Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Парламентские выборы в Казахстане 2007 года в контексте политической реформы.Ч.1.

23.07.2010

Автор:

Теги:

Алексей Власов


В августе 2007 года в Казахстане состоялись досрочные парламентские выборы, первые после внесения Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым поправок в Конституцию страны.

Принятие решения о роспуске Парламента Мажилиса РК и проведении досрочных выборов было напрямую связано с необходимостью легитимировать новые властные механизмы, и, одновременно, укрепить личную власть президента Назарбаева, сделав первый шаг к его превращению в Елбасы – лидера нации, особому статусу, законодательно оформленному летом 2010 года.

Если в первые годы независимости курс казахстанского руководства был определен «формулой Назарбаева», сначала экономика – затем политика, то к середине нулевых годов проявляются новые тенденции развития политической системы страны, которые обуславливали необходимость преобразований в партийно-политическом пространстве РК. 

Экономический подъем привел к росту среднего класса, который так и не оформился в самостоятельную политическую силу, но проявлял все большую активность на уровне неправительственного сектора страны. Парламентские выборы 2004 года показали определенный рост потенциала оппозиционных сил Казахстана.

Однако в период между 2005 и 2007 годами произошел раскол внутри главной оппозиционной силы страны партии «Ак Жол», которая позиционировала себя как движение, ориентированное на интересы среднего класса и предпринимателей.

Вслед за безусловным успехом Нурсултана Назарбаева на президентских выборах 2005 года последовали  внутрэлитные конфликты 2006 и 2077 гг., связанные с убийством оппозиционного лидера Алтынбека Сарсенбаева и громким скандалом вокруг экс-зятя Президента, Рахата Алиева.

Стало очевидно, что прежняя модель сдержек и противовесов нуждается в серьезной коррекции. Политическая система Казахстана оказалась фактически замкнута на фигуре Президента страны, который выступал «верховным арбитром» в урегулировании внутрэлитных конфликтов и, одновременно, являлся единственным гарантом стабильности функционирования той системы управленческой модели, которая была создана в 2001-2002 годах.

В перспективе казахстанский политический класс оказывался перед лицом проблемы преемничества, и, следовательно, необходимо было создать эффективную модель политического транзита, обеспечивающую сохранение преемственности политического курса, а также пребывания у власти прежней элиты. Иными словами, нужно было найти максимально бесконфликтный вариант конституционных гарантий, закрепляющих особый статус главы государства и расширяющих число участников принятия важнейших политических решений.

Поскольку было очевидно, что ни один политик в государстве не обладает таким авторитетом и влиянием как нынешний глава государства, то новая система распределения властных полномочий должна была получить дополнительные точки опоры в виде Мажилиса, Сената, правящей партии – НДП «Нур Отан». Так, например, по мнению казахстанских политологов, проведение конституционной реформы должно было обеспечить установление нового баланса властных отношений по формуле – «сильный Президент - сильный Парламент».

Заметное влияние на содержание реформы оказывало желание казахстанского руководства добиться первыми из стран СНГ председательства в ОБСЕ. Поэтому государственная пропаганда трактовала конституционные новации как важный шаг на пути развития демократических институтов, в полном соответствии с европейскими стандартами демократии.

Подготовка к проведению политической реформы и созданию новой системы баланса интересов между различными ветвями власти велась на протяжении нескольких лет в рамках специально сформированных органов с участием представителей общественных организаций и некоторых лидеров оппозиции.  

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. 



  


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение