Казахстан-2010: Что будет реформировать Нуртай Абыкаев?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Наши казахстанские партнеры почти параллельно с российским руководством вступили на путь реформы силовых структур. Наболело, знаете ли. Существование государства в государстве, назови его, как хочешь - милиция ли, полиция ли, вещь прямо угрожающая стабильности власти. Поскольку всему есть свой предел, а его «оборотни в погонах» уже давно его перешли. Народ потихоньку готовится браться за топор, но не для самозащиты от бандитствующих элементов, как это было в тревожные 90-е, а против тех, кто, по идее, должен граждан защищать.
Казахстан-2010: Что будет реформировать Нуртай Абыкаев?

Алексей Власов

Наши казахстанские партнеры почти параллельно с российским руководством вступили на путь реформы силовых структур. Наболело, знаете ли. Существование государства в государстве, назови его, как хочешь - милиция ли, полиция ли, вещь прямо угрожающая стабильности власти. Поскольку всему есть свой предел, а его «оборотни в погонах» уже давно его перешли. Народ потихоньку готовится браться за топор, но не для самозащиты от бандитствующих элементов, как это было в тревожные 90-е, а против тех, кто, по идее, должен граждан защищать.

Уровень доверия населения к силовым структурам и в РФ и в РК критично низок, хотя, если сравнивать с Россией, то таких громких и скандальных дел как история с майором Евсюковым в Казахстане все-таки не было. Но опросы общественного мнения убедительно свидетельствуют, что главными негативными сторонами деятельности правоохранительных структур граждане РК считают коррупцию, низкую эффективность, слабую связь с институтами гражданского общества, чрезмерную бюрократизацию в работе. Я бы добавил еще и вовлеченность во внутрэлитные игры, что для переходных систем крайне опасная штука, чреватая непредсказуемыми последствиями.

Поэтому, если в России к реформе подошли с бюрократической серьезностью и некой долей механистичности, то в Казахстане, как это обычно бывает, начали с человеческого капитала. Многие эксперты убеждены, что назначение Нуртая Абыкаева на пост главы КНБ, это как раз и есть решение задачи по восстановлению прежних правил игры, когда силовики находятся вне политики, а выполняют только указания Первого лица. Плюс, этот шаг не только свидетельство узости кадровой скамейки запсасных, но и показатель личного разочарования Президента в других поколенческих срезах, кроме того, с которым Нурсултана Назарбаева связывают личные связи, а, значит, более высокий уровень доверия.

Поэтому создается впечатление, что набор персональных решений будет иметь большую степень важности, нежели проблемы реформирования самой системы. В техническом отношении, приоритеты как раз абсолютно ясны - разграничение компетенции органов, освобождение от несвойственных функций, оптимизация системы расследования уголовных дел. Очень близко к российскому варианту.

Именно этим обстоятельством определена необходимость передачи в т.н. конкурентную среду всех форм проведения технического осмотра транспортных средств и сферы охранной деятельности за исключением охраны особо важных стратегических объектов. Функции и полномочия МВД, связанные с деятельностью медицинских вытрезвителей, будут переданы в ведение Министерства здравоохранения. Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних - в ведение Министерства образования и науки.

Нурсултан Назарбаев также поручил Правительству РК образовать в структуре МВД Комитет миграционной полиции. Комитету по борьбе с наркобизнесом МВД передать в непосредственное подчинение территориальные подразделения, осуществляющие борьбу с наркобизнесом.

Есть в планах реформы и сугубо имиджевые шаги. Например, деклариуется, что возможность силовиков «кошмарить» бизнес будет существенно снижена. Этот сюжет Нурсултан Назарбаев выделил особо, заметив, что необходимо поставить заслон на пути рейдерству, захвату чужой собственности. Планируется сократить перечень госорганов, имеющих право проверки предпринимателей.

По мнению казахстанского лидера, принятые меры позволят повысить эффективность правоохранительной и судебной систем, обеспечат справедливую и реальную защиту прав граждан.

Действительно, по оценке международных экспертов, данная реформа значительно повысит эффективность правоохранительной системы РК. Но, еще раз подчеркну, в данном случае, гораздо более важен не инструментальный, а политический момент.

Как всегда возникает вопрос об "аппаратном победителе", пробившем такую масштабную реформу. Есть мнение, что главным бенефициарием становится глава Совбеза, который получил право координировать работу всех силовых органов и обеспечить полномасштабный контроль за их деятельностью. Однако, есть информация, что вовсе не Тажин являлся главным инициатором этих масштабных новаций.

Вполне вероятно, что и следующие кадровые перестановки подтвердят мысль - в данном случае, люди красят место. Это означает, что под флагом реформирования системы будет проведено кадровое обновление всех силовых структур. Надежные люди в КНБ, МВД, финполе будут обеспечивать процесс трансформации властных институтов, сохранять полную лояльность силовых структур только лишь по отношению к Елбасы, гарантировать реализацию заранее подготовленного сценария формальной передачи власти. А уже вопрос номер 2 - буква реформы, ее имиджевая сторона, то, о чем будут писать газеты и на какие темы будет проводить семинары партия власти.

Другой вопрос, что таких людей как Нуртай Абыкаев в кадровых запасниках 01 осталось не так уж и много.

Поделиться: