Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Образ современного Казахстана в России.

08.04.2008

Автор:

Теги:
 

В Российском Государственном Университете открылась конференция, посвященная проблемам формирования международного имиджа Республики Казахстан. Мероприятие организованно ИАЦ, совместно с Российским Государственным Гуманитарным Университетом и журналом "Франчайзинг в России". В ходе конференции состоится презентация книги спикера Сената Парламента РК Касым-Жомарта Токаева "Свет и тень". В ее работе принимают участие представители Сената Парламента РК, руководители Фонда поддержки Народной дипломатии РК, известные журналисты и политологи.

Конференция проволится в рамках проекта "Центрально-азиатские чтения".

Редакция сайта публикует текст выступления Генерального директора ИАЦ Алексея Власова.

 

Дорогие друзья, я рад приветствовать участников сегодняшней конференции в историческом здании одного из ведущих российских гуманитарных ВУЗов. Вне всякого сомнения, и символично, и закономерно, что тема «Образ Казахстана. Ребрендинг Республики» становится предметом серьёзного разговора, научного осмысления  не только в РК, но и в России.

Инициативу проведения нашей встречи, вместе с казахстанской стороной и лично главой Сената Парламента РК Касым-Жомартом Токаевым могут разделить по праву целый ряд ведущих российских научных и образовательных центров и, прежде всего, руководство Российского Государственного Гуманитарного Университета.

Подобный интерес к проблеме международного имиджа страны обусловлен сочетанием трёх важнейших факторов.

Во-первых,  восприятием Республики Казахстан населением РФ, в качестве главного стратегического союзника на всём постсоветском пространстве. По последним опросам общественного мнения, более 70% россиян рассматривают Казахстан, как дружественную страну, как естественного и надежного партнера. Более 50% опрошенных жителей РФ симпатизируют деятельности Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Фактор второй связан с тем, что Россия и Казахстан в ходе политических и экономических реформ выбрали сходную модель реализации модернизационных процессов. При всех различиях в стартовых возможностях России и Казахстана, выбранные модели типологически близки. А, значит, опыт, накопленный странами, в том числе и в области формирования позитивного имиджа, одинаково важен для  наших дружественных государств.  Есть площадка для эффективного обмена опытом.

И, наконец, третье. Ни для кого не секрет, что продвижение и российского, и казахстанского имиджа на Западе сталкивается с большими сложностями, если не сказать с направленным искажением тех современных реалий, в которых живут наши страны.  А это, в свою очередь, формирует определённые экономические и политические риски, неверные стереотипы восприятия, усиливает негативный потенциал по линии «Восток-Запад». Подобная схема используется вполне определёнными силами для решения собственных задач по ослаблению конкурентов, но вряд ли такую позицию  можно назвать дружественной по отношению к Казахстану. Именно поэтому, общими усилиями мы будем пытаться найти оптимальную модель  формирования позитивного имиджа наших стран на международной арене. Координировать взаимные усилия, пытаться лучше понять друг друга.

 Что можно сказать о РК, о тех главных брэндах, с которыми страна может позиционировать себя во внешнем мире? Что делается для того, чтобы закрепить образ Казахстана как современной, динамично развивающейся страны, устремленной в 21 век, в сознании среднестатистического европейца или американца?

Главный политический брэнд РК - это её президент и те внешнеполитические инициативы, с которыми Нурсултан Назарбаев выходит на международную арену и раскрывает новые образы Казахстана - страны, которая добилась председательства в ОБСЕ, страны-инициатора Форума мировых религий, и которая, наконец, выступает как ключевой элемент Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Не до конца, в свое время, была использована еще одна важнейшая стратегическая инициатива Нурсултана Назарбаева - отказ от ядерного оружие. Судьбоносное для страны решение, недооцененное за ее пределами, к величайшему сожалению.

Ещё один важнейший международный брэнд РК это программа «Болашак», в рамках которой, ежегодно, лучшие из студентов получают возможность обучаться в самых престижных российских, европейских, американских ВУЗах. За 15 лет с момента создания программы брэнд «болашаковец» стал своего рода символом успеха, прекрасной стартовой площадкой с точки зрения карьерных возможностей. Поэтому неслучайно одна из секций нашей конференции называется «Казахстан - страна, устремлённая в будущее» - это действительно так, если отталкиваться от  внимания и значения, которое придают власти РК фундаменту национальной модернизации, формированию экономики знаний.

Наконец, Казахстан - это страна великих исторических традиций,  страна Абылая, Валиханова и Абая. Страна уникальной культуры, с которой, к сожалению, мало знакомы не только на Западе, но и, чего скрывать, новое поколение россиян, для которых «открытие Казахстана», как страны великих воинов, мудрых правителей, выдающихся философов и акынов могло бы стать одним из наиболее ярких жизненных впечатлений.

В этой аудитории присутствуют многие члены авторского коллектива биографического словаря «Казахи в России». Разве это не один из наиболее достойных способов рассказать о себе как о великом народе, сохранившем память предков, уважение к собственным историческим корням и традициям?

Не всегда нужно опускать тему национальной истории на уровень культуры массовой, доступной миллионам, но растворенной в массе клонированной поп-продукции. История и культура РК обладает внутренней притягательностью, способной раскрыться и быть понятной без мегабюджетов и технологических ухищрений. Продукт-однодневка, пусть и в яркой упаковке, промелькнет и вскоре будет забыт. Серьезные, высокохудожественные произведения будут обретать своего читателя, зрителя постепенно, но со временем превратятся в золотой фонд казахстанской художественной мысли.

Казахстан это страна национальной, культурной и религиозной толерантности. Ещё одна важнейшая составляющая позитивного образа страны. 135 национальностей, которые проживают на территории Казахстана, живут в мире и согласии, во многом, благодаря, существованию уникального, не имеющего аналогов на постсоветском пространстве органа - «Ассамблеи народа Казахстана». И в каждой области, в каждом регионе Казахстана существуют малые ассамблеи, которые своей каждодневной и многотрудной работой создают основу для межэтнической гармонии, что в условиях многонационального государства осуществить, возможно, гораздо сложнее, нежели довести до логического конца успешные экономические и политические реформы.

Даже в такой острой теме, как статус и будущее русского языка, мы видим, что статистика упрямая вещь - среди казахов более 60% владеют русским языком в совершенстве, а 70,6% используют его наряду с родным языком по месту работы и учебы. При этом 83,7% респондентов (русских и казахов) считают, свой уровень знаний в этой сфере достаточным. Увы, далеко не все СМИ оперируют реальными фактами, искажая смысл многих начинаний казахстанского руководства в этой сфере. И это тоже, хотим мы или нет, вопрос имиджевой составляющей.

 И, всё же, почему мы говорим о ребрэндинге? Насколько актуальна именно эта тема, применительно к формированию позитивного образа страны? Ответ прост. Ещё не соединены до конца все  составляющие положительного имиджа, о которых мы уже говорили, и ещё будем говорить сегодня. Очевидно, что и в Казахстане, да и в России существуют определённые проблемы с преобладанием политтехнологического, виртуального подхода над кропотливой ежедневной работой.

Те элементы образа страны, которые уже готовы к позиционированию на международной арене не получают адекватного воплощения и не приобретают форму законченного продукта.

В тяжелейшие 90-е годы было, понятно, не до этого. Страна решала проблемы выживания. Но сейчас, когда Казахстан начинает играть особую роль на международной арене, а инициативы президента Нурсултана Назарбаева становится краеугольным камнем новых политических реалий в центрально-азиатском регионе, да и за его пределами, многим становится очевидно, если страна не сумеет выработать оптимальные механизмы подачи собственного имиджа, это за неё могут сделать другие. Как это уже произошло один раз в  печально известном фильме «Борат».

Да и в России, как отмечают опросы Фонда «Общественное мнение», опубликованные на сайте «Евразийский дом» образ Казахстана положителен, но достаточно «размыт» - степной край и бывшая советская республика, унаследовавшая космодром Байконур и запомнившаяся «покорением целины», Хотя, все чаще говорится, что Казахстан - это независимое государство. Чаще отмечается также, что это дружественная по отношению к России страна. В тоже время,  исчезла ассоциация с обычаями, национальными костюмами. Зато больше говорят о Казахстане как о благополучной, быстро развивающейся стране. (http://www.eurasianhome.org/xml/t/socials.xml?lang=ru&nic=socials&pid=23)

Беда многих постсоветских стран заключается в том, что, желая энергично пробивать себе дорогу в мировом сообществе, они забывают о необходимости самоидентифицироваться, создать «внутренний» образ, пытаются подать «продукт» неоформленный до конца.

В ситуации с Казахстаном, на мой взгляд, принципиально иные моменты. Страна, обладающая огромным потенциалом внутренних достижений, не в полной мере готова обратить свои достоинства в эффективный ресурс.

Хочется надеяться, что встречи, подобные нашему сегодняшнему мероприятию будут способствовать развитию эффективного и долгосрочного взаимодействия между Россией и Казахстаном, не только на уровне высших государственных органов, но и в формате общественного диалога.

Спасибо за внимание.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение