Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Парламентские выборы в Казахстане 2007 года в контексте политической реформы.Ч.3

30.07.2010

Автор:

Теги:
 

Конституционная реформа, несомненно, стала важным этапом  политической модернизации Казахстана вслед за осуществленными президентом страны экономическими реформами. В тоже время решение Президента РК провести досрочные парламентские выборы в 2007 году свидетельствовало о том, что Нурсултан Назарбаев твердо рассчитывал на поддержку избирателями программы правящей партии «Нур Отан» и сохранение у власти  правящей элиты.

Оценки большинства экспертов о том, что выборы не сулят значительных неожиданностей и их исход предсказуем, в целом подтвердились.

В парламентских выборах участвовали Общенациональная социал-демократическая партия, Народно-Демократическая партия "Нур Отан" ("Свет Отечества"), Казахстанская социал-демократическая партия "Ауыл" ("Аул"), Демократическая партия Казахстана "Ак жол" ("Светлый путь"), Партия "Руханият" ("Разум"), Коммунистическая Народная партия Казахстана, Партия Патриотов Казахстана.

Позиции партии власти «Нур Отан», изначально,  представлялись  устойчивыми, прежде всего, благодаря высокому рейтингу ее руководителя - Нурсултана Назарбаева. Партия «Нур Отан» в большей степени выступала как «партия Нурсултана Назарбаева». Об этом свидетельствовал избирательный список, в котором ключевые позиции были отведены государственным чиновникам высокого ранга, среди которых: вице-премьер и министр экономики Аслан Мусин, министр юстиции Загипа Балиева, министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев, экс-председатель Мажилиса 3-го созыва Урал Мухамеджанов и т.д.

За год до проведения избирательной кампании в Мажилис была осуществлена организационная консолидация проправительственных партий, результатом которой стало объединение Республиканской политической партии «Отан» с Республиканской партией «Асар», Гражданской и Аграрной партиями. Произошел «крупный структурный сдвиг в политическом пространстве Казахстана, который свидетельствовал о достижении баланса интересов внутри политической элиты».

В тоже время, в партийный список перед выборами не вошла старшая дочь Президента РК Дарига Назарбаева и ряд ее бывших соратников по партии «Асар», что свидетельствовало об определенных внутренних трениях в руководстве «Нур Отан». Более того, старшая дочь Президента утратила пост заместителя председателя партии.

Впрочем, на шансы «Нур Отан» эти перестановки практически не повлияли. Партия выдвинула наибольшее число кандидатов в Мажилис и. по некоторым оценкам, могла рассчитывать на 75-90% мест в новом составе Парламента РК. Более осторожные прогнозы оценивали уровень электоральной поддержки в пределах 55-60%.

Главным предвыборным лозунгом партии стали слоган: «от нашей победы должен выиграть каждый казахстанец». В избирательную программу «Нур Отан» были включены следующие приоритеты: увеличение ВВП на душу населения до 13 тысяч долларов; рост среднемесячных доходов населения минимум в 2 раза; увеличение среднего размера пенсий в 2,5 раза; повышение не менее чем в 2 раза зарплаты учителей, врачей и других работников бюджетной сферы.

Фактически предвыборная платформа партии власти совпадала с основными тезисами Послания Президента РК к населению страны, озвученному в начале 2007 года. Кроме того, партийные политтехнологи перехватили часть лозунгов оппозиции, включив в  предвыборные лозунги требование отмены немедленного запрета на праворульные машины.

Как отмечал казахстанский политолог А. Чеботарев: «Важно то, что, не имея по сути дела собственных стратегий и программ развития Казахстана, а также полномочий и механизмов по их реализации партия «Нур Отан» еще долго будет исполнять роль организации, обеспечивающей оказание публичной политической поддержки официальному курсу. Ответственность же этой партии за свои электоральные обещания фактически давно уже приняло на себя государство».

Казахстанская оппозиция накануне выборов находилась в состоянии внутренней раздробленности и не имела широкой массовой поддержки. Однако определенные шансы на вхождение в Мажилис все-таки имелись, поскольку власть была заинтересована в том, чтобы в канун председательства в ОБСЕ сделать процедуру выборов максимально прозрачной.

Более того, провластные эксперты активно пропагандировали идею  "устойчивой" двухпартийной системы, в которой роль "второго звена" занимала партия, следующая по степени популярности за "Нур Отан".[5] Интрига, таким образом, заключалась в том, какая из оппозиционных сил сумеет добиться максимального результата - войти в парламент страны.

По мнению Сергея Бирюкова, слабость оппозиции определялась неспособностью предложить последовательную альтернативу заявленной Нурсултаном Назарбаевым стратегии «умеренно-авторитарной» модернизации» с элементами либерализации в экономике и политической сфере. Кроме того, оппозиция не смогла найти разумный баланс между личными амбициями политиков и программой преобразований на государственном уровне.[6] К середине нулевых годов основные оппоненты Нурсултана Назарбаева были представлены бывшими министрами и госчиновниками, неспособными позиционировать себя как реальная альтернатива действующей власти. Складывается патронажно-клиентальная модель, в рамках которой основные оппозиционные лидеры были связаны с представителями ближайшего окружения Президента, выполняя определенные функции во время внутриэлитных войн.


продолжение следует.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение