Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Лидер нации - что дальше?

20.08.2010

Автор:

Теги:
 

 

Андрей Карпов

 

 

  Летняя пауза на время отложила наиболее острые вопросы казахстанской политики, но нельзя сказать, что они полностью ушли с повестки дня. Речь не идет о кадровых проблемах, хотя именно эту тему большего всего любят обсуждать местные эксперты. Конечно, назначение в КНБ Нуртая Абыкаева, это только первая ласточка в череде неизбежных перестановок. Но субъективные моменты личных успехов и неудач не должны отводить на второй план вопросы стратегического характера.   

Поразмышляем о дальнейшей эволюции политической системы, которая сейчас находится в уязвимом положении. Реформы власти получили стартовое ускорение, как в политической, так и в экономической сфере, но, в тактическом плане, контуры ближайшего будущего еще не очерчены достаточно четко.

 Не ясно, состоятся ли в 2011 году перевыборы в Мажилис? Как будет выстраиваться схема «перехода» Елбасы в новое качество, да и будет ли вообще актуализирован этот вопрос в ближайшей перспективе? Рассуждения оппозиционных изданий упираются в дискуссию о кандидатурах преемников, но кто сказал, что этот вопрос уже сейчас надо рассматривать как приоритетный? Есть ли твердое желание у Президента,  в ближайший год-два, переходить к новым реалиям, превращаться в «патриарха казахстанской политики».

Предельная субъективированность отношений внутри Ак Орды приводит к тому, что стратегические решения и их исполнение на уровне персоналий существуют будто бы в параллельных мирах. И далеко не всегда взаимно дополняют друг друга.

Похоже, что борьба вокруг приоритетов в реализации механизма «Лидер нации» продолжится в ближайшие дни. Сразу после завершения отпускного сезона.

Участников забега не так много, но все они - опытные стайеры - А. Мусин, Н. Нигматулин и вполне возможно, что М. Тажин, который в силу своего нового статуса в Совбезе не стремился особо засветиться в публичных баталиях вокруг приоритетов «нового курса», но, на самом деле, играл в формировании лидерского статуса Нурсултана Назарбаева важнейшую роль модератора. Хотя его видение дальнейшего развития политической системы не было, в итоге, принято за основу. Примечательно, что в ходе начавшейся реформы силовых структур может возникнуть конфликт интересов КНБ и Совбеза, поскольку не очень понятно, какой именно принцип будет положен в основу распределения контролирующих функций - по закону или по авторитету старшего агашки?

Или другая интрига - Нур Отан или АП? А почему бы не работать солидарно? Ну, допустим как Грызлов и Сурков? Упс..а разве в России эти структуры так уж лояльны друг к другу. Идет здоровая и не очень конкуренция аппаратов. Она и может вести к потере необходимого внутриэлитного баланса, но она неизбежна.

Напомню, что одним из первых элитариев, затронувших темы особого лидерского статуса Нурсултана Назарбаева, был Кайрат Келимбетов. Но, парадокс - нынешний глава ФНБ, в тот периода, назовем его, временем «обретения Елбасы» как раз подвизался последовательно на двух должностях - главы АП и зампреда Нур Отан.

Так что, участие именно этих структур в продвижении проекта закономерно и объяснимо. Идеология в РК поделена между Мауленом Ашимбаевым и партией власти. Отсюда такое ревнивое отношение к попыткам Дархана Калетаева застолбить за Нур Отан приоритеты в формировании нового образа вождя. Иначе и быть не могло.

Попытка превратить партию власти в центр «идеологических разработок» вызвала бурную реакцию на всех уровнях власти. Хотя, получается, что многие позиции, заявленные Калетаевым, это продолжение тех трендов, которые наметил еще КНК. Другой вопрос, что в тот момент - лето 2008 года многие обитатели левого берега сочли подобные посылы за очередную попытку «прогнуться». И только потом пришло понимание, что все это - всерьез и надолго.

С приходом Нурлана Нигматулина аппаратный вес нуротановской структуры резко повысился. Не только на уровне персональных возможностей зампреда, но и через грамотно выстроенную пиар кампанию. Но это вовсе не означает, что дальнейшее идеологическое обоснование проекта будет отдано на откуп партийцам. Более вероятно, что Нурсултан Назарбаев прибегнет к излюбленному приему  - конкуренции проектов, ожидая от своего ближайшего окружения конкретных предложений по дальнейшему реформированию властной системы. В этом случае, число "конкурсантов" может  существенно возрасти, прежде всего, за счет премьерских think tank.

Для АП очень важно сохранить основной контроль над обсуждением "проекта Елбасы" в своих руках, но расширение каналов информации для Президента делает эту цель мало достижимой -  есть с десяток человек, которые могут передавать закрытые записки лично в руки. Поэтому, рискну предположить, что до конца года никаких новых судьбоносных решений не последует. Ключевым моментом, при подобном раскладе, может стать грядущий съезд партии власти - после него много станет ясным. Это будет нечто похожее на XIX съезд КПСС. Смотрите внимательно за тем, кто ближе всего будет к вождю. Это и будет главная информация для размышления. 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение