ОБСЕ в вопросах и ответах

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Создание ОБСЕ – это важный этап развития хельсинского процесса в условиях после окончания холодной войны и разрушения просоветского лагеря в Восточной Европе. На будапештской встрече 1994 года было принято решение о создание ОБСЕ с 1 января 1995 и был принят ряд основополагающих документов, своего рода «кодекс поведения» европейских государств в сфере безопасности, который, безусловно, базировался на обновленных «хельсинских» принципах. Другое дело, что к концу 1990-х годов, к сожалению, солидарные подходы к формированию модели европейской безопасности уступили место двойным стандартам и желанию добиться максимального преимущества над своими партнерами по организации.
ОБСЕ в вопросах и ответах

На вопросы «Казрегиона» отвечает российский эксперт Юлия Якушева. - С какими целями была образована ОБСЕ? - Создание ОБСЕ – это важный этап развития хельсинского процесса в условиях после окончания холодной войны и разрушения просоветского лагеря в Восточной Европе. На будапештской встрече 1994 года было принято решение о создание ОБСЕ с 1 января 1995 и был принят ряд основополагающих документов, своего рода «кодекс поведения» европейских государств в сфере безопасности, который, безусловно, базировался на обновленных «хельсинских» принципах. Другое дело, что к концу 1990-х годов, к сожалению, солидарные подходы к формированию модели европейской безопасности уступили место двойным стандартам и желанию добиться максимального преимущества над своими партнерами по организации. -На Стамбульской встрече 1999 года была принята Хартия Европейской безопасности. Есть ли вероятность, что на саммите ОБСЕ в Астане появится новый документ, определяющий параметры современных реалий европейской безопасности? На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку большинство документов в сфере безопасности, которые подписывались в последнее время, носили скорее декларативный характер и не были подкреплены необходимыми инструментами и механизмами. Например, упомянутая Вами Хартия отталкивалась от двух принципов: во-первых, безопасность каждого государства связана с безопасностью других стран, а во-вторых, сто первоочередную ответственность в сфере безопасности несет Совбез ООН. Понятно, что за 11 лет поменялись и угрозы, и риски, и вызовы, необходимо больше конкретики и меньше декларативности. Поэтому не случайно, что Кремль предлагает одновременно реформировать ОБСЕ и выработать новый договор о Европейской безопасности. Очень важно, что эти процессы понимаются как параллельные шаги. И Казахстан, в данном случае, по большинству предложений поддерживает Россию. -Насколько вероятно реализовать инициативу о заключении договора о европейской безопасности? - Такая вероятность существует, но нельзя сказать, что она достаточно велика. Камень преткновения – это проблематика так называемой hard security, то есть проблема классической безопасности, дополненная темами энергобезопасности, кибер-защиты и т.д. Ключевая тема, разделяющая позиции России и запада на переговорах – это вопрос о критериях оценки соблюдения или несоблюдения правил игры в этой сфере. Россия достаточно четко формулирует подобные критерии оценки, такие как: транспорентность, проверяемость, сбалансированность и взаимность. -Как Вы оцениваете Председательство Казахстана в ОБСЕ с точки зрения внутренних и внешних факторов? - Конечно. Больше разговоров о внешнем аспекте председательства Казахстана в ОБСЕ. Сам факт проведения саммита это огромный успех казахстанской дипломатии, даже несмотря на то, что на саммите, похоже, не будет президента США Барака Обамы. Это и значительный рост внешнеполитических активов казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева, с которым, безусловно, связаны основные успехи Ак Орды на международной арене. Ну а с точки зрения внутреннего реформирования какие-то вопросы, безусловно, сохраняются, целый ряд направлений внутриполитической модернизации имеют потенциал к дальнейшему росту, но, еще раз подчеркну, что все познается в сравнении и тот механизм внутриполитического управления, который создает Казахстан – это сочетание национального опыта с демократическими институтами европейского и азиатского образца, в конечном счете. Это выбор самих казахстанцев. -И все-таки, что такое реформа ОБСЕ? Это красивый лозунг или реальность? - Не нужно забывать, что реформа ОБСЕ в 2006-2007 гг. активно продвигала Россия и поддержавший ее тогда Казахстан. Для России тогда самым главным было более равновесное распределение нагрузки между тремя «корзинами» ОБСЕ. Вторая тема, которая также вошла в повестку дня, это обуздание БДИПЧ, которая тогда очень сильно раздражала Кремль своими претензиями к организации избирательных кампаний. Сейчас, когда Казахстан стал председателем ОБСЕ, тема реформы отошла на второй план. Работают все-таки другие приоритеты, но на саммите в той или иной мере этот вопрос будет затронут. Речь пойдет о механизмах мониторинга и предупреждениях конфликтных ситуаций, что-то вроде инструментальной реакции на киргизскую ситуацию и проблему социальной безопасности. Что касается глобально реформы ОБСЕ, то мне она представляется малореальной, прежде всего, из-за отсутствия полного консенсуса о целях. И все-таки если сравнивать день нынешний и день минувший. Что разделяет и что объединяет Хельсинки 1975 и Астану 2010? Oбъединяет общее понимание необходимости скорейшего нахождения компромисса.Так же как и в 75 году, сейчас есть возможность сформировать новые принципы международных отношений на более прозрачной и справедливой основе. К этому есть взаимное стремление. А разница в том, что изменилась структура вызовов и рисков. Она стала более сложной и многообразной. Необходимо искать быстрые ответы, а бюрократическая структура большинства международных организаций сейчас не позволяет этого сделать.

http://kazregion.kz/

Теги: Казахстан

Поделиться: