Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Елбасы стал народу ближе и понятнее...

16.08.2010

Автор:

Теги:

 

 16 Августа в Национальном Пресс-клубе состоялась презентация материалов очередного социологического опроса, проведенных общественным фондом «Стратегия». Тема опроса привлекла внимание не  только казахстанских, но и российских СМИ – «знаковое событие во внутренней и внешней политике РК в общественном мнении казахстанцев».

Разработчики программы опроса выделили в качестве приоритетных три темы – отношение населения к статусу Лидера нации, отношение населения к парламентской форме правления в Кыргызстане, и восприятие межэтнического конфликта в Оше глазами казахстанцев.

Оставив в стороне третий сюжет, попробуем разобраться в том, какие именно тренды можно выделить, отталкиваясь от тех оценок, которые были получены социологами с точки зрения общественной реакции на политические процессы в Казахстане. Здесь  на первом месте отношение населения к статусу Лидера нации. 

Результаты свидетельствуют о том, что стратегия казахстанского руководства на превращение «проекта Елбасы» в общественный проект, в принципе, себя оправдывает. Уже сейчас заметно, что в сравнение с февраля 2010 года 89% опрошенных казахстанцев удовлетворены работой президента.  Это - плюс 4 за последние несколько месяцев.

Что же касается самих поправок, закрепляющих за Н. Назарбаевым особый статус Лидера нации, то число респондентов, которые одобряют эту инициативу достигло 73% - весомый показатель. Учитывая, что порядка 20% опрошенных так и не сформировали своего отношения к этой теме становится очевидным, что если бы в настоящий момент проводился  референдум об отношении населения к новым полномочиям Н. Назарбаева – этот результат стал бы вполне предсказуем и сопоставим с тем уровнем общественной поддержки, которую власть получила в 2005-2007 годах.

Принципиально важно, что те жители Казахстана, которые поддерживают законопроект о Лидере нации, достаточно ясно сознают их реальное значение и смысл. Прежде всего, это фактор укрепления внутриполитической стабильности и развития общественной консолидации. Конечно, 7 % несогласных с закреплением за Н. Назарбаевым статуса Лидера нации – показатель, который может динамично меняться. Вполне  допускаю, что реальное количество недовольных превышает показатель в 10 %. Но в любом случае он совпадает с долей голосов, которые оппозиция, как правило, получала на выборах последних лет. Для власти это не критично.

Более того, можно предположить, что в администрации президента изначально допускали и худшие расклады в связи с тем, что компании по информационному обеспечению этого проекта проходила несколько скованно из-за известных обстоятельств реакции самого президента на депутатскую инициативу.

Отношение казахстанцев к парламентской форме правления в Кыргызстане полностью дополняет, и в чем-то даже уточняет, причины столь значимой поддержки введения статуса Елбасы. Дело в том, что 91% опрошенных заявили, что Кыргызстану необходима сильная власть либо в лице президента, либо в лице сильного премьер-министра. Более того, большинство респондентов уверены в том, что парламентаризм едва ли приведет к завершению перманентного политического кризиса, в котором находится эта центрально-азиатская страна.

Отсюда вытекает вполне очевидный подтекст – главное различие между Казахстаном и Кыргызстаном в том, что у РК есть сильный политический лидер, способный предложить в каждом из переломных моментов истории актуальную стратегию реформ, а в КР ответственная политическая элита еще только находится в стадии становления, и увы этот процесс явно затянулся. Поскольку эффективные механизмы по укреплению государственности подменяются принципом – реформы ради реформ.

По крайне мере 70% опрошенных считают, что в нынешних условиях Кыргызстан вряд ли сможет справиться с возникшими трудностями, прежде всего, в силу недостаточно высокого уровня развития политической культуры в этой стране.

Что же относится к результатам данного опроса можно по-разному, но в тоже время очевидно, что Vох Populi совпадает и с большинством экспертных суждений. Транзитный переход требует создания многочисленных страховочных узлов в политике, экономике, социальной сфере. Без них возможности для эффективных преобразований неизбежно будут сведены к нулю за счет постоянной внутриэлитной борьбы. Конечно, не избежал этой борьбы и Казахстан. В ближайшее время стране еще предстоит преодолеть очень серьезные риски, связанные с этим вопросом.  Но, в тоже время, лидерский фактор выступает как гарант преемственности политического курса, эволюционности реформирования. Это понимание находит свое прямое воплощение  в общественном сознании, превращая Н. Назарбаева в своеобразный "горизонт индикативного планирования". 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение