Казахстан-Кыргызстан: В поисках утраченной стабильности.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
События в Кыргызстане еще раз продемонстрировали всю сложность и противоречивость процессов, происходящих на евразийском пространстве. Проблемы небольшого центрально-азиатского государства стали серьезным вызовом для основных центров региональной силы в лице Астаны, Москвы, Пекина. Казахстан, как страна-председатель ОБСЕ и, одновременно, ближайший сосед Кыргызстана воспринимает этот кризис как реальную угрозу для безопасности ЦАР и в то же время обращает внимание своих партнеров на те системные риски, которые распространяются и на Европу - наркотрафик, экстремизм, терроризм во всех его проявлениях. Слабый и нестабильный Кыргызстан неизбежно станет «питательной средой» для тех, кто делает большие деньги на крови - пример Ошских событий показателен. Напротив, быстрое и эффективное восстановление Кыргызской Республики станет доказательством готовности России, США, ЕС, Казахстана, других стран действовать в общих интересах.
Казахстан-Кыргызстан: В поисках утраченной стабильности.

Алексей Власов

События в Кыргызстане еще раз продемонстрировали всю сложность и противоречивость процессов, происходящих на евразийском пространстве. Проблемы небольшого центрально-азиатского государства стали серьезным вызовом для основных центров региональной силы в лице Астаны, Москвы, Пекина.

Казахстан, как страна-председатель ОБСЕ и, одновременно, ближайший сосед Кыргызстана воспринимает этот кризис как реальную угрозу для безопасности ЦАР и в то же время обращает внимание своих партнеров на те системные риски, которые распространяются и на Европу - наркотрафик, экстремизм, терроризм во всех его проявлениях. Слабый и нестабильный Кыргызстан неизбежно станет «питательной средой» для тех, кто делает большие деньги на крови - пример Ошских событий показателен. Напротив, быстрое и эффективное восстановление Кыргызской Республики станет доказательством готовности России, США, ЕС, Казахстана, других стран действовать в общих интересах.

В этих условиях единственно правильной стратегией действий является консолидация усилий международных институтов по оказанию поддержки новым властям страны в решении социальных, экономических проблем, действенная помощь в укреплении государственных институтов.

Политика казахстанского руководства на протяжении последних месяцев четко «вписана» в эту стратегическую линию. Последовательность и ответственность подходов Астаны к урегулированию внутриполитического конфликта в Кыргызстане стали примером гибкой дипломатии, в основе которой сочетание механизмов стабилизации - от гуманитарной помощи и предоставления кредитов до подключения всех возможностей такой авторитетной международной организации как ОБСЕ.

Встреча представителей стран-доноров, по итогам которой были принято решение об оказании масштабной финансовой помощи Бишкеку, стала реальностью во многом благодаря усилиям казахстанской дипломатии, сумевшей убедить европейские финансовые структуры в том, что даже в непростые времена для международных банковских структур, безопасность - бесценна.

При всей неоднозначности реакции на отправку в Кыргызстан международных полицейских сил, этот шаг создает важный психологический эффект - мировое сообщество готово идти на любые разумные и согласованные действия с тем, чтобы помочь восстановить необходимый уровень управляемости силовых структур и государственных институтов в этой стране.

Но дело, конечно, не в том, кто из спонсоров посткризисного урегулирования сделал больше для нормализации обстановки в Кыргызстане. Важно другое. Необходимо сделать самые серьезные выводы из событий последних месяцев и закрепить эффективные механизмы мониторинга и предотвращения подобных ситуаций на уровне практик работы ОБСЕ. Именно эта тема может стать одним из центральных вопросов на предстоящем саммите Организации.

Не случайно, что в выступлениях казахстанских и российских руководителей, посвященных оценке и анализу событий в Кыргызстане, так часто упоминается тема социальной безопасности - один из главных аспектов кризиса. Насколько ясно представляет международное сообщество значимость этого фактора в развитии современных государств? В данном случае, речь идет не только о постсоветском пространстве, проблема носит глобальный характер.

Решение об оказании донорской поддержки Кыргызстана носит актуальный и своевременный характер, но не менее важным фактором сохранения стабильности является предотвращение роста социальной напряженности, создание условий для устойчивого и стабильного развития государства.

Может ли ОБСЕ разработать эффективные механизмы, позволяющие минимизировать опасное воздействие социальных рисков? Задача не менее сложная, чем достижение согласия по проблемам «классической» безопасности. Тем более, что многие аспекты проблемы относятся к внутренним делам государств и не могут быть предметом внешнего воздействия.

Однако уйти от обсуждения подобных вопросов, значит закрыть глаза на реальные вызовы и угрозы начала нового столетия.

Пример казахстанских реформ, в этом отношении, является своего рода шаблоном для постсоветского пространства. Достаточно вспомнить «формулу Назарбаева» - вначале экономика, затем политика, поскольку любые прорывные преобразования должны опираться на прочную базу социальной поддержки населения. Будет ли опыт страны-председателя ОБСЕ использован при создании «идеальной модели» предотвращения социальных рисков?

Такой вариант представляется вполне реальным, поскольку события последних лет побуждают международное сообщество учиться не только на ошибках, но, прежде всего, на позитивном опыте. Широко обсуждается казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия, но мне кажется, что не меньшего внимания заслуживает опыт Астаны в создании эффективных социальных конструкций, которые, собственно говоря, и являются опорой национальной безопасности.

Поделиться: