Россия, Москва

info@ia-centr.ru

П. А. Рыков: Кабинет из песка и в тумане. Ч.1

11.08.2010

Автор:

Теги:
 

 

 

 

Способность нации создавать богатство гораздо важнее самого богатства.

 

Фридрих Лист

 

 

Пять месяцев назад, 10 марта  2010 года,  после  официального развала второй  «оранжевой» коалиции Украина получила правительство,  в котором старое и новое оказались переплетены удивительным образом.

 

Принцип осьминога.

 

Сформированный немногим менее полугода назад кабинет является уникальным политическим организмом, непохожим ни на самовластные кабинеты - предшественники Юлии Тимошенко и Виктора Януковича, ни на классические технические правительства Анатолия Кинаха и Юрия Еханурова. Если проводить аналогии с представителями  фауны, то оно напоминает скорее осьминога. Причем каждое его  щупальце  стремится действовать по возможности автономно и не всегда четко реагирует на сигналы, поступающие  из «мозгового центра» на Банковой.

 

 

Законодательная база  функционирования Кабинета министров была заложена половинчатой конституционной реформой 2004 года, а также законом о Кабмине, принятом в эпоху правления Ющенко. В соответствии с ними кабинету были приданы  широкие полномочие в области социально - экономической сферы, а  за президентом остались  полномочия, касающиеся  внешней политики и обороны. Впрочем, Юлия Тимошенко и Виктор Янукович, пользуюсь особенностями политического  стиля Виктора Ющенко, легко и  непринужденно выходили за расставленные конституцией ограничительные  флажки, стремясь подмять под себя всю политическую систему.

Именно поэтому одной из главных задач пришедшего к власти лидера Партии регионов являлось назначение такого премьера, который сознательно ограничил бы  себя в использовании положенных ему по закону  функций, тщательно и старательно   выполняя указания  первого лица. Это должен был быть человек, не ассоциированный напрямую ни с одним их «региональных»  кланов и не имеющий далеко идущих политических  амбиций. Именно и таким является  Николай Янович Азаров.

 

Однако, не смотря на фактический статус премьера, которого многие уже весной поспешили записать в политические смертники, нынешний кабинет никак нельзя назвать  «ручным». Формируя правительство,   Янукович в первую очередь стремился  уравновесить финансово-политические  группы «газового короля» Украины Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова, и  тем самым уменьшить риск возникновения фронды в  рядах собственной партии. Стоит отметить,  что используемые им  принципы весьма схожи с теми, которые использует  нынешний премьер и бывший президент России Владимир Путин, стремящийся тщательно дозировать в своем окружении силовиков и либералов.

Впрочем, проблема не только и не столько в разнородности Партии регионов.   Созданная на скорую руку  коалиция, состоящая из одного «коренного» и двух «пристяжных» - Блока Литвина и коммунистов, -  не является монолитной как  вследствие коррумпированности депутатов, готовых за деньги и должности продавать свои голоса и кресла, так и из-за естественного желания «малых» партий выйти из политической обочины на парламентскую  авансцену. И интересы миноритарных партнеров по коалиции не всегда совпадают с желаниями «регионалов». Так, усилиями коммунистов  в июне был провален разработанный на Банковой законопроект о референдуме, который должен был стать первый шагом на пути к  превращению Виктора Януковича в Кучму de-jure.

 

Не менее показательной явилась история со скандальной и непонятной отставкой вице-премьера по гуманитарным вопросам Владимин Семиноженко и главы МЧС Нестора Шуфрича.

 

 

Кефир навсегда.

 

Оценка деятельности любого правительство, независимо от политической окраски и клановых интересов, определяется тем, насколько успешно оно справляется со своей  важнейшей функцией  - регуляцией экономической жизни государства. 

 Экономический кризис и беспрецедентное падение ВВП и доходов четко обозначило две задачи, решение которых предполагает использование разных, порой взаимоисключающих  подходов.

 С одной стороны, правительству необходимо не допустить дефолта и сократить дефицит бюджета. С другой стороны, нельзя забывать и о разработке долгосрочной экономической стратегии. И если с первой задачей власть скорее справляется, чем нет, то  ясного ответа на вопрос, какой должна быть экономическая стратегия, по-прежнему нет.  Озвученную премьером цифру в  6, 5 %  можно считать  весьма неплохим  экономическим успехом правительства, если не брать во внимание два обстоятельства.

 Первое - база для нынешнего номинально роста ВВП и промышленного производства, связанная с  относительной стабилизацией на мировых финансовых рынках и повышением цен на основное  экспортное сырье, была заложена раньше, как минимум осенью  2009 года.

Второе - текущие показатели высчитываются  относительно катастрофических показателей  прошлого года, ставшего для Украины самым черным за последние  15 лет.

Скрытую газовую субсидию, полученную по Харьковским договоренностям, следует также считать важной антикризисной мерой, однако, представляется, что  ее значение для украинской   экономики слишком преувеличенно.

 «Газофлот» только констатировал факт, давно ставший  «секретом Полишинеля»: Киев сегодня не хочет и не может платить по среднеевропейским ценам, устанавливаемым  Газпромом, а прошлогодний газовый договор Тимошенко - Путин являлся лишь временным  перемирием, необходимым  для выхода из крайне неприглядной ситуации, сложившейся после отключения поставок европейским потребителям.

В действительности, Украина  с самого начала перестала выполнять условия контракта, не выкупая положенного по договор объем газа, что, впрочем, не особенно расстраивало  российскую  сторону, которая  стала использовать   стремительно накапливающуюся многомиллиардную пеню в качестве мощного  инструмента давления на своего партнера.

 В апреле все тайное стало явным: Москва фактически признала январский договор  недействительным (во всяком случае, те статьи, в которых говорилось о переходе западного соседа на «рыночную» систему оплаты поставляемого из России газа), а Киев согласился оставить Черноморский флот еще на 25 лет. Между тем,  никакого снижения в  реальности не произошло, цена на газ  лишь не возросла, оставшись практически на уровне прошлогодней.

В этих условиях правительство пошло по проторенной уже не одним кабинетом  дороге, договорившись о новом    кредите от МВФ.

 

продолжение следует


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение