Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Кыргызстан-2010: НАШЕ СПАСЕНИЕ – В ОЧИЩЕНИИ/Ч.1

15.08.2010

Автор:

Теги:

Интервью



Общество должно решительно очиститься от негативных последствий полуторавекового существования нашего народа в условиях духовной деградации и искусственного отторжения от исконно национальных обычаев и традиций. Лишь после того, как мы вернемся в свою привычную на генном уровне духовную и нравственную среду и будем активно приобщены к достижениям передовой науки, техники и технологии, перед нашей страной откроются широкие просторы для роста и процветания. Таков главный лейтмотив мыслей моего собеседника – профессора социологии Кыргызско-турецкого университета в Бишкеке Кусеина Исаева.

 - Вступая в должность Президента Кыргызстана Роза Отунбаева сказала: “Считаю своим президентским долгом за отведенные мне на этом посту полтора года проложить дорогу к справедливому обществу, создать основу системы справедливого управления”. Помнится, первый президент республики на пятнадцатом году своего царствования вдруг решил подписать "Социальный контракт" с правительством республики, после которого должна была начаться реализация новой стратегии развития страны – программы "Чистый Кыргызстан". Программа включала в себя 5 пунктов – "чистая природа", "чистая вода", "чистые выборы", "чистые технологии" и "чистые руки". Президент А. Акаев тогда клятвенно уверял народ, что эта программа позволит искоренить коррупцию и незаконного использования бюджетных, народных средств, несиловым методом, поскольку все "предыдущие попытки в решении этих проблем действенного улучшения ситуации не оказали". Затем и номер второй довольно быстро пристрастился к разглогольствованию о “справедливом обществе”.

 Не кажется ли вам, что в Кыргызстане уже становится дурной традицией, когда наши правители откровенно спекулируют сокровенной мечтой всех народов о справедливом обществе, а на самом деле все мысли только об одном: лишь бы закрепиться у власти?

 - Факт – упрямая вещь, от него никуда не уйдешь. Поэтому ты прав, предудыщие два руководителя республики очень часто говорили о том, что государство должно служить человеку, а не человек – государству. На деле же, все получалось наоборот. Но сегодня мы живем в постреволюционной стране. Общественно-политическая ситуация в республике неоднозначная. Люди, пришедшие в избирательные участки в день судьбоносного референдума, хорошо понимали это и однозначно высказались за скорейшую стабилизацию ситуации в стране. В этом смысле речь Розы Исак кызы при вступлении в должность президента Кыргызстана пропитана искренностью и оптимизмом, вселяет уверенность в завтрашнем дне. Впервые за последнее время люди испытали настоящий духовный подьем. Народ почувствовал, что под началом Президента в Отечестве воцариться мир и стабильность, жизнь войдет в нормальное русло, появится возможность спокойно работать и растить детей.

  «С сегодняшнего дня в Кыргызстане начинается новая политическая фаза», - сказала Роза Отунбаева, говоря о реальных позитивных сдвигах народовластия. Народ, проголосовавший на референдуме, почти единогласно выбрал новый фундамент для строительства независимого государства – систему парламентского правления. Кыргызстанцы вновь заявили о приверженности демократическим ценностям, которые имеют глубокие корни в истории и душе народа. Можно сказать, мы вернулись к своим истокам. Убежден, именно парламентское правление позволит нам консолидировать все политические силы вокруг идеи обновления и развития страны. Именно парламентское правление будет способствовать нашей элите отбросив родо-племенные, земляческие, общинные и другие узкокорыстные амбиции, обьединиться ради сохранения и процветания государства, откроет новые возможности для усиления социальной, экономической политики, совершить культурную революцию и раскроет мощный духовный потенциал нашего народа.

К сожалению, несколько поколений, которые в отличие от своих предков почти полтора века жили в отрыве от исконно национальных обычаев и традиций, не испытали на себе опыт кочевых кыргызов по решению судьбоносных вопросов посредством обсуждения, переговоров и разумных компромиссов. Поэтому будет неимоверно трудно идти вперед по избранному пути. Как убедились на примере кровавых событий, произошедших на юге республики, нашему продвижению по избранному пути, в первую очередь, будут мешать представители прежней авторитарной власти. Да, она пала под натиском народного негодования, но змея еще жива и она еще способна нанести смертельный укус. Весь народ видит, как приспешники прежнего режима рвутса к власти. У них много денег, им чужды интересы народа, действуют нахраписто и широко. Принятие новой Конституции был лишь первым шагом к легитимизации народной власти. К решению главных проблем мы еще даже не приступили.  

Для достижения намеченной цели от нашей власти потребуется непоколебимая политическая воля. От всех нас потребуются глубокие знания в области истории, философии и техники. Должно возродиться чувство национального достоинства, востребованы способности интеллигенции, должна сформироваться обновленная национальная элита – люди чести и долга, которые всей душой преданы своему народу, готовы беззаветно служить ему, верят в светлое будущее Отечества.

  - Кстати, о долге. Роза Исаковна в начале своей програмной речи назвала принесенную ей присягу “святее святого”. Народная мудрость гласит: “ант улук”, в смысле присяга величественна, торжественна и почетна. Великодушный Манас завещал: “Антын сатканды төбөсү ачык Көк урсун, төшү түктүү Жер урсун!” – “Да будет сокрушим величием Неба и Земли тот, который предаст забвению свою клятву!”. Права Роза Исаковна, когда говорит: “горька соль клятвы, тяжелы ее груз и ноша”. А святее святого для кыргыза считается долг. “Парз – ыйык” – “долг – свят” говорит наш народ. Вровень с долгом только честь. Тот, кто не исполнит своего долга, лишается чести. А человек без чести – никто... 

  - Ты журналист, поэтому тебе сподручнее разбирать по косточкам каждое слово, хотя, я понимаю о чем ты хочешь сказать.

- Я – о времени. Не подставили ли Розу Исаковну, отведя очень короткий отрезок времени – всего полтора года, для выполнения столь фундаиентальной и широкомасштабной задачи? Что можно сделать за это время?  

  - Нет же... Роза Отунбаева в своей программной речи четко определила пять направлений государственной политики на этот промежуток времени. В первую очередь, нам нужно  УВАЖАТЬ И ЗАКРЕПИТЬ ВЫБОР НАРОДА 

Как сказала Президент, “народ выбрал сегодня новый фундамент для строительства независимого государства – систему парламентского правления”. К тому, что уже мною было сказано о преимуществах парламентского правления, могу добавить, впредь в Кыргызстане будет поставлен надежный заслон возникновению авторитарной власти. Будет ликвидирована монополия на власть одного человека, клана или семьи, раскроется огромный потенциал, которого таит в себе коллективное управление государством. Но для этого нам предстоит организованно провести истинно демократические и честные парламентские выборы. Я думаю, Роза Отунбаева, в качестве уже облаченного доверием народа Президента, в ближайшие месяцы, в первую очередь, будет занята этой работой.

Надо всегда помнить, что провести парламентские выборы будет намного сложнее, чем референдум. Предстоит, а может уже началась, нешуточная борьба между партиями, между различными политическими группами за места в парламенте. Наконец, уже очевидно, мы станем непосредственными участниками ожесточенной схватки между старым и новым, между ложью и правдой, между прошлым и будущим. И наличие легитимного главы государства в такой судьбоносный период, безусловно, сыграет свою положительную роль. Ведь, от того, как пройдут будущие парламентские выборы, во многом зависит будущее возрождение нашего государства, станет известно, оправдается ли выбор нашего народа, осознают ли в полной мере свою ответственность перед страной политические партии и их лидеры.

Глава государства обозначила и другие четыре вектора деятельности на период действия своих полномочий. На мой взгляд, каждая из этих позиций вполне реальна, является супер актуальной для страны. Однако я бы предложил Розе Отунбаевой в своей работе обязательно учитывать то, что за прошедшие полтора века некогда герический и свободолюбивый кыргызский народ находился под сильным влиянием имперской политики российского государства, под гнетом марксистко-ленинской идеологии, которая была несовместима с национальным менталитетом. В результате последующие поколения были отлучены от многих ценностей. Наш народ растерял многие лучшие свои духовные качества, оскудели его нравы и культура, обеднели обычаи и традиции, свойственные великим кочевым племенам, разрушилась жизнь в гармонии с природой. Процессы моральной и бытовой деградации нации особенно обострились в последние 20 лет. Даже после геноцида 1916 года, в суровые 30-е годы прошлого века, а также во время Великой Отечественной войны кыргызский народ не знал что такое нищета, не скитался по миру в поисках средств на пропитание.

Я считаю, что прежние власти навязали нам термин “трудовой мигрант”, тем самым, прикрывали свою несостоятельную социальную политику. Если назвать вещи своими именами, более миллиона наши соотечественники, вынужденно живущие и работающие зарубежом, на самом деле не обладают статусом трудового мигранта. Они – настоящие скитальцы, люди, которые из-за повальной безработицы и нищенской жизни в своем Отечестве, обречены на лишения и мучения в чужбине.

С учетом всего этого, настало время от первого этапа легитимизации нынешней власти перейти ко второму ее этапу. Революция – это и есть коренное обновление всей социально-экономической политики. Но прежде, чем приступить к обновлению, 

  ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО ОЧИСТИТЬСЯ  от негативных остатков прошлого, от грязи, накопившейся за полтора века нашей истории. И только тогда наступить момент истины и откроется дорога к очищению. Предлагая этот путь, я не открываю ничего нового. Например, прибалтийские республики – Латвия, Литва и Эстония после развала Советского Союза прошла через это. Через очищение бурно начала развиваться близкий нам по духу и культуре народ Турции. Мы должны учитывать их положительный опыт.

- По вашему, с чего или с кого начать это очищение?

- А начать надо с тех, которые довели наше общество и государство до хронически болезненного состояния, а жизнь – в нищенское положение. Следует запретить деятельность таких партий, как “Алга, Кыргызстан!” и “Ак Жол”, представители которых в последнее активизировались и рвутся в парламент. Они должны понести ответственность за организацию кровавых событий в Ошской и Джалал-Абадской областях. Запрет на деятельность этих партий должен действовать на протяжении, как минимум 7 – 10 лет. Необходимо наложить категорический запрет и на участие в предстоящих парламентских выборах политикам, состоявшим в этих партиях.

Я предвижу реакцию на это со стороны представителей некоторых НПО, прикормленных западными грантодателями. Наверняка, они оценят это как нарушение принципов демократии и нарушением прав человека...
  - Честно говоря, слушая вас, я тоже прихожу в недоумение. Насколько я вас знаю, вы проповедуете идею о свободе человека, идею неприкосновенности прав человека. До сих пор помню главный смысл одной из ваших ранних статей, опубликованных в печати еще в начале 90-х годов прошлого века. Вы писали: “Я верю, что Кыргызстан станет правовым государством, где неприкосновенность личности, свободу и права человека будет гарантировать государство”. В то же время, включаясь в обсуждение проекта Декларации о государственном суверенитете, вы предлагали не ограничываться лишь провозглашением намерений государства строго соблюдать права человека и обеспечивать свободу личности, а в документе четко и ясно прописать механизмы закрепления этих незыблемых ценностей в реальной жизни. Теперь же вы предлагаете запретить людям проповедовать ту или иную общественно-политическую идею, а с учётом того, что в каждой из двух упомянутых вами партий состояли более 100 тысяч человек, вы хотите лишить довольно большое число людей права быть избранными в представительский орган власти страны.

Как вас понимать?..

- Можешь не продолжать, мне ясен ход твоих мыслей. Да, я защищаю права и свободы человека. Но для меня, в первую очередь, дороги интересы моего народа. Конечно, благодарен тебе за то, что до сих пор помнишь мои статьи, опубликованные в популярной когда-то газете “Бишкек шамы”. Однако хочу напомнить еще об одной моей статье, напечатанной в газете “Майдан”, если помнишь, была и такая хорошая газета, как раз в то время, когда обсуждался проект первой Конституции независимого Кыргызстана. Так вот, главная мысль этой статьи заключалась в том, что Основной Закон страны, в первую очередь, должен отражать непоколебимое стремление кыргызов к свободе и независимости. Я настаивал на том, чтобы Конституция обеспечивала преемственность многовековой традиции народа, рассматривающего свободу Личности в неразрывной связи с родовой и национальной свободой, содержание Конституции было пропитано идеей о тесном сочетании свободы с нравственностью, а демократии – с объективными реалиями общественной жизни.

Нам нельзя забывать о том, что революция не заканчивается в один день и лишь свержением власти. Временное правительство, взявшее после 7 апреля бразду правления государством, обещало народу провести конституционную реформу, отвечающую чаяниям народа, провести честные парламентские выборы и передать всю полноту власти созданному парламентским большинством правительству. После референдума и вступления в должность Президента страны, из этой триады обещаний можно считать выполненной лишь одну. К тому же, все прекрасно понимают, что народ, поваливший 27 июня в избирательные участки, голосовали не только за Конституцию и за Отунбаеву. Народ так единодушно проголосовал, прежде всего, за спасение государства. Народ доказал свою кровную заинтересованность в существовании суверенного и целостного Кыргызстана. Значит, впредь во всех делах дожен доминировать Государственный подход, Государственное мышление, Государственная решительность, Государственная твердость, Государственная дисциплина и Государственный порядок.

Революцию, произошедшую 7 апреля 2010 года, надо рассматривать, как продолжение мартовского (2005 г.) народного восстания, плодами которого воспользовался семейно-родовой клан бакиевых, а большие ожидания народа на оправдались. Если и на этот раз идеалы революции будут растоптаны кучкой негодяев, то нас может настигнуть неминуемый распад государства.  

Кто сегодня чаще всех кленётся в любви к народу и Отечеству, кто громче всех кричит о патриотизме, кто напористее других рвётся к власти? В первую очередь, это те, которые до и после мартовской ( 2005 г.) революции находились во власти, обманывали народ, воровали народное добро, продавали землю и недры, довели народ и страну до нищеты.
- А если быть конкретнее?
  - Разумеется, прежде всего, речь идет О ВОРАХ, ПАРАЗИТАХ, “КОШЕЛЬКАХ” И НАЧАЛЬНИКАХ-ВЗЯТОЧНИКАХ

  Продолжение следует

Мелис Айдаркулов, журналист 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение