Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Энергетическое измерение Азербайджана. Нефть и газ.

11.04.2008

Автор:

Теги:
 

Наталья Харитонова

 

Нефть, по признанию элиты Азербайджана, является главным достоянием и стратегическим ресурсом страны. Более того, углеводородное сырье определяет вектор развития независимого Азербайджана. На всех уровнях говорится о том, что именно обретение республикой независимости стало отправной точкой «золотого века» для национальной экономики. Если быть точнее, то речь идет о 1994 г., когда был заключен «контракт века», под которым подразумевается подписание соглашения между Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) и консорциумом крупных зарубежных нефтяных компаний США, Великобритании, Норвегии, России, Турции, Саудовской Аравии по совместной разработке шельфовых месторождений «Азери», «Чыраг» и глубоководной части месторождения «Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспийского моря и распределению добываемой нефти по долевому участию. «Контракт века» знаменовал собой начало политики «открытых дверей» для иностранных компаний. Соглашение было рассчитано до 2024 года, за это время должно быть добыто 511 млн. тонн нефти, из которых 253 млн. тонн становились собственностью Азербайджана. Инвестиции в проект составляли 7,5 млрд. долларов.

Промышленная добыча нефти была начата на Абшеронском полуострове еще в XIX в. Первая нефтяная компания была создана в 1972 г. семьей известных нефтепромышленников Нобелей. Вскоре здесь был построен и первый нефтеперегонный завод. Незадолго до этого на воду был спущен первый нефтяной танкер. В период с 1901 по 1905 г. шло строительство «керосинки» Баку-Батуми. Тогда на Абшерон приходилась половина всей мировой добычи. Опыт, накопленный в советский период, позволил Азербайджану перейти к качественно иному этапу своего экономического развития в середине 90-х годов прошлого века.

Доказанные и прогнозные запасы углеводородов азербайджанского сектора Каспия огромны. Так по официальным данным, в 1996-1998 гг. добыча составляла 9,1 млн. тонн, в 2001 г. - 14,9 млн. тонн, в 2002 г. - 15,3 млн. тонн, в 2005 году объем добычи составил 22,2 млн. тонн. В 2007 г.  добыта более 42 млн.т. нефти. Ежегодно Государственная нефтяная компания добывает порядка 9 млн. тонн нефти за счет собственных средств. Что касается добычи газа - в этом году на главном азербайджанском газоконденсатном месторождении Шах-Дениз планируется добыть 8,6 млрд. куб.м. (1-я фаза),  12 млрд. в год к 2010 году и 20 млрд. в 2015 году   млрд.куб.м. газа. Так, к примеру, Азербайджан намерен в 1,5 раза увеличить добычу нефти на «Нефтяных камнях», планируя довести ее с 821 тыс.т. до 1,2 млн.т. Об этом сообщили в пресс-службе Государственной нефтяной компании Азербайджана, отметив, что для бурения 78 скважин, позволяющих реализовать эту задачу, до 2010г. планируется построить 6 платформ. Таким образом, именно колоссальные запасы углеводородов стали определяющим фактором в острой борьбе за нефтяной и газовый ресурс страны. Сложности, возникавшие при заключении контрактов о совместном освоении ресурсов Каспия, во много определяют специфику отношений с иностранными инвесторами и сегодня.

Руководство страны активно претворяет в жизнь нефтяную стратегию, которая базируется прежде всего на национальных интересах Азербайджана. Суть нефтяной стратегии заключается в «конвертации» доходов от продажи углеводородного сырья в инвестиции в другие секторы народного хозяйства. Роль главного «конвертора» играет аналог казахстанского Национального фонда - Государственный нефтяной фонд Азербайджана. На сегодняшний день, по официальным данным, Азербайджан «имеет 22 контракта на разведку и разработку нефтегазовых месторождений с 33 нефтяными компаниями, представляющими 15 государств мира, а также ряд соглашений по транспортировке углеводородных ресурсов на международные рынки». Заключение «контракта века» позволило Азербайджану диверсифицировать экспортные потоки, привлечь инвесторов к проектам в других промышленных отраслях и в инфраструктурную сферу. Благодаря достаточно взвешенной политике руководства страны, Азербайджан играет огромную роль в выстраивании коридора Восток-Запад, а своевременная и корректная реализация проектов в нефтегазодобывающей отрасли повышает международный статус государства.

В связи с ростом добычи сырья определяющую роль в реализации национальной нефтяной стратегии стала играть трубопроводная политика Азербайджана. Специфика каспийского региона состоит в том, что стоимость добычи и транспортировки обходится гораздо дороже, чем, предположим, в странах Персидского залива, но дешевле, чем в Сибири. Наибольшую сложность представляет именно транспортировка сырья из региона не только в силу географического положения, но даже в большей степени в силу политических факторов.

Сегодня азербайджанская нефть транспортируется по азербайджано-российскому нефтепроводу Баку-Новороссийск с выходом в Черное море и азербайджано-грузинскому трубопроводу Баку-Супса, связывающему Каспий с Черным морем по территории Грузии. Нефть транспортируется и по системе Баку-Тбилиси-Джейхан, которая во многом стал результатом усилий американской и турецкой администраций, нашедших отражение в Анкарской декларации 1998 г.

Природный газ выводится по экспортному газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум (Южно-Кавказский экспортный газопровод, начавший функционировать в конце 2006 года), построенному специально для транспортировки с газоконденсатного месторождения Шах-Дениз, и по российско-турецкому газопроводу «Голубой поток». Сегодня Азербайджан рассматривает возможность участия в строительстве Транскаспийского газопровода, который, судя по всему, будет совпадать с маршрутом Баку-Тбилиси-Эрзурум. Здесь, кстати могут возникнуть проблемы, связанные с ростом азербайджанской добычи и ограниченной пропускной способностью этой трубы.

Кроме того, Азербайджан проявляет интерес и к другим проектам, в рамках которых предусматривается экспорт нефти из региона.  Речь идет о реализации уже упомянутого проекта Транскаспийского газопровода и нефтепровода, проекте Nabucco (Турция-Болгария-Румыния-Венгрия-Австрия), сдача которого отсрочена до 2013 г., проекте Евразийского нефтетранспортного коридора Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск (по официальным данным, Азербайджан имеет возможность загрузить мощности нефтепровода «Одесса-Броды», обеспечив поставку 5 млн.т. нефти ежегодно для переработки на Дрогобычском и Надворнянском нефтеперерабатывающих заводах) и подводного черноморского газопровода от Грузии до Украины. На сегодняшний день рентабельность этих проектов ставится под сомнение многими специалистами. Однако, аналогичная же ситуация складывалась и вокруг проекта Баку-Тбилиси-Джейхан, который тем не менее был реализован, пусть и с привлечением казахстанской нефти, доставляемой танкерами из порта Актау. Дело в том, что в рамках нынешней геополитической реальности очень часто экономическая целесообразность уступает политическим доводам. Амбиции ведущих мировых игроков, активно работающих на постсоветском пространстве, особенно в Центральной Азии и на Южном Кавказе совпадает с желанием многих государств стать транзитерами, что позволит им получать определенную часть нефтяной ренты. Такой бизнес безальтернативно выгоден. Другое дело, что он несет с собой определенные риски - в первую очередь экологического характера.

Между тем на сегодняшний день не решен вопрос статуса каспийского моря. Границы национальных секторов определены Россией, Азербайджаном и Казахстаном по методу срединной линии. Однако позиции двух других прикаспийских государств - Туркмении и, прежде всего, Ирана, который настаивает на равнодолевом принципе раздела, входят в явное противоречие с позицией первых трех государств. Неопределенность принципа делимитации морских границ лежит в основе межстрановых противоречий по каспийской проблеме и не позволяет на сегодняшний день решить этот вопрос таким образом, чтобы все прикаспийские государства «соблюли свой национальный интерес».

К слову сказать, руководство Азербайджана намерено откорректировать свой экспорт углеводородов в сторону увеличения доли продуктов переработки за счет продукции, выпускаемой в самом Азербайджане и на новых НПЗ, которые планируется построить в Турции и Грузии. Азербайджано-турецкое СП SOCAR & Turcas Energy (доля ГНКАР в  СП составляет 51%) еще в июле 2007 года получило разрешение от официальных властей Турции на строительство НПЗ рядом с турецким портом Джейхан. Это позволит практически с места производства танкерным транспортом без пересечения территории третьих стран поставлять продукты нефтепереработки прямиком на европейские рынки. Предполагается, что мощность нового НПЗ составит 10 млн. т. в год.

Таким образом, планируется, что в соответствии с Государственной программой ТЭК Азербайджана в 2005-2025 гг. на НПЗ  Баку за счет средств ГНКАР будет реализован целый ряд проектов, направленных на повышение доли продуктов нефтепереработки в структуре экспорта. Во-первых, планируется модернизация мощностей на НПЗ им. Гейдара Алиева. Во-вторых, предусматривается проведение цикла работ по повышению качества выпускаемой продукции ряд других работ на НПЗ Azneftyagh. Кроме того, национальная нефтяная компания намерена расширить свое присутствие в Грузии (на данный момент НПЗ Азербайджана обеспечивают около 50% потребностей Грузии в бензине, до 30% в дизельном топливе и до 100% в газе). Здесь функционирует азербайджано-грузинское СП SOCAR Energy Georgia (доля ГНКАР - 51%), контролирующая более 50% топливного рынка Грузии.

Наиболее полноформатными в топливно-энергетической сфере на сегодняшний день являются азербайджано-российские отношения - они регламентируются рядом двусторонних договоров и соглашений, определяющих формат энергетического диалога двух стран. Большинство специалистов сходятся во мнении, что именно прагматизм, как новый принцип экономического и политического взаимодействия между двумя странами, стал отправной точкой выстраивания эффективного формата двусторонних отношений. Возможно уже в ближайшем будущем российский «Газпром» будет покупать азербайджанский газ с месторождения Шах-Дениз. Немаловажную роль здесь играют и совместные усилия по обеспечению безопасности на Каспии, демилитаризации каспийского региона - особенно в связи с обострением иранского вопроса, гарантий экологической безопасности и обеспечения охраны коммуникаций, добывающих мощностей и транспортировочных систем.

Напряженными остаются отношения между Азербайджаном и Туркменией. «Яблоком раздора» стали месторождения, находящиеся на стыке национальных секторов Каспийского моря. Переговоры относительно принадлежности этих месторождений шли с 1997 по 1999 гг. - тогда они зашли в тупик. Считается, что нерешенность этого вопроса является главным препятствием строительства Транскаспийского газопровода, активно лоббируемого Западом. России, реализующей совместно с Казахстаном, Туркменией и Узбекистаном модернизацию системы «Азия-Центр» и проект Прикаспийского газопровода такая ситуация во многом может показаться выгодной. Как бы то ни было, Россия не вмешивается в диалог Азербайджана и Туркмении по этому вопросу. Сами эти страны явно настроены на разрешение спора, тем более что с каждым годом сотрудничество двух государств в других областях все заметней интенсифицируется.

Таким образом, можно сказать, что первые этапы нефтяной стратегии Азербайджана выполнены успешно. Стране удалось достичь впечатляющего роста ВВП, чему немало способствовал и рост мировых цен на нефть. В настоящий момент, Азербайджан является крупным поставщиком углеводородов на европейские рынки, хотя проблема наращивания экспортных мощностей безотносительного интересов того же Европейского Союза остается по-прежнему актуальной. Благодаря перераспределению доходов из нефтяного сектора в модернизацию других отраслей народного хозяйства и постепенному решению проблем развития национальной экономики, Азербайджан имеет все шансы получить многоотраслевой промышленный комплекс и стать лидером южно-кавказского региона.

Вместе с тем, в последнее время все активнее обсуждается проблема исчерпания углеводородных ресурсов на территории страны. Это заставляет руководство республики сосредоточить внимание на других источниках энергии

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение