Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Таможенный союз. Возможности или угрозы? Ч.2

20.07.2010

Автор:

Теги:

 

 

Бекжан Киманов

г.Алматы, 

 

 

Иеще. К вопросу о том, чьи бизнесмены лучше.

Существует распространенноемнение о том, что пусть лучше казахстанские бизнесмены будут работать вКазахстане, поскольку они наши и прибыль тратят у нас. Давайте посмотрим на этос точки зрения самих бизнесменов. Нормальный крупный бизнесмен основную долю прибылитратит на покупку новых активов, приносящих прибыль. Как правило, на 70-80%такими активами являются либо расширение существующего бизнеса, либо вложения вдругие виды бизнеса. Вопрос в том, в какой стране будет делать инвестиции данныйбизнесмен за счет полученной в Казахстане прибыли – у нас или за рубежом.

Так вот: инвестиции онбудет делать в той стране, где созданы лучшие условия. Будут хорошие условия вКазахстане – будет вкладывать в Казахстан. Причем вкладывать будут не толькоте, кто получает прибыль в Казахстане сейчас, но и те, кто еще не начал свойбизнес здесь. Не будет в Казахстане хороших условий – тогда не толькозарубежные бизнесмены перестанут вкладывать деньги в Казахстане, но и наши доморощенныеолигархи потихоньку будут переводить капиталы за рубеж. Условия ведения бизнесав стране целиком и полностью зависят от действующей политической власти, отчиновников и уровня коррупции. Но это не имеет никакого отношения к Таможенномусоюзу. Напротив, как выше уже отмечено, Таможенный союз и повышение межгосударственнойконкуренции среди его членов лишь усилит мотивацию действующей власти креальной (не на словах, а на деле) борьбе с коррупцией и чиновничьимпроизволом.

Кроме того, давайте рассмотримструктуру денежных потоков бизнеса. Те, кто работал в бизнесе в Казахстане,знают, что рентабельность в среднем составляет порядка 10-15%. Где-то больше,где-то меньше, но в среднем примерно так. Значит, из всей выручки бизнеса прибыль– это только 10-15%. С неё еще нужно налог на прибыль уплатить (КПН) – 20% отприбыли или 2-3% от выручки. Если капитал уводится за рубеж в виде дивидендов(то есть выплачивается учредителям), то нужно еще налог на дивиденды заплатить –5% от дивидендов. То есть (при условии полного увода прибыли за рубеж) – 0,5-0,75%от выручки. Итого потенциально уводится за рубеж от 7 до 11% казахстанскойвыручки. Все остальное (в случае производства) – это расходы на сырье (30%),зарплату рабочим (30%), амортизационные отчисления (10%), накладные расходы (5%)и налоги кроме КПН (15%) (процентаж от выручки). В случае торговой компании долязакупа товара выше, доля зарплаты ниже. Таким образом, за рубеж (помимоприбыли) может уйти еще и оплата поставщикам товаров и сырья (в том объёме,который закупается за рубежом). Но такая структура зарубежных расходов независит от того, казахстанский ли это учредитель или зарубежный (российский). Этовопрос казахстанского содержания – отдельная большая тема, которая, кстати,совершенно правильно и методично форсируется Президентом.

Таким образом, приход вКазахстан иностранного бизнеса, при условии создания рабочих мест – это благодля Казахстана, а не угроза. И сами по себе иностранные инвестиции не оказываютособого влияния на увод существенного капитала из страны, поскольку суммарнострана только выигрывает (зарплаты, местное сырье, накладные расходы, налоги –порядка 40-60% от выручки, против 10% - увода капитала за рубеж). Исключение:иностранный капитал в сырьевом секторе, когда мировые цены на сырье в разыпревышают себестоимость добычи в Казахстане. Вот здесь действительно иностранныйкапитал лишь выкачивает казахстанские недра. Но это никакого отношения не имеетк Таможенному союзу.

Разбогатетьраз и навсегда.

Когда сравниваешь цены китайскихпроизводителей и СНГовских, а потом примерно калькулируешь расход на основныематериалы, то складывается впечатление, что хоть казахстанские, хоть российскиепроизводители хотят разбогатеть раз и навсегда, продав Вам одну партию товара. Накруткана промышленные товары у нас составляет не менее 200% против цены материала. Сравните:всем известный детский трехколесный велосипед «Балдырган» (или аналогичный российский«Малыш») с завода стоит 17 долларов. Китайский же велосипед гораздо болееукомплектованный, более красивый, с кучей дополнительных удосбтв (например,возможность использовать как коляску, наличие зонтика и т.п.) – с завода стоитвсего 10 долларов. Как результат – китайских велосипедов у нас продаётся всотни раз больше, чем наших.

Китайцы гораздо болееоптимально используют материал, применяя для этого более эффективноеоборудование (а не наше – допотопное), у них выше производительность труда(опять же – за счет оборудования и более высокого уровня организации труда).Кроме того, китайцы продают свои велосипеды в сотни (а то и в тысячи) разбольшему количеству потребителей, чем их СНГовские коллеги. То есть, они«навариваются» на объеме, а не желают с одной-двух сделок разбогатеть раз инавсегда, как это пытаются делать наши производители.

Так вот: казахстанскимпромышленным предприятиям весьма полезно получить выход и поучиться конкуренциина почти 200-милионном рынке Таможенного союза, чтобы в будущем конкурироватьна несколько миллиардном мировом рынке. А для этого нужно научиться думать имыслить масштабно и смело, а не держаться за старые привычные схемы. Мир нестоит на месте. И если мы сегодня не научимся конкурировать на рынкеТаможенного союза, то завтра (в результате глобализации) мы вообще вынужденыбудем забыть, что такое успешный бизнес.

Contur.kz 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение