ОБСЕ И КЫРГЫЗСТАН - ЧТО ДАЛЬШЕ?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Так вот, ответ мне представляется очевидным - другого Кыргызстана у нас нет. И до тех пор, пока сам киргизский народ не сделает ответственный выбор и не появятся те политики, которые станут примером ответственного и разумного подхода к управлению страной, все внешние участники киргизской драмы будут вынуждены играть по этим не самым приглядным правилам. И в этих условиях самое главное - совершая имиджевые шаги вроде отправки полицейского контенгента, помнить о необходимости принятия реальных мер по решению наиболее назревших социальных вопросов для населения Кыргызстана. Именно в этом и должен быть в первую очередь заинтересован Казахстан.
ОБСЕ И КЫРГЫЗСТАН - ЧТО ДАЛЬШЕ?

Отправка полицейских сил на юг Кыргызстана, безусловно, компромиссный шаг, который дает возможность нашей дипломатии заявлять «об эффективном участии страны-председателя ОБСЕ в урегулировании конфликтных ситуаций». Ну, а Бишкеку добиться не мытьем, так катаньем вступление миротворческо-полицейского контингента в конфликт с неясными причинами и исходом. Отунбаева, частично, достигла своей цели, но остается вопрос, а насколько вся эта суета так необходима Казахстану или, например, России? Однозначного ответа на этот вопрос, видимо, не существует, поскольку дипломаты и эксперты, в данном случае, говорят на разных языках и руководствуются разными критериями оценки вопроса.

Для МИДа в преддверие саммита любые инициативы по посткризисному урегулированию, лишнее очко в копилку казахстанских успехов. Заготовлены стандартные обоснования, вроде того, что по итогам встречи Министров иностранных дел было достигнуто понимание того, что способность Организации эффективно реагировать и решать весь спектр имеющихся и новых вызовов, включая необходимость стабилизации ситуации в Кыргызстане, станет тестом на жизнеспособность ОБСЕ.

Для экспертов, очевидно, что никакие полицейские силы в количестве 52 человек, да еще и без оружия никого и ни от чего не спасут, зато могут стать заложниками в не самой приятной игре, которая сейчас разворачивается в канун выборов. Из многих зол выбирается, понятное дело, меньшее и это, кстати, в духе евробюрократов. Но реакция в Казахстане, неизбежно будет совсем иной, поскольку, что Брюсселю до Бишкека, а вот из Алматы проблемы смотрятся куда острее.

Означает ли это, что братьям киргизам не следует оказывать сколько-нибудь действенную помощь? Вовсе нет, скорее напротив, масштабы этой помощи должны только возрастать, если иметь ввиду ее социальную и гуманитарную составляющие. Но ни в коем случае, нельзя подыгрывать игрокам на политическом поле Кыргызстана. В чем отличаются, кстати, наши российские коллеги - кто за Розу, а кто - за Клару. Это абсолютно тупиковый путь, который вновь, при определенных обстоятельствах приведет к «синдрому Бакиева». Пусть не сейчас, через три-пять лет, но обязательно приведет.

Есть ли необходимость в такой ситуации продолжать делать хорошую мину при плохой игре и подыгрывать новой бишкекской власти, понимая, что кризис в стране далеко не преодолен и чисто формальное участие миротворцев под любым флагом едва ли сделает стабильность и устойчивость развития этой центрально-азиатской республики свершившимся фактом.

Так вот, ответ мне представляется очевидным - другого Кыргызстана у нас нет. И до тех пор, пока сам киргизский народ не сделает ответственный выбор и не появятся те политики, которые станут примером ответственного и разумного подхода к управлению страной, все внешние участники киргизской драмы будут вынуждены играть по этим не самым приглядным правилам. И в этих условиях самое главное - совершая имиджевые шаги вроде отправки полицейского контенгента, помнить о необходимости принятия реальных мер по решению наиболее назревших социальных вопросов для населения Кыргызстана. Именно в этом и должен быть в первую очередь заинтересован Казахстан.

Талгат Адилов

http://contur.kz/node/1390

Поделиться: