Председательство Казахстана в ОБСЕ и логика интеграционной политики.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Эффективная евразийская интеграция, локомотивом которой выступает Казахстан, становится процессом, реально дополняющим усилия по реформированию ОБСЕ. На наших глазах закладывается фундамент новой евразийской безопасности, а наиболее прочно в этот процесс «встроены» те страны, которые строят свои внешнеполитические стратегии на принципах доверия и готовности к взаимовыгодному сотрудничеству. Безусловно, Казахстан стоит в первом ряду таких государств.
Председательство Казахстана в ОБСЕ и логика интеграционной  политики.

Алексей Власов

Председательство Казахстана в ОБСЕ и логика интеграционной политики.

В одном из выступлений Президента Казахстана Н.А. Назарбаева содержалась важная оценка современных международных реалий - отсутствие ОБСЕ неизбежно привело бы к возникновению вакуума в сфере глобальной безопасности. В этих словах содержится точное отражение той значимой роли, которую играет Организация в быстро меняющемся мире. Какие бы упреки не раздавались в адрес ОБСЕ со стороны политиков и экспертов, но иного формата обеспечения общих подходов, «правил игры» по трем корзинам безопасности, в настоящий момент, не существует.

Решение о проведении саммита ОБСЕ, первого в XXI столетии убедительно свидетельствует о том, что организация постепенно «выздоравливает», выходит из состояния глубокого внутреннего кризиса, в котором она находилась на протяжении последнего десятилетия. Сам факт достижения компромисса по общей повестки дня, огромный плюс для всех ее участников, учитывая, что поиск консенсуса между 56 членами ОБСЕ, задача крайне непростая.

Значительную роль в достижении необходимого уровня согласия сыграл Казахстан, предложив своим партнерам по организации, такой формат взаимодействия, который был позитивно воспринят всеми участниками многостороннего диалога.

Среди вопросов, которые должны быть решены в ближайшем будущем при самом активном участии ОБСЕ, присутствуют наиболее значимые проблемы на евразийском пространстве. Это укрепление всеобъемлющей безопасности в зоне ответственности Организации, развитие на новом уровне хельсинских принципов, их обновление в отдельных областях, противодействие транснациональным вызовам и угрозам, выработка на согласованных началах принципов урегулирования т.н. «затяжных конфликтов», содействие Афганистану и Кыргызстану в посткризисном восстановлении.

За каждым из этих положений предполагаемой повестки дня Саммита, которой еще предстоит пройти утверждение на Постоянном Совете ОБСЕ, стоит напряженная работа казахстанского руководства по определению общих подходов. Как отметил в своем выступлении на семинаре для партийного актива НДП «Нур Отан» директор департамента ОБСЕ, С.О. Абдыкаримов, согласование идет по каждой букве, по каждой запятой.

Журналистам, которые предпочитают использовать хлесткие слоганы, нравится именовать Казахстан – честным брокером на посту председателя ОБСЕ. В этом, кстати говоря, нет никакого преувеличения, поскольку многие западные политики, в канун Председательства, опасались, что Казахстан будет идти в своих инициативах в фарватере российской политики.

В реальности Астана сумела выдержать идеально сбалансированную линию учета многосторонних интересов, не подыгрывая какой-либо из сторон. Однако брокер – лицо незаинтересованное, а Казахстан искренне нацелен на получение позитивных результатов многосторонней встречи в Астане.

Секрет успеха казахстанской стратегии заключен в традициях национальной дипломатии. Все инициативы Астаны, выдвинутые в период председательства, формировались не на пустом месте, за ними стоит огромный опыт реализации многовекторной политики, осуществления масштабных интеграционных проектов в политической сфере, экономике и безопасности.

С этой точки зрения, ОБСЕ это только один из элементов внешнеполитической стратегии РК. Поэтому параллельно с подготовкой Саммита, Казахстаном уделяется значительное внимание развитию совместных проектов в рамках СВМДА, ЕВРАЗС, ШОС. В 2011 году, Астана становится председателем ОИК, что позволит продолжить работу над формированием «глобального пространства взаимного доверия».

Последние предложения Нурсултана Назарбаева по консолидации усилий ведущих международных интеграционных структур основаны на ясном понимании необходимости сближения зон ответственности между региональными и глобальными структурам.

Если в конце прошлого столетия интеграционные структуры делились на те, которые располагались под «российским зонтиком» и под «патронажем Запада», то в современных условиях подобное разделение теряет всякий смысл. Новые угрозы и риски диктуют необходимость формирования новых подходов к интеграции и, прежде всего, в ключевой сфере – безопасности.

Развитие процесса «Корфу», это не только новая география зоны ответственности ОБСЕ, превратившая евро-атлантическую безопасность в евразийское пространство безопасности без разделительных линий, в границах которой применение сил для решения спорных вопросов будет невозможным по определению. Это еще и новый методологический подход к безопасности как единому и не делимому процессу, взгляд на интеграцию как на базовый формат взаимоотношений, обеспечивающий эффективную реализацию подобных подходов.

Эффективная евразийская интеграция, локомотивом которой выступает Казахстан, становится процессом, реально дополняющим усилия по реформированию ОБСЕ. На наших глазах закладывается фундамент новой евразийской безопасности, а наиболее прочно в этот процесс «встроены» те страны, которые строят свои внешнеполитические стратегии на принципах доверия и готовности к взаимовыгодному сотрудничеству. Безусловно, Казахстан стоит в первом ряду таких государств.

КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА

Поделиться: