Конституция как основа эволюции

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Тридцатого августа в Казахстане проходит празднование 15-летия Основного закона страны. Конституционное обустройство этого азиатского государства, особенно учитывая подготовку к саммиту ОБСЕ 1-2 декабря в столице Казахстана Астане, привлекает внимание в мире. И это обоснованно.Действующая Конституция РК была принята на всенародном референдуме в 1995 году. Заложенные в ней традиционные принципы человека как высшей ценности, верховенства закона, единства и разделенности государственной власти, раскрепощения инициативы в политической и экономической деятельности обусловили реальную устойчивость государственной системы Казахстана и его достойное участие в решение международных проблем.
Конституция как основа эволюции


Виктор Малиновский, доктор юридических наук, член Конституционного Совета Республики Казахстан - для РИА Новости


Тридцатого августа в Казахстане проходит празднование 15-летия Основного закона страны. Конституционное обустройство этого азиатского государства, особенно учитывая подготовку к саммиту ОБСЕ 1-2 декабря в столице Казахстана Астане, привлекает внимание в мире. И это обоснованно.

Действующая Конституция РК была принята на всенародном референдуме в 1995 году. Заложенные в ней традиционные принципы человека как высшей ценности, верховенства закона, единства и разделенности государственной власти, раскрепощения инициативы в политической и экономической деятельности обусловили реальную устойчивость государственной системы Казахстана и его достойное участие в решение международных проблем.

При этом Основной закон Казахстана не был вне общественного развития, периодически происходило его обновление. Так, в октябре 1998 г. в ряд статей Конституции были внесены изменения и дополнения. К примеру, учрежден институт выборов по партийным спискам, который отозвался повышением активности политических партий. Тогда же начался процесс смещения центра тяжести от президента к парламенту. Была заложена основа для последующего внедрения в судах рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей, которое успешно применяется в Казахстане в последние годы.

К началу нового столетия в стране вызрела новая общественно-политическая ситуация. Ее характеристиками стали экономический рост, реальное многообразие форм собственности, увеличение численности среднего класса, укрепление политических партий и других общественных объединений, повышение правового сознания населения. В целом в Казахстане возникли несущие конструкции гражданского общества.

Реагируя на динамичное развитие страны, президент Нурсултан Назарбаев инициировал общенациональный диалог о будущей либерализации общества. В течение пяти лет этот диалог проходил в формате комиссий с участием лидеров правящей и оппозиционных партий, депутатов парламента, руководителей министерств и иных правительственных учреждений, представителей НПО и СМИ. В работе активно участвовали представители Конституционного совета, Верховного суда, Генеральной прокуратуры и юристы-ученые.

Параллельно на протяжении 2002-2007 годов проводились меры по децентрализации и деконцентрации государственной власти. Была осуществлена ревизия государственных функций и их перераспределение между уровнями управления с передачей многих дел от центра на места, и от государства - в конкурирующий сектор. В 2002 г. в государственный механизм включен институт омбудсмена - уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. При участии экспертов ОБСЕ внесены принципиальные изменения в законодательство о выборах; проведены экспериментальные выборы акимов низового уровня; внедрена практика отчетов всех акимов перед населением; приняты меры по вовлечению НПО в деятельность государственных органов через реализацию социального заказа.

В 2007 году, по итогам работы названных комиссий, стали видны позиции, по которым реформирование политической системы не могло продвинуться без вмешательства в текст Конституции. В качестве своеобразных конституционных катализаторов были отобраны следующие:

- укрепление гарантий прав и свобод граждан (через практическую отмену смертной казни, судебное санкционирование ареста, придание конституционного статуса Ассамблее народа Казахстана и Высшему судебному совету);

- создание новых возможностей для общественных объединений;

- активизация роли политических партий, а также интеграция политических партий в государственный механизм с превращением их в главный инструмент выявления воли народа;

- расширение представительных начал парламентаризма (наряду с выборами 98 депутатов Мажилиса по партийным спискам 9 депутатов избираются Ассамблеей народа Казахстана; с 7 до 15 увеличено число назначаемых президентом сенаторов, представляющих социально-культурные и иные значимые интересы общества);

- упрочение парламентаризма (через существенно обновленные статусы Мажилиса и Сената парламента; придание составу и деятельности Мажилиса функции проводника партийных программ);

- формирование во многом нового механизма взаимоотношений между законодательной ветвью власти - парламентом (в первую очередь Мажилисом) и исполнительной ветвью власти - правительством. Последнее наряду с депутатским корпусом становится государственным инструментом реализации партийных программ (через новую процедуру назначения премьер-министра, согласование кандидатур министров социально-экономического блока с профильными парламентскими комитетами, упрощение процедур парламентского контроля за правительством);

- перераспределение властного ресурса в координатах президент - парламент - правительство с постепенным упрочением «парламентского компонента» в казахстанской «президентской форме правления».

В мае 2007 г. Нурсултан Назарбаев представил данный законопроект в парламенте. И буквально в течение трех дней документ был проанализирован на совместных заседаниях палат и в итоге принят.

Одно казахстанское нововведение вызвало повышенный интерес мировой общественности. Речь идет о поправке, которая коснулась права первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева баллотироваться на этот пост неограниченное количество раз. Это стало признанием особого вклада действующего главы государства в становлении и развитии независимого Казахстана и его огромного авторитета в стране. Можно провести пусть и не совсем идентичную аналогию с Великобританией, где действующий лидер правящей партии имеет право баллотироваться неограниченное количество раз, и где, как и в Казахстане, именно народ и именно в ходе выборов решает вопрос о том, кому доверить бразды правления.

В мае - июне 2010 года депутатами были инициированы и парламентом, несмотря на возражения Назарбаева, приняты поправки в действующий конституционный закон «О Первом Президенте Республики Казахстан - Лидере Нации». В целях обеспечения преемственности социально-экономических и демократических преобразований в стране данным законом закреплен ряд гарантий деятельности Нурсултана Назарбаева как основателя нового независимого государства Казахстан, лидера нации, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Подчеркивалась и значительна роль Назарбаева как инициатора многочисленных международных инициатив, в том числе отказа Казахстана от своего ядерного потенциала, проведения реальной политики толерантности в год председательствования страны в ОБСЕ, а также консолидации тюркского мира.

В качестве новелл конституционным законом от 14 июня 2010 г. установлено, что с первым президентом Республики Казахстан подлежат согласованию инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. А воспрепятствование законной деятельности Назарбаева, публичное оскорбление или иное посягательство на его честь и достоинство не допускаются и преследуются по закону.

Президент Назарбаев оставил данный конституционный закон без своей подписи. Тем не менее, в соответствии с конституционным законом о парламенте, он вступил в юридическую силу.

Исходя из конституционной реформы 2007 г. в течение последних двух лет были внесены изменения и дополнения в законы о высших государственных органах, о судебной системе и статусе судей, а также законы о политических партиях и средствах массовой информации. Проведены внеочередные выборы в Мажилис от партий по пропорциональной избирательной системе и от Ассамблеи народа Казахстана. Созданы дополнительные гарантии для представительства в Мажилисе не менее двух политических партий.

Для обеспечения справедливой и реальной защиты прав и свобод граждан, либерализации процедур привлечения к уголовной ответственности и отбытия наказания главой государства 17 августа 2010 г. определен комплекс институциональных и законодательных мер по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в стране.
В синхронном приведении Основного закона Казахстана в соответствие с запросами современности и будущего важнейшая роль отводится Конституционному совету, который обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции. За время деятельности им было вынесено около 150 решений.

В итоге за годы независимого развития в республике накоплен значительный собственный опыт стратегии и тактики использования потенциала Конституции 1995 г., а также осуществления конституционных преобразований. Достигнутые успехи являются результатом приверженности верховной власти Казахстана идее конституционализма, четкой различительности «демократии - цели» и «демократии - средства», видения демократических институтов в качестве элементов единого комплекса мер по формированию и укреплению гражданского общества, по утверждению демократического, светского, правового и социального государства.


Теги: Казахстан

Поделиться: