгации договора, т.к. договор был подписан в 1995 году первым президентом Левоном Тер-Петросяном и ратифицирован парламентским большинством в котором решающее слово было за АОД. Позиция Л.Тер-Петросяна станет известна во время митинга АНК назначенного на 17 сентября.

В целом можно констатировать, что после:
- пролонгации договора о статусе российской военной базы в Армении и расширения зоны ее ответственности,
- возможных поставок двух дивизионов ЗРК ПВО "С-300" Азербайджану,
в регионе может сформироваться такая военно - политическая ситуация, когда в случае возобновления боевых действий в зоне Нагорно- Карабахского конфликта, боестолкновения ограничатся локально только собственно территорией бывшей Нагорно- Карабахской автономной области и т.н. "зоной безопасности", которая включает 7 бывших районов Азербайджанской ССР. Последние, как известно, контролируются армянскими силами (Армией обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики и волонтерами из Армении).

Автор - политический обозреватель информационного холдинга "Ноян Тапан"

источник: Экспертный Центр ICES
Теги: Армения

Поделиться: