Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«Маастрихт плюс» - логика экономической безопасности

20.08.2010

Автор:

Теги:
В канун Саммита ОБСЕ новые казахстанские инициативы стали предметом серьезного анализа на уровне международного эксперт­ного сообщества. В одном из недавних выступлений Президент Нурсултан Назарбаев озвучил идею подготовки и подписания нового документа, в котором были бы определены совместные позиции стран Европы и постсоветского пространства по вопросам экономической безопасности. Для казахстанского лидера это был не экспромт, а развитие стратегических инициатив, выдвинутых в статьях «Пятый путь» и «Ключи от кризиса».

«Многие государства, участвуя в разных интеграционных форматах, таких как G8, G20, ШОС, СВМДА, Исламская экономическая конференция, активно обсуждают вопросы посткризисного развития как ключевую повестку дня, а вот непосредственно в рамках ОБСЕ кризисная, антикризисная проб­лематика вообще не обсуждалась даже на факультативном уровне. Поэтому я предлагаю приступить к разработке нового документа, который условно можно было бы назвать «Маастрихт плюс», - отметил в своем выступлении на экономическом форуме Глава Казахстана.

Напомню, что Маастрихтский договор подписан в феврале 1992 года, завершив процесс урегулирования финансовой и политической систем европей­ских стран. Следствием документа стало введение новой единой валюты и установление трех основ Европейского союза - экономики, безопасности, правосудия и внутренних дел.

Между тем мировой финансовый кризис определил новые реалии для континентальной экономики, обозначил вызовы и риски, которые требуют адекватного и солидарного ответа со стороны стран - участниц ОБСЕ. Поэтому документ по экономическому развитию под названием «Маастрихт плюс» «должен стать путеводителем на среднюю и дальнюю перспективу». В нем, как отметил Нурсултан Назарбаев, необходимо отразить все реалии пост­кризисной экономики на пространстве ОБСЕ.

В обновленную повестку дня могут быть включены предложения по реформированию мировой валютной системы, меры по достижению большей прозрачности финансовых институтов, а самое главное, согласованные правила поведения на европейских рынках. Необходимо добиваться более справедливого распределения голосов в международных экономических организациях между основными центрами силы и развивающимися странами. Безусловно, это аспекты для общеевропейской дискуссии, но вне контекста решения вопросов экономической безопасности традиционные меры поддержания баланса интересов на евразийском пространстве едва ли станут достаточно эффективными. Геополитика все чаще вершится геоэкономическими методами.

Поэтому очевидно, что обеспечение «классической без­опасности» невозможно без достижения взаимопонимания по вопросам социальной и экономической политики. Об этом убедительно свидетельствуют и последние события в Кыргызстане. Однако и проблемы Греции и ряда южноевропейских стран также можно включить в этот контекст.

Есть ли возможность за время, оставшееся до начала работы Саммита, сформировать согласованную позицию по этим крайне непростым вопросам? Многие эксперты исполнены пессимизма, поскольку даже в характеристике кризисных явлений в мировой экономике до сих пор нет единства позиций у ведущих экспертов.

Но в то же время, справедливо отметил Президент Казахстана, мы должны воспринимать события 2007-2009 годов в мировой экономике как своего рода интеллектуальный вызов для международной политической и бизнес-элит. Антикризисные стратегии должны быть дополнены эффективным инструментарием перехода к модернизационным процессам, что и должно найти свое отражение в «Маастрихт плюс».

Астана готова поделиться опытом преодоления кризиса. Ну а движение к посткризисным реалиям необходимо осуществлять на основе интеграционных проектов, всем миром.

Алексей ВЛАСОВ,

заместитель декана исторического

факультета МГУ им. М. Ломоносова


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение