Андрей Карпов. Ак Орда готовится к испытаниям.
Автор: ИАЦ МГУ
Перемены на казахстанской политической сцене неизбежны. И, судя по всему, они произойдут на рубеже 2010-2011гг., когда завершится период председательства Казахстана в ОБСЕ и руководство страны обретет большую свободу рук в отношении вопросов внутренней политики. А, между тем, эти проблемы могут потребовать принятия непопулярных решений. Речь идет даже не о каких-то социальных или экономических издержках реформ, а о восприятии действий верховной власти со стороны части политической элиты РК.
Именно опасность внутриэлитных конфликтов в переходный период потребовала от Нурсултана Назарбаева начать проведение очередного тура кадровых перестановок, который, прежде всего, затронул силовые структуры.
Если весной и в начале лета 2010 года шли реформы экономического блока правительства, причем в гораздо большей степени они были не персональными, а структурными, то похоже, что осенью этого года вслед за началом реформы правоохранительных органов и смены главы КНБ могут последовать кадровые перестановки в АП, в руководстве кабинетом министром, а также в ряде ключевых регионов страны.
Если персональные перемещения примут системный характер, то это будет означать, что самые серьезные изменения на политическом Олимпе Казахстана произойдут еще до начала 2012 года. А уже в сентябре-октябре 2010 года будет объявлено о досрочных выборах в Мажилис. В данном случае кадровые решения неизбежно будут предшествовать реформам структурным.
Провести успешные для власти выборы в новый Парламент задача не столь сложная. Об этом свидетельствуют и рейтинги доверия к президенту, которые с небольшой поправкой и определят тот процент голосов, которые будут получены НДП Нур Отан по итогам избирательной кампании. Даже появление одной или двух оппозиционных партий в нижней палате Парламента теперь уже не является каким-то серьезным испытанием для власти.
Но вот дееспособность будущих мажилисменов, эффективность работы парламентариев может потребовать в новых условиях определения гораздо более высокой планки, которой многие из нынешних народных избранников явно не соответствуют. Возникает серьезная проблема для согласования – вопрос о списках кандидатов, механизмы отбора, соблюдения баланса интересов между администрацией президента и партией власти. Депутаты Парламента успешно выполняют функцию «озвучивания инициатив исполнительной власти». Так было уже на протяжении многих лет. Однако расширение роли Парламента, которое неизбежно, хотя бы в рамках нового баланса сдержек и противовесов потребует от казахстанских властей более критично подойти к коллективному портрету мажилисмена.
Помимо исполнительности и умения ориентироваться в интересах лоббистских групп будут востребованы более самостоятельные и креативные фигуры. Таких будет немного, возможно 5-6 человек, но именно они и будут определять лицо нового Мажилиса, как с имиджевой стороны, так и с точки зрения нового позиционирования законодателей по отношению к исполнительной власти.
Иными словами, с опозданием на несколько лет Казахстан будет вынужден пойти по тому же пути, что и Россия, в политической системе которой партия «Единая Россия» и ее фракции в парламенте замкнуты на фигуру главы правительства. В казахстанской версии, скорее всего, на самого Елбасы.
Удастся ли разрушить взгляд на парламентариев как на абсолютно инертную и мало самостоятельную массу? Естественно, что этот процесс будет продолжаться не один год. Но иным способом добиться устойчивости новой системы у Ак Орды все равно не получится.
В этой связи важнейшим кадровым назначением станет место спикера нижней палата Парламента. В том случае, если досрочные выборы все же состоятся. По некоторым сведениям в качестве серьезной кандидатуры рассматривается Нурлан Нигматулин. Однако интрига заключается в том, что не менее важным инструментом переходного периода является партия власти. Очередная перемена «смотрящего за партией» может поставить под сомнение устойчивость этой опоры. Поскольку в главной политической структуре РК любые перемены на посту первого зампреда ведут к системному отрицанию всего того, что было наработано предшественником, а значит, реформу партии власти придется начинать с нуля.
Так что мы возвращаемся к тому, с чего и начали. Новый этап политического реформирования в Казахстане протекает в условиях жесточайшего кадрового голода, что и побуждает Нурсултана Назарбаева опираться на старые и хорошо проверенные кадры.
Поделиться: