Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Парламентские выборы в Казахстане 2007 года в контексте политической реформы.Ч.2

23.07.2010

Автор:

Теги:

Первые контуры реформы были обозначены Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» (февраль 2005 года). Как отмечал в своем выступлении Президент Казахстана, общенациональная программа политических реформ «представляет единый, целостный подход к реформам государственных, политических и общественных институтов. Суть этого подхода - дальнейшая демократизация Казахстана в соответствии с традициями и принципами западных демократий и опытом ведущих государств Юго-Восточной Азии, с традициями нашего многонационального и многоконфессионального народа».

Первоначально, подготовка проекта реформ была возложена на «Национальную комиссию по вопросам демократизации и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан». Этот консультативно-совещательный орган образован в целях развития общенационального диалога по важнейшим вопросам политического развития Казахстана. Национальная комиссия по вопросам демократизации подготовила проект «Общественной программы демократических реформ на 2006-2011 годы». Важным шагом на пути  политической модернизации стали образование и деятельность Государственной комиссии по демократизации, под председательством Президента Казахстана.

В ходе работы этой комиссии были определены основные направления политической реформы 2007 года.После завершения работы Государственной Комиссии в мае 2007 года, на совместном заседании парламента Нурсултан Назарбаев обнародовал проект поправок к конституции, в котором были учтены инициативы, выдвинутые госкомиссией по вопросам демократизации.

Изменения в Конституции закрепили право Нурсултана Назарбаева оставаться президентом Казахстана пожизненно. Закон республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию республики Казахстан" от 21 мая 2007 года гласил: "Пункт 5 статьи 42 (Конституции) дополнить частью второй следующего содержания: "Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан", а внесенные в Конституцию изменения касались сроков полномочий президента Казахстана.

Политическая реформа предполагала сокращение срока президентских полномочий с семи до пяти лет, начиная с 2012 года, причем у Нурсултана Назарбаева как у первого президента оставалось право баллотироваться на пост главы государства неограниченное количество раз. Кроме того, была увеличена численность депутатов парламента, а выборы в нижнюю палату  с этого момента должны были проводиться по партийным спискам.

Президент Казахстана Н.Назарбаев также акцентировал внимание на статусе президента и парламента:  «…в условиях Казахстана должны развиваться две — четыре крупные партии. В рамках политической системы у Парламента должно быть больше полномочий, должна быть развитая система местного самоуправления, но, как сказано в Конституции, координирующая роль должна оставаться у Президента»Места в Парламенте получала Ассамблея народа Казахстана, статус которой, к этому моменту, был существенно повышен, а само название структуры претерпело изменение - "народа Казахстана" вместо "народов Казахстана".

Закрепление за Ассамблеей народа Казахстана определенного числа мест в парламенте страны стало уникальным политическим экспериментом. Фактически проведение в Мажилис части депутатов по квоте Ассамблеи ставило под сомнение их прямой характер.  По партийным спискам избиралось 98 мажилисменов. Еще девять депутатских мест были заняты по квоте Ассамблеи.

Наряду с расширением полномочий усиливалась ответственность депутатов парламента. Из Конституции была исключена норма об отсутствии императивного мандата депутатов.Количество депутатов сената (верхней палаты парламента) увеличивалось на 8 человек, которые назначались президентом "с учетом необходимости представительства в сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества".

Помимо вышеназванных полномочий сенат получал право давать согласие на назначение не только Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности, но и председателя Национального банка, а также право выполняет функции парламента при принятии законов в условиях роспуска Мажилиса.

В целом, по словам главы Конституционного суда РК, Игоря Рогова, республика сделала шаг от президентской к президентско-парламентской форме правления, «что является логическим результатом политики по развитию демократии и гражданского общества в Казахстане».

«Мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, - заявил президент Назарбаев, комментируя основные положения реформы. - Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали эволюционный путь. Мы против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается».


  продолжение следует.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение