Казахстан и будущее СНГ. Ч.1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Широко известный в России доклад ИНСОРа расставил в свое время точки над "i" в отношении перспектив интеграции в рамках СНГ. Возможности для развития совместных интеграционных проектов существуют, но они не являются стержнем развития национальных экономик. Даже создания ТС, а в перспективе движение к Единому экономическому пространству не может кардинально поменять этот тренд. Экономики постсоветских стран активно входят во внешние порты, прежде всего, ЕС и Китая. Мы становимся все менее экономически заинтересованы друг в друге, а потому экономические резоны для более тесной интеграции остаются либо у наиболее геополитически «озабоченных» игроков - России, либо, у самых уязвимых, таких как Армения, Кыргызстан, Таджикистан.
Казахстан и будущее СНГ. Ч.1.

Максим Калинин.

Широко известный в России доклад ИНСОРа расставил в свое время точки над "i" в отношении перспектив интеграции в рамках СНГ. Возможности для развития совместных интеграционных проектов существуют, но они не являются стержнем развития национальных экономик. Даже создания ТС, а в перспективе движение к Единому экономическому пространству не может кардинально поменять этот тренд. Экономики постсоветских стран активно входят во внешние порты, прежде всего, ЕС и Китая. Мы становимся все менее экономически заинтересованы друг в друге, а потому экономические резоны для более тесной интеграции остаются либо у наиболее геополитически «озабоченных» игроков - России, либо, у самых уязвимых, таких как Армения, Кыргызстан, Таджикистан.

Понятно, что ритуальные чтения вроде «Казахстан - локомотив постсоветских экономик» это пропаганда для самих же чиновников. Как форма отчета перед Елбасы об успехах и проделанной работе. Однако, необходимо признать, что наш уровень конкурентоспособности, за счет сырьевых ресурсов выше, чем у большинства соседей и если отбросить великие мечты о диверсификации и инновационной экономике, то опора на нефтегазовый сектор в ближайшие годы может дать серьезные результат, исходя из реальных возможностей, а не стратегического пиара.

Но как быть с призывами создавать совместные модернизационные проекты - с Россией, соседями по ЦАР, государствами каспийского региона? Не впадаем ли мы в очередную утопию? Кто станет центром притяжения интеграции на новом уровне - Россия? Казахстан? А есть ли к этому реальные предпосылки? Сплошные вопросы. Которые подчеркивают очевидное обстоятельство - прежняя интеграционная идеология безнадежно устарела, а новая так и не сформулирована. Достаточно перечитать наш казахстанский агитпроп, чтобы убедиться - методологической основой обоснования необходимости интеграционных проектов по-прежнему выступают слова Президента, озвученные им 16 лет назад в стенах МГУ. За это время изменился и сам Казахстана, поменялась и глобальная повестка дня.

Несколько лет назад Нур Омаров абсолютно точно подметил: «Россия должна возглавить процесс строительства новой геоинтеграционной общности в Центральной Евразии, опорным костяком которой могли бы стать страны Содружества. Эта судьбоносная задача вполне реализуема, несмотря на наличие разного рода ограничителей. Речь, в данном случае идет не об использовании мессианской идеологии «евразийства», поскольку она в определенной степени приводит к изоляции России, а скорее о создании новой России как конкурентоспособной глобальной единицы» .

Поменяйте Россию на Казахстан, и смысл сказанного будет абсолютно адекватен нашим реалиям. Нам необходима новая интеграционная идеология, которая полностью соответствовала новым реалиям региональных и глобальных процессов. Да, будущее за интеграцией - это, безусловно..

Но - какой? Что должно стать ее реальным основанием? Какие резоны? Какие мотивы?

Продолжение следует

contur.kz

Теги: СНГ

Поделиться: