Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Россия усиливает присутствие в Армении

26.08.2010

Автор:

Теги:
 
По итогам государственного визита российского президента Дмитрия Медведева в Ереван 19-20 августа, наряду с документами в сфере военно-политического сотрудничества, было подписано несколько важных соглашений в сфере экономики. В первую очередь, это соглашение о строительстве в Армении нового атомного энергоблока, а также соглашение об открытии торговых представительств. В ходе визита обсуждались также вопросы углубления сотрудничества в сфере энергетики, транспорта, промышленности.

После подписания соглашения о строительстве новой АЭС глава "Росатома" Сергей Кириенко сообщил, что Россия может профинансировать более 20% строительства атомной электростанции в Армении, стоимость которой по предварительным подсчетам армянских специалистов составляет 5 млрд долларов. Вообще же правительство Армении ведет переговоры по привлечению инвестиции в размере не менее 60% от стоимости станции. Строительство нового атомного энергоблока начнется в начале 2011 года. В качестве нового реактора Ереван выбрал предложенную российской компанией "Атомстройэкспорт" реакторную установку - АЭС-92, общая мощность которой составляет 1060 МВт. Она оснащена пассивной и активной системами безопасности.

В рамках визита Медведева также обсуждался проект строительства железной дороги Иран-Армения. Она позволит армянской стороне пользоваться альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и других товаров и получить еще один выход «на внешний мир», помимо Грузии. Согласно предварительной договоренности, Иран обеспечит выход Армении к Персидскому заливу. Строительство железной дороги обойдется примерно в 2 млрд долларов, срок реализации проекта составляет пять лет. В прошлом году Армения и Россия договорились о том, что в строительстве железной дороги Иран-Армения примут участие две дочерние компании ОАО "Российские железные дороги" - "Росжелдорпроект" и "Зарубежстройтехнология". По итогам переговоров в расширенном составе министр транспорта России Игорь Левитин сообщил, что рабочая группа российских транспортных институтов закончила техническое задание. Следующий этап в работе российской стороны - разработка самого проекта по строительству железной дороги Иран-Армения. Пока неясно какую долю финансирования возьмет на себя российская сторона. Готовность оказать финансовое содействие в строительстве железной дороги выразили Азиатский банк развития, а также Иран. Тегеран заявил о возможности предоставления инвестиций в размере 400 млн дол. в строительные работы на территории Армении.

Непосредственно перед визитом Медведева в сфере двусторонних экономических отношений произошли и другие важные события. Так, в июле в Армении для налаживания контактов между армянскими и российскими предприятиями ВПК побывала российская делегация во главе с заместителем директора Федеральной службы военно-технического сотрудничества России Константином Бирюлиным. Заместитель директора института Кавказа Сергей Минасян выразил надежду, что визит российской делегации, в составе которой находились представители руководства ОДКБ и руководители более десятка предприятий ВПК России, приведет к реальным результатам. Отметим, что в 1990-е республике удалось сохранить значительную часть предприятий ВПК, в отличие от предприятий других сфер тяжелой или машиностроительной промышленности. Кроме того, флагманы армянского ВПК (заводы "Разданмаш", "Сириус", "Армэлектро") даже после развала СССР не теряли своих связей с Россией.

Другим важным событием стало недавнее подписание между Арменией и Россией Протокола о развитии сотрудничества в научно-технической сфере, а также в сфере инноваций. Согласно договоренности, Россия окажет содействие Армении в вопросах модернизации Бюраканской обсерватории, которая располагает одним из крупнейших телескопов в мире. По предварительным данным, модернизация обсерватории потребует порядка 4,5 млн евро.

Исходя из всего этого, армянские эксперты сошлись во мнении, что визит Медведева в Армению и предшествовавший ему период ознаменовали новый важный этап в развитии армяно-российских экономических отношений. Россия остается крупнейшим инвестором в Армении, где зарегистрировано 1250 компаний с участием российского капитала. Объем российских инвестиций в экономику страны составляет более 3 млрд долларов. Российские инвестиции возросли по сравнению с прошлым годом на 56,7%, основная их доля пришлась на энергетику, газоснабжение и строительство.

Некоторые местные наблюдатели опасаются, что Россия "прибирает к рукам богатства страны". Несмотря на большую долю инвестиций из США, Германии и других западных стран, по объему инвестиций в армянскую экономику по итогам 2009 года Россия остается абсолютным лидером. Одним из важнейших проектов стала модернизация армянской железной дороги, переданной на 30 лет в концессионное управление ЗАО "Южнокавказские железные дороги", «дочке» РЖД. В течение трех лет проведена работа по ремонту железнодорожных путей, обновлению парка локомотивов и вагонов, налаживанию и запуску новых маршрутов и пр. Согласно концессионнному договору, общая сумма инвестиций должна составить 580 млн долларов с соразмерным разделением на все годы концессии. Другим проектом стала программа газификации и развития газового комплекса Армении со стороны ЗАО "АрмРосгазпром" (основным акционером "АрмРосгазпром" является "Газпром", владеющий 82% акций). В результате реализации этой программы только за 4 последних года в газовую отрасль страны инвестировано порядка 700-750 млн долларов, а в 2009-2011 гг. предусмотрено инвестировать 180 млн долларов. Сейчас газифицировано уже более 90% населенных пунктов страны.

Тем не менее оптимистично настроенные эксперты успокаивают: "Русские же не возьмут и не увезут с собой все эти трубы, заводы или реакторы. Все это делается на благо развития Армении".
Автор: Сусанна Петросян, Ереван. Специально для ВК

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение