Системный подход к образованию в Мангистауской области - катализатор регионального роста

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Комплексность подхода, особенно в амбициях преобразовать или реформировать ту или иную отрасль, является залогом успешности, да и ключевой необходимостью в наше время. Применение системного подхода становится показателем профессионализма того или иного инициатора перемен. Невозможно надеяться на успех, скажем, административной реформы в стране, то бишь сократить уровень коррупции в бюрократии, без улучшения судебной системы, а также повышения зарплат в госсекторе. А повышение окладов бюджетников может напрямую зависеть от эффективности действующей налоговой системы.
Системный подход к образованию  в Мангистауской области - катализатор регионального роста

Комплексность подхода, особенно в амбициях преобразовать или реформировать ту или иную отрасль, является залогом успешности, да и ключевой необходимостью в наше время. Применение системного подхода становится показателем профессионализма того или иного инициатора перемен. Невозможно надеяться на успех, скажем, административной реформы в стране, то бишь сократить уровень коррупции в бюрократии, без улучшения судебной системы, а также повышения зарплат в госсекторе. А повышение окладов бюджетников может напрямую зависеть от эффективности действующей налоговой системы.

Система высшего образования в регионе выполняет важную функцию в деле стимулирования роста данного региона. Допустим, вы решили развивать промышленность в той или иной области. Но дело в том, что у вас могут быть материальные ресурсы, отличные стратегий и потенциал региона, но без специалистов хорошего уровня сложно ожидать результатов.

Что же нужно предпринять для того, чтобы в ваш регион, деревню или село пришли специалисты высокого уровня? Если исходить из принципов рыночной экономики, то такая задача становится практически невозможной, так как пока вам нечего предложить кроме «потенциальных выгод».

Учитывая, что скептиков в последнее время стало больше, чем «оптимистов – энтузиастов», то нужны действительно мощные стимулы для этого. К тому же, в нашей стране есть свои особенности – лучшие специалисты обычно концентрируются в нескольких известных городах.

А какие могут быть здесь альтернативы для стратега? Первое, что приходит на ум – это создание лучших условий работы для специалистов. Однако, как показывает практика, регионы не могут в этом плане продуктивно конкурировать с большими центрами как Алматы и Астана. Другой выход – это развивать местные кадры путем финансирования их образования, и что очень важно, юридически оформлять их возвращение в родные края.

Мангистауская область применяет такую тактику в подготовке педагогов для средних школ. С 2006 года способные дети из малоимущих семей заключают контракт с акиматом Мангистауской области, где имеется пункт о том, что он или она после окончания вуза будет осуществлять свою профессиональную деятельность в данной области.

Сейчас по данной программе обучаются 163 студента в центральных вузах республики. В 2008 году были выделены средства на подготовку еще 59 педагогов. К результатам системной политики в области образования можно причислить такой показатель как увеличение качества подготовки в средних школах области.

Видимо, знание отрасли акимом Крымбеком Кушербаевым, а он являлся министром образования Казахстана в свое время, приносит практические выгоды региону. Еще одним способом является стимулирование местных учреждений высшего образования. Однако, надо понимать, что такое решение может потребовать значительных финансовых вливаний.

Видимо, поэтому местные власти решили использовать эту стратегию в отношении подготовки кадров для нефтегазового комплекса. Данная отрасль преобладает в Мангистауской области, и само дальнейшее развитие региона построено с учетом этого фактора.

Каспийский институт инжиниринга и технологий им. Есенова был создан на базе Актауского государственного университета. Главная задача – обеспечение не только Мангистауской области, но и всего западного региона инженерно – техническими специалистами.

Предполагается подготовка кадров для кластерного развития региона: нефтехимического, логистического, туристского и энергетического.Что касается инфраструктуры и оснащенности учебно-методической базы Каспийского института инжиниринга, то, по словам ректора Абдумуталипа Абжаппарова, акиматом области выделена территория площадью в 54 гектара в двух новых микрорайонах Актау. Университетский кампус будет включать в себя библиотеку с вычислительным центром, дворец культуры, дворец спорта с бассейном, стадион, технопарк, три студенческих общежития на 1500 мест, а также дома для научных сотрудников и преподавателей.

Можно долго описывать различные стратегий роста и реформирования региона. Но главным элементом в той или иной политике является, по мнению ведущих специалистов, умение создавать стимулы для всех сторон. Только тогда можно добиться позитивных результатов. Жесткость и команда «сверху» не всегда являются действенными факторами. В социальной программе по подготовке педагогов такой элемент существует – дети из малоимущих семей заинтересованы в получении высшего образования в известных вузах страны, а акимат получает ценные кадры для улучшения качества среднего образования в области.

В создании Каспийского института технологий и инжиниринга, где готовились бы действительно качественные кадры, заинтересованы, помимо акимата, нефтяные компаний как «Аджип ККО», ТОО «Курмангазы Петролеум», ТОО «МАЭК-Казатомпром», ТОО «Хазармунай» и так далее. Эти компаний уже сейчас оказывают определенную спонсорскую поддержку вузу.

Полагаю, что если мангистауцам удастся сохранить такой уровень в разработке стратегий и их реализации, то вполне возможно, что абитуриенты из Алматы и Астаны, мечтающие работать в «нефтянке», будут выбирать именно Каспийский институт технологий и инжиниринга из-за совместных проектов вуза с будущими работодателями.

Арман Дулатов

Поделиться: