В центре внимания – Лидер нации.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Дискуссия о статусе лидера нации вызвала повышенное внимание не только у ближайшего партнера Казахстана – России, но и в других странах СНГ, где глубоко анализируют и воспринимают опыт казахстанских реформ. Это вполне закономерно, поскольку за последние годы Астана превратилась в своего рода законодательницу мод с точки зрения процессов экономического и политического реформирования.
В центре внимания – Лидер нации.
Исмаил Агакишиев.

Дискуссия о статусе лидера нации вызвала повышенное внимание не только у ближайшего партнера Казахстана – России, но и в других странах СНГ, где глубоко анализируют и воспринимают опыт казахстанских реформ. Это вполне закономерно, поскольку за последние годы Астана превратилась в своего рода законодательницу мод с точки зрения процессов экономического и политического реформирования.

Общее мнение российских экспертов сводилось к признанию принципиальной важности и стратегической значимости этого шага Ак Орды, направленного на формирование новой системы сдержек и противовесов, нового баланса отношений между различными ветвями власти, гарантирующего преемственность политического курса, намеченного Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

Наиболее подробную оценку дискуссии об особом статусе лидера нации высказали эксперты ИАЦ МГУ. Так, например, генеральный директор ИАЦ, Алексей Власов справедливо отметил, что законопроект о статусе Лидера нации не сводится только к полномочиям Президента, « речь идет о более сложной проблеме – как обеспечить преемственность политического и экономического курса.

По мнению экспертов ИАЦ МГУ, «лидер нации» по-казахстански – это соединение западной и восточной политических практик. С одной стороны, адаптации Казахстана к европейской политической традиции, где все бывшие президенты – авторитетные лидеры, которые участвуют в политической жизни страны. С другой стороны, сценарий, близкий к «модели Дэн Сяопина», в рамках которой самый авторитетный политик страны сохраняет в своих руках возможности влияния на внутреннюю и внешнюю политику страны даже после формального ухода от власти.

Позиция Алексей Власова содержала и более конкретные предложения, основанные на понимании казахстанской специфики – « нужно подключить к этому вопросу общество, посмотреть, как оно реагирует на законопроект, превратить его, в конечном счете, в идею стабильности и модернизации, сделать проект «лидер нации» общественным проектом ».

По мнению замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина , учреждение особого статуса лидера нации, присвоенного президенту Казахстана, полностью соответствует ментальности населения. « В Казахстане, как и в других центрально-азиатских республиках бывшего СССР, лидеры находятся у власти многие годы, что само по себе становится гарантией стабильности и последовательности внешней и внутренней политики », – отметил известный российский эксперт.

Мнение В. Жарихина дополняют аналитики одного из ведущих российских вузов – МГИМО. По их оценке – « именно «лидер нации», не имеющий формального поста, но продолжающий объединять элиту Казахстана и твердо ее направлять, сможет обеспечить и спокойный переход власти, и последовательность политики страны, и укрепление ее позиций на международной арене ».

Как отмечает Леонид Гусев, один из главных специалистов по Казахстану в структурах МГИМО - « заслуга Назарбаева в том, что он стал настоящим лидером нации, сплотил вокруг себя многонациональный народ Казахстана. . Нельзя не помнить, что Казахстан, пожалуй, единственная из постсоветских республик, где не было ни межнациональных, ни межконфессиональных войн и конфликтов, где в мире и согласии проживают более 130 этносов. И для всех Назарбаев действительно лидер нации, общей нации, а не просто отец всех казахов ».

Системно подошел к анализу последствий введения статуса «Лидер нации» известный российский политолог Ю.М. Солозобов. К его мнению стоит прислушаться, учитывая, что большинство политических предсказаний этого автора по казахстанским реалиям сбывались. "В Казахстане уже складывается политическая казахстанская нация, успешно действуют государственные политические институты. И такая фиксация, в том числе и на юридическом языке, особой роли нынешнего главы государства очень важна - и в плане преемственности и в плане дальнейшей передачи власти. Всем понятно, что целью этих поправок является не какое-то пожизненное восхваление Назарбаева, он предельно иронично относится ко всем славословиям в свой адрес. Идея состоит в том, чтобы создать возможность первого случая в истории Центральной Азии демократической передачи власти ", - считает Солозобов.

По его словам, Назарбаев прекрасно понимает свою историческую задачу и ответственность и делает все возможное, "чтобы Казахстан оставался в демократическом поле и был примером для многих новых демократий Евразии ".

Президент института Национальной стратегии Михаил Ремизов дополнил мнение своих коллег: « Наделение Назарбаева статусом лидера нации оправдано исторической уникальностью положения президента по отношению к казахстанской государственности. Он является ее отцом-учителем. Государственность Казахстана молодая, для нее крайне важно состояться, сформировать прочную национальную опору, единую нацию, устойчивую политическую систему, которая обеспечивает одновременно национальный консенсус и внутреннюю конкуренцию за право управлять страной. И именно для того, чтобы создать управляемый режим преемственности, необходимо такое положение лидера нации, которое может позволить, например, предложить кандидатуру преемника на президентский пост и помочь ему войти в управление государством» .

На этот важный фактор – Нурсултан Назарбаев как наставник для казахстанской политической элиты обращали внимание и мои азербайджанские коллеги, принимавшие участие в конференции под эгидой НДП «Нур Отан». Хотя, на мой взгляд, спектр политических последствий введения статуса Лидер нации настолько широк, что его просто невозможно свести к двум-трем базовым компонентам. Это действительно общественный проект, который уже в ближайшие годы окажет самое значимое воздействие на все стороны общественной жизни РК.

В целом, реакция на введение особого статуса лидера нации как в России, так и в других странах СНГ убедительно продемонстрировала, что Нурсултан Назарбаев главный гарант стабильности не только внутри Казахстана, но это тот человек, с которым ассоциируется стабильность Казахстана, как страны, выполняющей свои обязательства на международном уровне, авторитетного участника мировых процессов. Модель политического устройства, которая формируется с введением нового элемента системы – Лидера нации должна обеспечить реализацию прорывных проектов, которые уже заявлены казахстанским руководством. Этот опыт будет исключительно важен для всех стран, которые с глубоким уважением относятся к Казахстану и его Президенту, Нурсултану Абишевичу Назарбаеву.

Kazregion.kz

Поделиться: