Энергетическая безопасность Кыргызстана: прогнозы и реальность

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности Кыргызстана. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики.В проекте национальной энергетической программы Кыргызстана, принятой постановлением правительства от 13 февраля 2008 года, определены приоритеты стратегического развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и основы государственной энергетической политики. В этом проекте высшим приоритетом энергетической стратегии Кыргызской Республики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, имеющегося технического, научного и кадрового потенциала ТЭК для обеспечения энергетической независимости и безопасности страны, устойчивого развития экономики и повышение качества жизни населения.
Энергетическая безопасность Кыргызстана: прогнозы и реальность

Нурлан Апиев

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности Кыргызстана. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики.

В проекте национальной энергетической программы Кыргызстана, принятой постановлением правительства от 13 февраля 2008 года, определены приоритеты стратегического развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и основы государственной энергетической политики. В этом проекте высшим приоритетом энергетической стратегии Кыргызской Республики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, имеющегося технического, научного и кадрового потенциала ТЭК для обеспечения энергетической независимости и безопасности страны, устойчивого развития экономики и повышение качества жизни населения.

К числу важнейших из них относятся: обеспечение энергетической безопасности страны, ее энергетической эффективности, экологической безопасности энергетики, рационального недропользования, формирование рационального топливно-энергетического баланса. Кроме того, ключевой задачей энергетической программы является обеспечение надежности и бесперебойности поставок энергии, прежде всего внутренним потребителям, на чем хотелось бы остановиться подробнее.

Для этого в качестве примера рассмотрим планируемый экспорт электроэнергии в Казахстан в объеме 1,8 млрд. киловатт-часов (кВтч), где по данным www.tazar.kg в этом году казахские компании рассчитывают закупочную цену тарифа одного киловатта экспортируемой электроэнергии в 3,1 цента США или по 1 сому 45 тыйына. В то время в самом Казахстане тарифы на электрическую энергию, поставляемую ТОО «Алматыэнергосбыт» населению г. Алматы и Алматинской области, действующие с 5 января 2010 года в 2,5 раза, а то и три раза превышают ту сумму, которую они предлагают Кыргызстану. На сегодня по данным ТОО «Алматыэнергосбыт» тарифы, дифференцированные, в зависимости от объема потребления электроэнергии, для населения составляют: минимальный тариф – 7,2 цента (3 сома 40 тыйынов); максимальный тариф – 9,2 цента (4 сома 30 тыйынов).

230710apiev
Нурлан Апиев, кандидат технических наук, ведущий инженер Института систем энергетики Сибирского отделения Российской Академии Наук

Стоит подчеркнуть, что для Кыргызстана отсутствие спроса на генерирующие мощности влечет за собой неэффективное использование гидроресурсов станций, приводит к холостым сбросам на ГЭС, что, в конечном счете, негативным образом сказывается на тарифе на электроэнергию для местных потребителей. Отчего поставки электроэнергии в Казахстан осуществляются в летнее время без ущерба нашим потребителям? Мы экспортируем невостребованную на внутреннем рынке электроэнергию, способствуя, таким образом, увеличению загрузки наших электростанций, работающих не в полную мощность из-за снижения энергопотребления в Кыргызстане. Это обусловлено с одной стороны отсутствием крупных энергоемких потребителей в стране, с другой – отсутствием в данное время выгодных для нас экспортных поставок электроэнергии другим странам.

Однако можно было не обращать внимания, сославшись на то, что снижение цен на электроэнергию в мире связано, разумеется, с кризисом (падением производства, снижением спроса, урезанием инвестиционных составляющих и т.д.). Но если учитывать тот факт, что экспортная цена электроэнергии, поставляемой киргизскими компаниями в Казахстан в 2008-2009гг, составила 4,6 цента за кВтч (или 1 сом 84 тыйына), то нужно искать другие схемы организации по экспорту электроэнергии. Такая тенденция снижения цены с экономической точки зрения не выгодна Кыргызстану, и в итоге приведет к краху экономики страны.

Прежде всего, не откладывая в долгий ящик, необходимо начинать альтернативные энергетические проекты, которые позволяют нам в будущем представлять свои интересы во внешней энергетической политике. Вместо этого, мы снижаем тарифы и играем по правилам поставщиков. Поэтому для реализации нашей стратегической программы развития энергетики необходимо четко сформулировать наши действия при финансировании энергетических проектов. Всем известно, что электроэнергетика для нас является базовой отраслью нашей экономики. От устойчивой и надежной работы отрасли во многом зависит не только энергетическая безопасность страны, но и уровень жизни населения.

Казахстан богат практически всеми видами полезных ископаемых, в том числе первичными энергетическими ресурсами. Разведанные запасы угля оцениваются в 64 млрд тонн, и при современном уровне добычи их хватит на 600-800 лет; нефти и конденсата - более 2,9 млрд тонн, природного газа - около 1,8 трлн куб. м. Прогнозные ресурсы оцениваются так: углей - 120 млрд тонн, нефти и конденсата - 13 млрд тонн, газа - 6 трлн куб. м. На долю Казахстана приходится около трети всех мировых запасов урана (1168 тыс. тонн), что может обеспечить потребности государства во всех видах энергии, включая экспортные нужды, на длительную перспективу.

Поэтому, в первую очередь, нам стоит рассмотреть вероятность поставок электричества на рынок за пределы Центральной Азии, рекомендуемых Всемирным банком. Здесь есть много плюсов. Кыргызстан получит возможность продавать энергию по более высокой цене, чем за нее платят соседи. Это, в конечном итоге, позволит государству инвестировать в строительство новых и модернизацию старых энергетических объектов. Например, в Камбар-Атинские ГЭС, проект которых также станет жизнеспособен. Новый рынок сбыта электричества не только обоснует, но и оправдает инвестиции в создание новых энергообъектов.

Более того, сейчас во всем мире идет борьба за «электроинтеграцию», в том числе в Центральной Азии. В этой связи для Кыргызстана потенциальными рынками сбыта электроэнергии являются, прежде всего, Афганистан, Пакистан, Иран, Китай и Россия. Учитывая сложившуюся ситуацию в энергетике Кыргызстана, экспорт электроэнергии наиболее реально осуществлять летом, когда соседи в нем особо не нуждаются, а Южная Азия испытывает пиковый спрос. Тем более имеются предварительные договоренности по строительству крупных ЛЭП в Китай, Пакистан и другие страны.

При этом не стоит забывать о вопросах транспортировки электроэнергии местным потребителям, особенно в труднодоступные районы, где до сих пор нет централизованного электроснабжения, а также об организации экспорта электроэнергии без какого-либо ущерба для собственных нужд. Следует обратить внимание на последствия чрезвычайной ситуации, произошедшей в 2008-2009 гг. Тогда в целях экономии происходили веерные отключения электричества, последствия которых ощутили все жители республики. Даже в Бишкеке отключения электроэнергии вместо 6-8 часов иногда продолжались по 10-14 часов в сутки. В экономическом плане особенно сильно пострадали крупные и малые предприятия, на которых занята большая часть населения. По словам экс-премьер-министра И.Чудинова, дефицит воды в стране был связан не только с маловодьем, которое наблюдалось несколько лет подряд, но и с завышенным экспортом воды при прежнем руководстве республики в 2004 году. Свою роль сыграли и значительные поставки водных ресурсов в летний период Узбекистану, собравшему в тот период, по некоторым данным, 3,7 млн. тонн хлопка, на выращивание одного центнера которого требуется 10 куб.м. воды.

Реализация главных целей национальной энергетической программы республики должна осуществляться в увязке с функционированием всех отраслей экономики, с учетом ресурсных и научно-технологических возможностей страны, возможных негативных последствий от реализации проектов, совокупности макроэкономических и геополитических факторов, оказывающих влияние на развитие взаимоотношений органов государственной власти, финансовых и хозяйственных структур.

Если исходить из положительной стороны дела при рассмотрении данного вопроса, то надеюсь, что проводимые обновленные проекты по развитию энергетики Кыргызстана в будущем приведут к улучшению энергообеспечения страны, развитию международного сотрудничества в энергетической сфере и связанному с этим привлечению в Кыргызстан дополнительных инвестиций, а значит, в конечном счете, к повышению качества жизни в стране.

http://analitika.akipress.org/news:321

Поделиться: