Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Россия берет ответственность за Южный Кавказ

23.08.2010

Автор:

Теги:


Государственный визит президента России Дмитрия Медведева в Армению и прошедший в Ереване неформальный саммит ОДКБ окончательно обозначили приоритеты России на Южном Кавказе. Москва намерена сделать все, чтобы не возобновилась война в Нагорном Карабахе, при этом готова продолжать личное посредничество в урегулировании конфликта между Азербайджаном и Арменией, если потребуется и без оглядки на своих американских и французских партнеров по Минской группе ОБСЕ.

Не допустить войны

Если провалившийся проект турецко-армянского сближения проходил под патронатом США, то процесс урегулирования нагорно-карабахского урегулирования Россия стремится оставить за собой, играя в нем главенствующую роль. Личная дипломатия Дмитрия Медведева, его встречи с президентами Азербайджана и Армении Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном в трехстороннем формате должны были привести к прорыву на переговорах. За последние два года возникли сверхожидания определенного решения, изменяющего статус-кво в регионе. Реакция сторон на разного рода уточняющие формулировки, озвученного в рамках "большой восьмерки" варианта урегулирования, лишь накаляют атмосферу. В итоге качественного сдвига пока не наблюдается, а стороны продолжают обмениваться заявлениями в не конструктивности друг друга.

Очередной виток противостояния облекся в структурирование блоков в регионе. В ходе визита Дмитрия Медведева в Ереван между Россией и Арменией был подписано соглашение о продлении сроков размещения российской военной базы на срок до 49 лет (начиная с 1995 года), а также изменилась сущность ответственности российских военных. Теперь они отвечают не только за охрану бывшей границы Советского Союза по периметру Армении, но и в целом за безопасность южнокавказской республики. На деле это означает, что в случае возникновения военной опасности для Армении, Россия обязана будет вмешаться в конфликт на ее стороне, защищая интересы Еревана. К чему это может привести при наличии тлеющего конфликта в Нагорном Карабахе, говорить не приходится.

Похожий военно-политический союз превентивно за несколько дней до приезда Медведева в Ереван заключили Азербайджан и Турция. Безусловно, невозможно представить себе столкновение задруживших по-крупному Москвы и Анкары из-за конфликта союзников на Южном Кавказе. Тем не менее сам факт затягивания ситуации в противоречивость заставляет задуматься над тем, как же могут развиваться события в случае сваливания региона в пучину откровенной военной конфронтации. В Ереване президент Медведев дал понять, что Россия не допустит эскалации напряженности и перерастания конфликта в военную фазу.

В жестком месседже, явно обращенном к азербайджанской стороне, глава России не преминул возможностью провести аналогии с событиями августа 2008 года и военным столкновением с Грузией. Он подтвердил, что только мирные переговоры способны привести к разрешению конфликта. О том, как именно видит перспективы урегулирования российский лидер, он сможет вскоре рассказать своему коллеге Ильхаму Алиеву во время визита в Баку, который планируется на сентябрь-октябрь этого года. Фактически, вступившись за Армению, Москва намерена поддерживать баланс общения с обеими сторонами конфликта.

ОДКБ будет меняться

Саммит ОДКБ на фоне государственного статуса визита президента России в Ереван несколько отошел на второй план. Его интригу сохранило лишь дебютное появление в качестве главы Киргизии Розы Отунбаевой, а также присутствие на неформальном общении президента Белоруссии Александра Лукашенко. Его отношения с Кремлем переживают, похоже, самые худшие времена, и Москва не скрывает, что в преддверие грядущих выборов президента Белоруссии предпочла бы видеть на этом посту другого человека. По убежденности российских властей, Лукашенко не сдержал данного публично слова признать Южную Осетию и Абхазию. Однако "Батька" наотрез отказался от самого факта обещания, чем навлек нешуточный гнев Кремля.

Тем не менее белорусы согласились принять председательство в ОДКБ, которое они не взяли по той же причине в прошлом году, а Александр Лукашенко приедет по этому случаю в Москву в конце текущего года. ОДКБ как фактор российского присутствия на Южном Кавказе в нынешнем состоянии военного блока пока не получается. События в Киргизии показали аморфность структуры и сложность взаимосвязей между партнерами. Посему в Ереване было принято решение о реформировании и видоизменении Организации. Лидеры стран договорились о расширении полномочий ОДКБ, вплоть до коррекции устава. Предложения по этому поводу будут аккумулированы до конца этого года, когда в Москве в декабре пройдет официальный саммит блока.

Предполагается, что будет сформулирован новый механизм антикризисного реагирования ОДКБ, для повышения его эффективности. Президент России признал, что при наличии нынешнего принципа принятия решений консенсусом всех участников, ОДКБ теряет оперативность. В качестве образцов для подражания будет изучена деятельность конкурентов из НАТО, а также блока ЕС и активности ООН. Секретариат организации уже подготовил первичные предложения, которые обсуждали президенты.

Кстати, во многом аморфность ОДКБ и необходимый консенсус в принятии решения заставил Армению пойти под прямое покровительство России, и заключить соглашение о базе и сопутствующих пунктов об ответственности россиян за безопасность. На итоговой пресс-конференции президент Армении особо подчеркнул сложную ситуацию на Южном Кавказе в качестве примера возможной необходимости оперативного вмешательства блока. Попытка расширить коалицию за рамки одной России уже не первая, однако она вряд ли встретит понимание со стороны президентов Казахстана и Узбекистана - Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова (последний вовсе не прибыл на саммит в Ереван), не говоря уже о сложной и противоречивой позиции белорусского лидера.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение