Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Благословенные «продавцы воздуха»

31.07.2010

Автор:

Теги:
Благословенный «продавцы воздуха»

Два аккуратно подстриженных, строго одетых молодых человека стучатся в вашу дверь, держа в руках книги своей веры. Представляясь членами той или иной протестантской христианской церкви, они с порога заученными фразами начнут рассказывать вам об их прекрасной программе для вашей семьи, об их борьбе с наркоманией, преступностью, в конце концов, о грядущем конце света, где их учение представляется единственным спасением, вечной жизнью и блаженством в той или иной форме

Человек в своей религиозной жизни, прежде всего, стремится достичь духовного спасения. Но в случае деструктивных сект эти религиозные цели безжалостно и грубо подменяются материальными интересами лидеров секты. Желание быть лучше и стремление к совершенству грубо эксплуатируется.

Свидетели Иеговы, адвентисты, мормоны, методисты, неопятидесятники; «ловцы человеков» в этом плане не гнушаются никакими методами и средствами привлечения в свою секту новых членов: различные религиозного толка  издания (к примеру, только в 1921 году на пропагандистскую литературу адвентистами было потрачено более 6.5 миллионов долларов), телевидение, интернет, радио. Многочисленные пасторы, гуру проповедуют отказ от традиционных религий, доказывая это откровениями и чудесами, например излечение от СПИДа и рака (не говоря уже о таких болезнях, как наркомания, табакокурение, алкоголизм, причиною коих являются более психологические факторы, нежели физиологические).

Все новые религиозные течения условно можно разделить на: «христианские» (виссарионовцы, мормоны, муниты и т.д.), «восточные» (кришнаиты, «Аум Сенрикё» и т.д.), «психологическо-терапевтические» (сайентология, «Лайф-Спринг» и т.д.) и движение Нью эйдж (Новой эры). Для такого рода организаций территория бывшего СССР в этом плане представляет для себя весьма лакомый кусочек. На протяжении семидесяти лет коммунистическая диктатура ломала православное мироощущение русского человека, предлагая взамен совершенно иные атеистические идолы. Однако после развала Союза оказалось, что старое религиозное мироощущение было почти стерто, а вот новое так и не удалось до конца воздвигнуть, и, как следствие, на просторах бывшей Необъятной образовался некий религиозно-культурный вакуум. Атеистический режим породил пустоту в душах, нуждающихся в духовной пище (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Декабрь 1994). «Свято место пусто не бывает»: все лучшие места занимают самые активные, настойчивые и дисциплинированные. Именно такими и являются новоиспеченные псевдохристианские и другого рода религиозные организации, пусть у них и нет долгой истории, древних таинств (частенько такие церкви, привлекая молодежь, в своих служениях используют рэп, рок, поп-музыку и т.д.), священных атрефактов и т.д. Зато в их коллективе есть то, что надо любому человеку  в жизни - «душевное тепло», собственный язык (сектантский жаргон), чувство избранности и элитизм, чувство некоего спасительного знания, чувство мессии, которого вы несете миру, «взаимопонимание», «забота и ласка», обещание «вечной» загробной жизни, а иногда даже и кусочек власти над остальным, «непосвященным» миром после конца света. При встрече с вами, однако, все эти положения оплачиваются в реальной жизни и вполне материальными ценностями (так называемая десятина, а если нет денег - то недвижимость и бесплатный труд).

В такого рода сектах широко применяется техника «промывания мозгов». Это достигается, прежде всего, изоляцией адептов секты от внешнего мира: им запрещают видеться с семьей, читать книги, газеты, смотреть телевизор, слушать радио. Сектантам навязывается представление обо всем, что не связано с сектой, как о зле. Их нередко будят по ночам для разного рода проповедей, молитв, пения. У сектантов нет времени, чтобы одуматься: они либо работают, обогащая духовных лидеров, либо совершают обряды, распевают молитвы и пр. Адептам постоянно навязывается чувство вины, греховности, искупление которой представляется возможным именно в данной секте. Чувство принадлежности к единой семье (особенно у человека одинокого) искусственно создается  постоянными объятиями, поцелуями, прикосновениями и непрекращающейся лестью. Сектант никогда не бывает один, за ним кто-то постоянно присматривает. Человек, ушедший из секты, в лучшем случае объявляется вне закона, с ним запрещается разговаривать, иметь какие-то связи с его семьей и т.д. Таким образом, притупляется способность человека к критическому мышлению. Все имущество неофита, как правило, переходит лидерам религиозной общины. Поощряется привлечение родственников, родители приводят своих детей. В последнее время лидерами тоталитарных сект все чаще становятся психологи, психотерапевты - люди, знающие механизмы человеческой психики.

В такого рода сектах «обработанный» человек становится не просто послушным верующим, а зомби, готовым сделать все, вплоть до убийства и самоубийства для своего пастора. Ярким примером тут может служить секта  «Ветвь Давида» и её проповедника Дэвида Кореша.  В этой вышедшей из адвентизма секте была установлена диктатура лидера. И тут адепты мало ели и мало спали, отдавали всю свою собственность организации, работали на нее и принимали участие в бесконечных библейских занятиях, которые проводились «харизматическим» Дэвидом Корешем, провозгласившим себя последним пророком и мессией. Этот несостоявшийся рок-музыкант, в молодости мечтавший о звездной славе на эстраде, но так и не обретший признания в этой области, проповедовал неизбежный и скорый конец света. Ввиду приближающегося апокалипсиса Кореш объявил, что все женщины-члены секты - начиная с самого раннего возраста являются его собственностью, вне зависимости от того, чьи они были жены и дочери. Каждую ночь он выбирал себе новую подругу, иногда 10-12-летнего возраста. И ранчо, на котором размещалась секта, охраняли вооруженные «воины Господа», чтобы никто из братьев и сестер не поддался искушению и не отказался от своего спасения. Кое-кому все же удалось бежать, и, в конце концов, американские правоохранительные органы прибыли к ранчо и потребовали сдать незаконное оружие. В ответ раздалась стрельба. Несколько полицейских погибло. В конце концов, началась регулярная осада сектантского центра, приведшая к огненному апокалипсису для самих сектантов. Вместе с Корешем в огне погибло около ста человек. Не менее 25 из них были детьми.

Существуют и иные примеры подобного рода издевательства над людьми, хоть и не столь кровавые, однако не менее извращенные. Например, члены «церкви Иисуса Христа святых последних дней», или, как по другому их называют, мормоны, полагают, что женщина может спастись только через своего мужа, и незамужние женщины заключают брак с умершими мужчинами через их заместителей, глав секты или назначенных ими лиц, причем «небесных» мужей может быть несколько.

Любая этническая культура в сознании человека состоит из трех неизменных столпов: этническое самосознание, язык, мифология (религия). Уничтожение  даже одного из них приводит если не к смерти этноса, то к его полной деструктуризации. И заменяя одно религиозное самосознание другим, можно без проблем манипулировать сознанием членов того или иного этноса. Вот почему религиозный прозелитизм издавна использовался как инструмент политической экспансии, причем не только в период «мрачного» средневековья, но и в Новое время. История колониализма показывает, что в завоеванных странах именно «новообращенные», как правило, вместе с религией перенимавшие чужие этические, культурные, политические установки и ценности, становились главной опорой колонизаторов. Известный историк, богослов Александр Леонидович Дворкин сравнивает такую псевдорелигиозную организацию с мафиозной группировкой или  кадровой партией ленинского типа  - «сжатую в один громящий кулак», с железной дисциплиной беспрекословным подчинением, с совершенно определенной нацеленностью на захват ключевых позиций в государстве. [2]

И если традиционные религии имеют глубокие корни в психологии, менталитете, в быту, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления этноса, в литературе и искусстве, то новые культы, особенно зарубежного происхождения, не имеют ничего общего в народе. Они вытесняют традиционную религию, притом достаточно агрессивно, поскольку борьба ведется за жизнь, за территорию, за влияние на людей. Новые религиозные культы нашли благодатную почву для своего распространения и развития, влияя на национальное самосознание, историческую память и духовные ценности украинцев и россиян. Подавляющее большинство новых культов стремится охватить молодежь. По материалам современных исследований, молодежь до 30 лет составляет в среднем от 50 до 90%. Именно она является той социальной группой, среди которой ведется основная миссионерская работа по поиску новых членов. Молодым людям, членам новых культов, свойственны высшие нравственные идеалы. Они верят в добро, справедливость, взаимопомощь, чистоту отношений, бескорыстие. В новых культах молодежь привлекает своеобразная романтика, система тайных инициаций, экстравагантность восточных учений, экзотика. [3]

Даже сегодня, когда государство и общество совершенно не препятствуют им исповедовать свою религию, члены сект так и не смогли полностью интегрироваться в украинское и российское общество, Которое в целом воспринимает протестантов как чужеродный элемент. Но и сами протестанты ощущают себя здесь чужеродным элементом. Их мироощущение входит в диссонанс с мироощущением восточнославянского этноса. Согласно теории Л.Н. Гумилева, столкновение этносов с противоположной комплементарностью приводит к образованию неустойчивой целостности, которую он называет химерой [1]. Такая целостность не может существовать долго и обычно заканчивается распадом этнической общности, сопровождающимся тяжелыми кризисными явлениями, кои как раз сейчас и можно наблюдать на примере современной «Незалежной».

 

 г. Донецк, Аркадий ЧИКИБАЕВ

 

 

 

 

 Литература

 

 

 

 

 1. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия / Лев Николаевич Гумилев. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 384с.

2. Дворкин А.Д. Сектоведение. Тоталитарные секты / Александр Леонидович Дворкин. - Н. Новгород: Христианская библиотека, 2007 - 813 с.

3. Козлов О.Б. Духовная культура россиян в религиозном сознании (социально-философский аспект): автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук: спец 24.00.01 «Теория и история культуры» / О.Б. Козлов. - Майкоп, 2007. - 19 с.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение