Россия, Москва

info@ia-centr.ru

От Хельсинки к Астане: тридцать пять лет спустя.

16.07.2010

Автор:

Теги:
 

Интервью с генеральным директором ИАЦ - Алексеем Власовым. Беседует Джанибек Сулеев.

*************************************************************************************

- Джанибек Сулеев: Алексей, совсем недавно в Москве проходило мероприятие, посвященное первым итогам председательства Казахстана в ОБСЕ. Насколько я понимаю, оно было приурочено, в том числе, и к очень важной дате - тридцатипятилетнему юбилею подписания Хельсинских соглашений, которые стали высшей точкой разрядки международной напряженности в середине 70-х годов и сформировали, пусть и на непродолжительное время, совершенно уникальный «дух Хельсинки». Дух сотрудничества, взаимопонимания, стремления к решению спорных вопросов  мирным путем.  Так вот, можно ли говорить о том, что председательство Казахстана в ОБСЕ способствует формированию особого «духа Астаны» и если да, то в чем, по-твоему, он заключается?

- Алексей Власов: Я думаю, что словосочетание «дух Астаны», которое одним из первых использовал российский эксперт Юрий Солозобов, вполне корректно и допустимо, потому как сам факт председательства в ОБСЕ первой страны постсоветского пространства уже примечательное событие, а те инициативы, которые выдвигаются Казахстаном в рамках этого процесса, на мой взгляд, являются логическим развитием идей, которые еще, как ты верно заметил, 35 лет назад стали основой так называемого Хельсинского процесса.

С другой стороны - времена меняются, а вместе с этим меняются риски, вызовы, меняется геополитическая реальность. Проблемы, которые были актуальны для Европы и глобальной безопасности в середине 70-х годов, сейчас, безусловно, нуждаются в очень серьезной коррекции. Мне кажется, что Астана понимает логику этих перемен и пытается в какой-то мере даже опережать развитие этих новых трендов, формируя наиболее актуальную повестку дня, которая приходит на смену той, что мы наблюдали в начале нулевых годов, когда ОБСЕ, как структура оказалась в очень глубоком методологическом кризисе. Когда невозможно было провести саммит организации, невозможно было прийти к консенсусу по общей повестке дня. Сейчас эта ситуация меняется вне зависимости от того удастся или не удастся Казахстану провести до конца года саммит организации в своей столице.

Меняется отношение и внутри ОБСЕ. Расширяется пространство взаимного доверия и  словосочетание «неформальное доверие», на мой взгляд, наиболее точно характеризует «дух Астаны», который Казахстан пытается привнести во время своего председательства в отношения между государствами, входящими в ОБСЕ.

- Джанибек Сулеев: Алексей, а на каком примере,  эта особенность казахстанского председательства просматривается наиболее рельефно?

- Алексей Власов: Я думаю, на тех инициативах, которые проявляет Казахстан в сфере разрешения конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве. Хотя если посмотреть экспертные прогнозы до начала председательства, то мало кто предполагал, что Казахстан будет вмешиваться или, по крайне мере, активно стремиться к участию в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, конфликта вокруг Южной Осетии и Абхазии. Инициативы, которые Нурсултан Назарбаев выдвинул по Нагорному Карабаху - визит Каната Саудабаева на Южный Кавказ, прошедшая в Казахстане встреча представителей Минской группы - всё это показывает, что Казахстан не просто, как у нас принято говорить, имитирует бурную деятельность, а действительно пытается предложить участие ОБСЕ  в самых разных конфигурациях, для того, чтобы переговоры между Арменией и Азербайджаном вышли за рамки обычных публичных разговоров о том, что нужно продвигаться к консенсусу и перешли в плоскость практического решения.

 Т.е. настал тот момент, когда и в Ереване, и в Баку уже более не могут довольствоваться одними лишь словами. Помимо слов должен быть сделан реальный совместный шаг к разрешению конфликта. И я уверен, что до конца года, в том числе и при участии Казахстана, как председателя ОБСЕ, этот прорыв, в конечном счете, может стать реальностью.

-Джанибек Сулеев:  Как ты полагаешь, насколько эта новая методология казахстанского председательства сказалась на урегулировании конфликтной ситуации вокруг Кыргызстана?

-Алексей Власов: На первый взгляд, здесь поводов для того, чтобы говорить о столь значимой роли ОБСЕ и Казахстана все-таки меньше. Хотя бы потому, что ситуация в Кыргызстане была настолько сложная и запутанная, что сломя голову бросаться и втягивать любые структуры в этот конфликт, я имею ввиду не только ОБСЕ, но и Шанхайскую организацию сотрудничества, и ОДКБ, как мне кажется, это было бы смерти подобно. Неизвестно, насколько позитивно эти шаги сказались бы на урегулировании конфликта, а может даже и наоборот - привели к его еще более глубокому укоренению.

Но в остальном, как страна-председатель ОБСЕ, я считаю, что Казахстан сделал максимум, какие бы критические замечания и упреки в адрес Астаны не раздавались. Исходя из сложнейшей ситуации, которая с апреля месяца складывалась вокруг  событий в Кыргызстане, я думаю, что было использовано максимум возможностей. Ну а критики, как говорится, они всегда найдутся и то внимание, которое президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уделял разрешению, в том числе и гуманитарной, экономической стороны киргизского кризиса, на мой взгляд, заслуживает только поддержки и слов благодарности.

-Джанибек Сулеев: В канун председательства ожидалось, что тема толерантности, межэтнического и межнационального согласия станет, своего рода, фирменным ноу-хау Казахстана. Насколько, судя по первым месяцам председательства в ОБСЕ, оправдались эти надежды? Или же все-таки эта тема не получила пока такого достойного воплощения и поддержки со стороны других стран-участниц ОБСЕ?

- Алексей Власов:   На этот счет не может быть какого-то однозначного ответа, потому что с одной стороны, конечно, Казахстан провел ряд очень важных статусных, весомых мероприятий в рамках председательства, на которых обсуждались темы межконфессионального и межэтнического согласия. Но я не могу пока сказать, что эти инициативы Астаны и тот уникальный опыт, которым располагает Казахстан в этой сфере, получили всемерную поддержку и глубокое понимание со стороны стран- партнеров Казахстана.

Я неоднократно был свидетелем того, как представители Ассамблеи Народа Казахстана пропагандируют опыт казахстанского согласия и дружбы для своих партнеров в Европе. И, несмотря на то, что во многих государствах нашего континента на лицо кризис мультикультурализма, мне кажется, что это как раз тот случай, когда понимание возникает далеко не всегда. Эта опасность недооценивается, а потому, соответственно, казахстанский опыт кажется интересным, важным, но не из того пула задач, которые сейчас стоят на повестке дня под номером один.

И это глубокое заблуждение, потому что, в том числе и события в Кыргызстане показали, что и социальные, и экономические конфликты в определенных ситуациях могут принимать очень жесткий характер этнических противостояний. Как создать не по факту, а на уровне предупреждения такого рода явлений, надежный заслон от любых форм ксенофобии и национальной нетерпимости и т.д.?

Вот в том числе и для этого нужно изучать казахстанский опыт. И не на уровне конференций и красивых политических деклараций, а попытаться понять его глубокую и очень целостную сущность, связанную с историческим опытом казахского этноса.

 Джанибек Сулеев: И по саммиту..Большой ведь успех Назарбаева...

Алексей Власов: Те журналисты и политологи, которые год трубили, что никакого саммита Астана не получит, теперь пеняют на "западную политкорректность". Они ошиблись в прогнозах. Ну, а Ак Орда может праздновать еще одну победу. И это очень серьезный успех.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение