Таможенный союз. Возможности или угрозы? Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В последнее время тема Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Белоруссии стала очень актуальна в казахстанском информационном пространстве, причем критики данной идеи более активны, чем лояльные аналитики. Одним из важнейших недостатков (и даже опасностей) аналитики, критикующие ТС, представляют тот факт, что он создаёт угрозу для казахстанских бизнесменов. Действительно ли данная угроза существует
Таможенный союз. Возможности или угрозы? Ч.1

Бекжан Киманов

г.Алматы,

В последнее время тема Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Белоруссии стала очень актуальна в казахстанскоминформационном пространстве, причем критики данной идеи более активны, чемлояльные аналитики. Одним из важнейших недостатков (и даже опасностей) аналитики,критикующие ТС, представляют тот факт, что он создаёт угрозу для казахстанскихбизнесменов. Действительно ли данная угроза существует?

Крупный или мелкий бизнес?

Здесь нужно, в первуюочередь, понять о каком бизнесе идёт речь – крупном или мелко-среднем. Делениена крупный и мелко-средний бизнес в данном случае предлагаю осуществлять чистосубъективно. Крупный – это Рамсотр, Астана Моторс, Агропродукт, Корпорация«Цесна», сеть АЗС «Гелиос» и т.п. Мелкий – это магазинчики за углом, автосервисывозле дома, парикмахерские, небольшие кафе и т.п. Все примерно понимают о чемречь.

Крупный бизнес сам посебе может быть как партнером, так и угрозой для мелко-среднего бизнеса. И неважно – казахстанский ли это крупный бизнес, российский или европейский. Еслиречь идёт о последствиях для казахстанского малого бизнеса, то, на мой взгляд, приходкрупного российского бизнеса является только благом для него. Потому что онсоздает конкуренцию среди, например, крупных поставщиков для маленького продуктовогомагазина. Чем выше конкуренция, тем лучшие условия предоставляют крупныепоставщики – в плане цены, условий работы, качества обслуживания. С другой стороны,крупные торговые центры (типа METROCash&Carry, Грин) создают угрозу для маленькихмагазинчиков, потому что предлагают покупателям лучшие ассортимент, цены,качество и обслуживание. Маленькие магазинчики вместо стратегическогопоставщика населения становятся лишь запасным вариантом. Основной потокрасходов приходится на долю крупных торговых гигантов. В этом планеказахстанским магазинчикам нет никакой разницы – казахстанские ли это гигантыили российские, они в любом случае создают угрозу для них, снижают их выручку ирентабельность. С другой стороны, удобно расположенный магазин рядом с домом длягородского жителя всегда будет нужен. И российский игрок сюда вряд ли зайдёт,потому что это не его масштаб.

Бизнес– для общества, а не общество для бизнеса

Кроме того, еслиговорить о возможностях и угрозах, то нужно судить об обществе в целом, а нетолько о бизнесе. Казахстанские бизнесмены и казахстанское общество это не однои тоже. Наш бизнес может быть также далек от интересов общества, как ироссийский. Равно как и российский бизнес может быть также близок нашиминтересам, как некоторые представители казахстанского. Если российские бизнесменысмогут предложить казахстанскому обществу более выгодные условия труда рабочих,более высокие налоговые поступления, более высокие социальные обязательства –то пусть тогда будут российские бизнесмены. Задача не в том, чтобы создатьблагоприятные условия для местных бизнесменов, а в том, чтобы создатьблагоприятные условия социально ответственным бизнесменам. В этом плане задачагосударства – не только обеспечить равные возможности, но и обеспечить равные требования,как к российским, так и к казахстанским бизнесменам. Если же государственныечиновники снисходительны к крупному бизнесу (не важно, российскому или казахстанскому),закрывают глаза на нарушения социальных обязательств, условий труда и т.п., то проблемане в национальной принадлежности бизнеса, а в добросовестности государственныхчиновников. В этом плане большая роль отводится именно политическим чиновникам,в первую очередь акимам областей и профильным министрам.

Конкуренция– это благо

Учитывая, что заходитьна казахстанский рынок будут именно представители крупного российского бизнеса,то можно смело утверждать, что это благо для Казахстана. Во-первых, онисоздадут конкуренцию. А конкуренция – это основной источник прогресса иповышения качества. Чего-чего, а конкуренции местным олигархам явно не хватает.Она им, а точнее нашему обществу, явно на пользу. Потому что от более высокогокачества и выгодных цен в выигрыше будет именно казахстанское общество. Во-вторых,учитывая значительно более привлекательное казахстанское налоговоезаконодательство по сравнению с российским, огромный сырьевой, транспортный иэнергетический потенциал нашей республики, стоит ожидать, что в Казахстанзайдут именно российские производственные компании, а не только торговые. Этосоздаст конкуренцию работодателей на рынке труда, что положительно скажется назаработной плате и социальных условиях рабочих. А интересы тысяч рабочих,согласитесь, значительно важнее, чем интересы одного или двух учредителейказахстанских компаний, которые будут вынуждены поднять заработную плату.В-третьих, приход российских производственных компаний вызовет оживление нарынке реальных активов – земли, недвижимости, а также на рынке строительныхработ. Поскольку приход новых производителей – это всегда строительство иликапитальный ремонт зданий, ввод в эксплуатацию оборудования.

Кчему это приведёт?

Некоторые утверждают,что казахстанские производители окажутся в менее выгодном положении, чем ихроссийские коллеги. Говорят даже, что россияне вытеснят наших производителей снашего же рынка, а мы (наши производители), якобы, не можем конкурировать сроссиянами на их рынке. Такого рода рассуждения: а) пораженческие; б) нелогичные.Во-первых, почему бы нашим производителям не обеспечить такое же качествотоваров, как у россиян (если речь идёт об этом)? Хотя многие наши товары вполнеприемлемого качества, например, продукция таких компаний, как Фуд-Мастер, Цесна,ДЕП и т.п.

Во-вторых, объективных предпосылокдля ценового демпинга у россиян нет. Потому что себестоимость в части цен на сырьё,энергию, ГСМ, заработную плату там примерно на том же уровне, что и у нас. Вплане зарплаты наши провинциальные и традиционно промышленные города (Караганда,Павлодар, Чимкент), вообще выигрывают (по привлекательности для производителей)многие российские промышленные регионы. Налоговая нагрузка в Казахстане ниже,чем в России. Остаётся только коррупционная составляющая (как барьер идополнительный расход для развития бизнеса) которая также примерно одинакова иу нас, и в России. И это еще один стимул для осознания реальной необходимостиборьбы с коррупцией. Здесь должен включиться механизм межгосударственнойконкуренции. Например, чем меньше бюрократических препонов для началастроительства, ввода здания в эксплуатацию, подключения электроэнергии, тем привлекательнеестрана для развития производства.

В-третьих,давайте обозначим следующие факторы:

· значительныеземельные ресурсы Казахстана;

· возможностивнутренней миграции населения с Юга на Север (в том числе можно в перспективерассматривать миграцию из соседних южных республик – Киргизии, Узбекистана,Таджикистана);

· наличиеприродных ресурсов для пропитания (значительные посевные и пастбищные площади,водные ресурсы, в том числе подземные);

· возможностьразвивать энергетику (в том числе атомную, ветряную);

· привлекательностьналогового законодательства;

· атакже ряд других положительных обстоятельств.

Все эти факторы являются предпосылкамидля того, что не из России в Казахстан, а из Казахстана в Россию в перспективеринется поток промышленных товаров.

Тем более, что рынокКазахстана для России – это не столь уж привлекательный пирог. К примеру, весьКазахстан по уровню потребления со стороны населения близко не дотянет допотребления такого города, как Москва. А такие города, как Екатеринбург, Новосибирск,Челябинск, Томск, Омск, численность населения которых сопоставимо счисленностью половины Казахстана, по уровню своего потребления тянут напотребление почти всего населения Казахстана. Поэтому говорить об особойпривлекательности казахстанского потребительского рынка для российскихпроизводителей – это льстить своему самолюбию. А вот как производственнаяплощадка, Казахстан вполне может быть привлекательным для крупного российскогобизнеса. В том числе, как площадка для экспансии на очень перспективные (вближайшие 20-30 лет) рынки Пакистана, Ирана, Афганистана, а также республикСредней Азии.

Но ведь бытьпроизводственной площадкой в рамках Таможенного союза это не так уж и плохо.Это скорее даже очень хорошо. Потому что это рабочие места и повышение уровняжизни населения. А ведь именно повышение уровня жизни населения является одной изосновных задач государства. Что же касается той части казахстанского общества,которая именуется «казахстанский бизнес», то в его распоряжении те жепреимущества, что и у российского бизнеса в Казахстане. И даже больше – он насвоей территории. Так в чём же тогда угроза Таможенного союза? Учитывая вышеизложенное, угроза только одна – угроза самодовольному спокойствию. И, еслибыть откровенным, дай нам Бог побольше таких угроз.

Продолжение следует.

Contur.kz

Поделиться: