Бектас Мадинов: Ахметжан Есимов о «теневой экономике» и налогах – есть успехи?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
9 июля налоговики Казахстана отметили свой профессиональный праздник. В этот день аким Алматы Ахметжан Есимов выступил перед работниками Налогового департамента Алматы, где, как это принято на таких торжественных мероприятиях, обозначил их «высокий труд и неоспоримую роль». Однако, праздничный «спич» получился не совсем праздничным, так как затрагивал некоторые провалы в работе данной структуры.
Бектас Мадинов: Ахметжан Есимов о «теневой экономике» и налогах – есть успехи?

9 июля налоговики Казахстана отметили свой профессиональный праздник. В этот день аким Алматы Ахметжан Есимов выступил перед работниками Налогового департамента Алматы, где, как это принято на таких торжественных мероприятиях, обозначил их «высокий труд и неоспоримую роль». Однако, праздничный «спич» получился не совсем праздничным, так как затрагивал некоторые провалы в работе данной структуры.

«Вы должны помнить, что результаты вашей деятельности прозрачны, выражаются конкретно в цифрах, и их невозможно завуалировать или приукрасить» , - заявил Ахметжан Смагулович.

Только вот цифры, которыми он оперировал в ходе своего выступления, позволяют косвенно сделать несколько выводов. Первое, данные Есимова говорят о неэффективности перманентной борьбы с коррупцией на государственной службе в Казахстане, и в частности, внутри Налогового комитета РК.

Второе, сама налоговая система устроена не совсем эффективно, так как бизнесу легче дать взятку инспектору, чем отразить свои реальные доходы, и избегать лишних рисков, связанных с нарушением закона.

Есимов заявил, что за все десять лет борьбы с теневой экономикой, ее масштабы удалось сократить лишь на 10 процентов, а в целом размеры ее составляют около 900 млрд. тенге в Алматы. Только в Алматы, бюджет, по словам акима, недополучил около 65 млрд. тенге. в этом году.

Хорошая новость в том, что поступления в бюджет Алматы увеличились на 10. 2 млрд. тенге в этом году, что позволит сделать капитальный ремонт в 20 детских садах, и в 13 учреждениях здравоохранения, строительство и средний ремонт дорог, газификацию Алатауского, Ауэзовского и Турксибского районов и много чего еще. Сколько таких ремонтов можно было бы сделать за 65 млрд. тенге?

Налоговые службы всегда являются наиболее уязвимыми для коррупции структурами в любой стране, независимо от того, насколько прозрачной является вся система налоговой отчетности. То есть речь здесь идет об уровне «коррупциогенности» той или иной государственной структуры. Многие эксперты, например Роуз Аккерман, профессор Йельского университета, уверены, что этот уровень всегда выше в налоговых службах, чем, скажем, в министерствах иностранных дел, так как налоговые службы имеют непосредственные отношения с частными компаниями. Это к вопросу о том, чем госслужащие налоговых служб отличаются от других, и почему надо им поднимать зарплаты.

Однако, по мнению Аккерман, огромные масшабы теневой экономики могут говорить не только о фактах взяточничества со стороны налоговиков, но и о неэффективности всей налоговой системы в стране в целом. Если в двух словах, эффективная модель налогообложения должна создавать стимулы для легального функционирования малого и среднего бизнеса, а также жестко наказывать нарушителей – использовать так называемый метод «кнута и пряника». Есимов предлагает создать «четкий механизм по взысканию задолженностей» с частного сектора совместно с администраторами судов. То есть здесь проблема несовершенства налоговой системы не затрагивается, а во всем виноват, получается, малый и средний бизнес, это они не хотят платить налоги.

Когда мы говорим о борьбе с коррупцией на государственной службе, все понимают, что полностью искоренить такую практику невозможно. Государств без коррупции на современном этапе не существует. Более того, различные ее формы способны дискредитировать любые «благие» начинания, как например, предоставление социального жилья малоимущим группам населения или же вузовских грантов для талантливых детей. В то же время надо понимать, что вполне возможно значительное снижение ее уровня, и как мне кажется, начинать необходимо с реформирования налоговой службы страны. Только тогда их «неоспоримая» роль может стать действительно неоспоримой.

Теги: Казахстан

Поделиться: