Россия, Москва

info@ia-centr.ru

О федерализации замолвите слово

13.07.2010

Автор:

Теги:
О федерализации замолвите слово

Интересно, а можно ли назвать Украину единым государством? Вроде бы да. И парламент один на всех,  и законы общие... Но все же нет в обществе единства. Как нет и национальной идеи, способной объединить как «схиднякив» так и «западенцев».  И действительно, что общего между жителем Западной Украины, Крыма или Донецка? С момента обретения независимости на государственном уровне не предпринималось попыток проанализировать взаимоотношения по оси Запад-Восток. Прошедшие президентские выборы наглядно показали, какая пропасть лежит между западными и юго-восточными регионами.

 

 

 

 

Что объединяет среднего дончанина и такого же среднего галичанина?  Совсем немного. А вот различий набирается немало. Например, помимо культурных особенностей регионов, мы принадлежим к разным религиозным конфессиям (православие и греко-католицизм), говорим на разных языках, да и воспитывались мы на примерах совершенно непохожих героев.  Но в наше меркантильное время на первый план выходит другая особенность - разница в экономическом развитии. Ведь ни для кого не является секретом, что именно Восток стал локомотивом, вытащившим Украину из кризиса и обеспечившим нынешний более чем десятипроцентный рост экономики.

 

 

 

 

Донецкая об­ласть, занимающая 4,4% территории  с населением в одну десятую от всей Украины,  уверенно дает четверть внутреннего продукта страны. Если же сравнить эти цифры с 2,4%, которые вместе дали за прошедший год Черновицкая, Тернопольская, Закар­патская и Волынская области с общим населением, примерно равным Донецкой, то даже ребенку становится ясно, кто в доме кормилец. Кстати, из 24 областей, составляющих наше государство, только 5 являются экономически самодостаточными. Как вы уже догадались, это области Юго-Востока: Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Харьковская и Одесская. До поры до времени на такую ситуацию в областях-донорах закрывали глаза.

 

 

 

 

Однако сложилась парадоксальная ситуация: пока дончане (харьковчане, одесситы...) смотрели на западенцев как на членов семьи, в которой каждый вносит в копилку по своим возможностям, те непонятно по какой причине  посчитали себя элитой, которую все обязаны холить и лелеять. Не иначе, как за века польского владычества шляхтичи привили своим холопам  панскую спесь и гонор. Самим полякам такое  поведение не раз аукнулось, и, в конце концов, Речь Посполитая вообще надолго исчезла с политической карты.

 

 

 

 

На протяжении  всей новейшей истории именно политики из западных областей определяли государственную политику и  идеологию, беззастенчиво навязывая свои предпочтения всей стране. Пока мы работали, они определяли, на каком языке нам говорить, в какие церкви ходить, как понимать историю...  Быть «истинным украинцем» стало профессией, не требующей ни профессионализма, ни ответственности, но зато сытно кормящей. Все это накапливалось тринадцать лет. Подспудно  зревшие противоречия этой осенью вырвались на волю, и то, что происходит, нельзя назвать иначе, как раскол Украины.  

 

 

 

 

После начала так называемой «оранжевой революции» вновь ожила идея превращения Украины в федерацию. Стоит отметить, что благодаря автономному статусу Крыма, де-факто наша страна таковой и является. Уже в первые годы независимости унитарный статус государства казался многим политическим деятелям не отвечающим современным реалиям. Например, лидер народного Руха Вячеслав Черновол предлагал федеральное устройство для молодого государства. Политический кризис осени-зимы 2004 года, спровоцированный действиями одного из кандидатов в президенты, вновь реанимировал этот вопрос. Первые робкие шаги были сделаны, когда в Донецке начался сбор подписей о проведении референдума. Вскоре, правда, этот вопрос был замят и спущен на тормозах, но жителями  Востока и Юга идея федерации была принята позитивно.

 

 

 

 

Из-за чего в проющенковских СМИ стоял такой вой о донецком сепаратизме? Из-за страха лишиться кормушки! К слову говоря, Конституция Укра­ины и нормы права, в том числе и международного, дают право народу Украины самостоятельно определять госу­дарственное устройство страны, а следовательно слова «оранжевых» о «сепаратизме, угрозе территориальной целостно­сти» в связи с переходом к феде­ративному устройству никакого правового обосно­вания не имеют.

 

 

 

 

Так что же такое федеральное устройство? Федеративное государство (от латинского - со­юз, объединение) - форма политико-территори­альной организации государства, характеризующаяся тем, что территория та­кого государства включает в себя политико-территориальные едини­цы, обладающие политической ав­тономией и имеющие свой парла­мент, правительство, конституцию и т.п., при этом общегосударственная конституция обязательна для каждого субъекта. В каждом субъекте федера­ции существуют правительства и парламент, имеющий  право принимать законода­тельные акты, дейст­вующие толь­ко в рамках субъекта федера­ции.

 

 

 

 

Федерация остается  единым государством с общей армией, единой валютой, финансовой и налоговой системами. Федеративные государства по определению более демократичны, чем унитарные государства, что проявляется, прежде всего, в децен­трализации власти, её распределе­нии между центром и субъектами федерации. Они  способны быстрее адаптироваться к изменению ситуации из-за гибкости политической и административной систем, что дает дополнительные  преимущества национальной экономике в условиях общемировой конкурентной борьбы.

 

 

 

 

Федеративное устройство ничуть не мешает экономическому росту, в чем мы  можем убедиться на примере США, Канады, ФРГ. Более того, 80% мирового валового про­дукта производится в странах, име­ющих федеративное устройство.

Если обратиться к истории, то  неоднородность украинского государства становится очевидной. При Богдане Хмельницком с Россией объединилось только 10 % земель, составивших современную Украину. Всё остальное присоединялось Москвой в течение трех веков.  По сути, Украина как государство была создана усилиями России. А. Дикий в книге «Неизвращенная история Украины-Руси», изданной в  Нью-Йорке в 1960 г., выделял следующие исторические области в составе современного государства Украина:

 

 

 

 

1. Часть, воссоединенная в 1654 году. Освобождена от польской ок­купации восставшим населением при поддержке Москвы. Окончательно Польша отказалась от этой части Украины - Руси (Левобе­режья) только в 1086 году по "Вечному Миру". На правом берегу Днепра тогда отошел к России только Киев с окрестно­стями. Длинная полоса по правому берегу Днепра была признана "ничьей" и должна быть незаселенной.

 

 

 

 

2. Слободская Украина. На нее никогда не распространялась власть ни Польши, ни украинских гетманов, т.к. это была территория Рос­сии, которая заселялась беженцами с Украины - Руси, спасавшими­ся от польско-католической агрессии.

 

 

 

 

3. Территория Запорожской Сечи. В соответствии с Андрусовским перемирием 1667 года она осталась под совместным "наблюдением" России и Польши. По "Вечному Миру" (1686 г.) окончательно отошла к России.

 

 

 

 

4. Новороссия. Присоединена к России в результате победоносных войн России в 18 -м столетии с Турцией, под властью которой нахо­дилась эта территория.

 

 

 

 

5. Правобережье. Воссоединено с Россией с конца 18-го столетия в результате раздела Польши.

 

 

 

 

6. Часть Правобережья, воссоединенная с Россией в конце 18 столе­тия, находилась в составе России до 1920 года, когда ее уступили Польше украинские социалисты во главе с Петлюрой за обещание (невыполненное) восстановить власть петлюровцев над всей остальной Украиной.

 

 

 

 

7. Галиция. Воссоединена с остальной территорией бывшего Киев­ского государства после 600 лет пребывания под властью Литвы и Польши в 1939 году.

 

 

 

 

8. Северная Буковина (часть Киевской Руси), находившаяся под вла­стью Молдавии, Австрии и Румынии и воссоединенная в 1939 году.

 

 

 

 

9. Карпатская Русь (Закарпатье), 800 лет тому назад захваченная Венгрией. После распада Австро-Венгрии в 1918 году население ре­шило воссоединиться с Россией, но международная политическая об­становка не позволила это решение осуществить, и Закарпатье попа­ло под власть Чехии, а с 1939 года - Венгрии.  После победы СССР в 1945 г. Закарпатье включено в состав УССР.

 

 

 

 

10. Крым. Включен в состав УССР в 1954 году.

Таким образом,  вне всякого сомнения, Украина по своей историко-политической структуре не является гомогенным образованием, которое только и может иметь унитарное устройство. Нет ничего удивительного, что у каждой из вышеперечисленных исторических областей сложились свои характерные особенности. Поэтому, для стабильного развития всей страны необходимо найти свой подход к каждой территории, учитывающий региональные аспекты.

Давайте, разберемся, что даст федеральное устройство субъектам федерации. С экономической точки зрения очевиден выигрыш, так как большая часть собранных на территории субъекта федерации налогов здесь же и останется. Т.е. право центра на территориальное перераспределение финансовых ресурсов существенно ограничивается. Как следствие - рост экономики и благосостояния граждан. Снизится бюрократическая волокита, так как для решения большинства вопросов не нужно будет ждать решения Киева. Из-за уменьшения количества промежуточных инстанций власть будет более гибко реагировать на нужды общества.

 

 

 

 

Для всей Украины федерализация будет благом, уже хотя бы потому, что исключит возможность раскола, подобного недавнему, когда только чудом не пролилась кровь. Результатом преобразования Украины в федеративное государство ста­нет укрепление единства государства, исключение причин для межрегиональных  напряжений и сепаратистских наст­роений. Страна нуждается в смене парадигмы государственного строительства, в которой сегодня превалируют интересы  западной части Украины. Если и дальше выразителям интересов  Юго-Востока не будут предоставлены равные шансы участвовать в определении курса Украины, то последствия будут плачевны.

 

 

 

 

Впрочем, по мнению многих экспертов, федерализация Украины исторически неизбежна, вопрос только лишь в сроках. Так что дело за малым -  собрать триста депутатских голосов в Раде для изменения Конституции.

 

 

 

 

 г. Донецк, Сергей Бунтовский


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение