Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Большой разговор с Действующим Председателем ОБСЕ

13.07.2010

Автор:

Теги:
саудабаев



О ПРОЕКТЕ
Проект «Большой разговор с Действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Казахстана К.Саудабаевым» реализован информационным центром «Казахстан-Медиа» во взаимодействии с Аппаратом ДП ОБСЕ и при информационной поддержке ИА «Новости-Казахстан» с целью предоставления возможности прямого диалога между ДП ОБСЕ и журналистами СМИ стран СНГ и Балтии по интересующим их вопросам.
Проект приурочен к окончанию первой половины срока председательства Казахстана в ОБСЕ.


I. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАНА В ОБСЕ

Каковы цели и задачи председательства Казахстана в ОБСЕ? (газета «Известия» (Украина)

Наша главная цель на посту Действующего председателя ОБСЕ - содействие всемерному укреплению потенциала и авторитета ОБСЕ как одного из ключевых механизмов безопасности и сотрудничества на обширном евро-атлантическом и евро-азиатском пространстве «от Ванкувера до Владивостока».

В своем программном обращении по случаю вступления Республики Казахстан на пост председателя ОБСЕ 14 января текущего года Президент Н.А.Назарбаев изложил основные приоритеты и принципы председательства Казахстана, придавшие мощный импульс деятельности ОБСЕ. На основе этого стратегического видения с первых дней председательства было обеспечено полноценное взаимодействие со всеми институтами и подразделениями ОБСЕ, а также впервые за последние 5 лет своевременное принятие бюджета Организации.

В своей деятельности мы с первого дня акцентируем внимание на недопущении возникновения новых разделительных линий на пространстве ОБСЕ, развитии атмосферы доверия во имя интересов всех и расширении и укреплении консенсусного поля по основополагающим вопросам развития Организации. При этом мы привержены основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ, исходим из интересов всех ее членов в процессе укрепления доверия и взаимопонимания. Эти наши устремления емко символизирует озвученный Президентом Н.А.Назарбаевым девиз казахстанского председательства: «Доверие. Традиции. Транспарентность. Толерантность».

Исходя из этого, к началу нашего руководства Организацией была сверстана динамичная и конкретная программа, которая последовательно реализуется. По всем заявленным приоритетам в рамках трех измерений ОБСЕ - военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной, - а также по межизмеренческим вопросам ведется каждодневная систематическая работа, приносящая осязаемые результаты. При этом акцент делается на динамизме, последовательности и достижении конкретных результатов.

Главными приоритетами, которыми мы руководствовались при разработке программы председательства, были следующие:
- во-первых, реализация уже существующей повестки дня в Организации;
- во-вторых, содействие продвижению принципов и стандартов ОБСЕ на пространстве от Ванкувера до Владивостока;
- в-третьих, повышение эффективности ОБСЕ в свете новых геополитических и геоэкономических реалий, вызовов и угроз, укрепление ее авторитета среди государств-участников;
- в-четвертых, работа со всеми во имя интересов всех без исключения стран-участниц;
- в-пятых, сбалансированность в практической работе ОБСЕ всех трех измерений ее деятельности.
Кроме того, безусловно, была поставлена задача обеспечить преемственность деятельности предыдущих председательств.

Приведу лишь один конкретный пример из нашего опыта. Состоявшаяся в июне 2009 года неформальная Министерская встреча стран-участниц ОБСЕ на греческом острове Корфу не только продемонстрировала свою полезность и эффективность в плане свободного обсуждения важнейших вопросов повестки дня Организации на уровне глав внешнеполитических ведомств, но и положила начало одноименному процессу, способствующему осмыслению всеобъемлющей и неделимой безопасности на обширном пространстве ОБСЕ. Казахстанское председательство продолжило эту традицию, и 16-17 июля текущего года проводит в Алматы очередную неформальную министерскую встречу.

В своих усилиях по модернизации ОБСЕ, адаптации «духа Хельсинки» в соответствии с требованиями 21-го века центральное значение отводим реализации идеи Президента Н.А.Назарбаева о проведении Саммита ОБСЕ в 2010 году. Давно назрела необходимость лидерам стран ОБСЕ собраться вместе, проявить политическую волю, реализовать выданные им народами мандаты и запустить, наконец, подлинную «перезагрузку» геополитических отношений на всем огромном пространстве ответственности ОБСЕ «от Ванкувера до Владивостока».

Чем отличается председательство Казахстана от прежних? (Информационное агентство News.az (Азербайджан)

При выработке программы нашего председательства исходили из необходимости обеспечения преемственности с деятельностью предыдущих председательств. По нашему мнению, преемственность должна занимать одно из важных мест в определении главных направлений деятельности ОБСЕ.

Таким образом, Казахстанское председательство изначально не ставило своей целью осуществление радикальных перемен в деятельности ОБСЕ и тем более - открытый вызов сложившемуся порядку вещей. Но и «техническим» председателем мы не являемся, делая ставку на новаторство и новизну идей, а также использование нашего положения как первого в истории ОБСЕ Действующего председателя из числа постсоветских, преимущественно азиатских и мусульманских стран-участниц.

Нашей самой главной новацией считаю опять-таки мощный акцент на необходимости проведения в этом году Саммита ОБСЕ. Нам не нужен Саммит ради Саммита, это не идея-фикс. Если мы продолжим цепляться за текущий статус-кво, проявим пассивность, то уже в обозримом будущем возможна реализация такого негативного сценария, как полная дезинтеграция ОБСЕ, которая будет иметь самые непредсказуемые последствия для всей зоны ее ответственности. Не допустить такого варианта событий - в руках политических лидеров стран-участниц, на понимание и поддержку со стороны которых мы искренне надеемся.

В целях обеспечения необходимого содержательного насыщения Саммита прилагаем активные усилия по продвижению инициированного нашими греческими друзьями «процесса Корфу», направленного на комплексное осмысление будущего европейской безопасности. К неформальной министерской встрече ОБСЕ в Алматы 16-17 июля мы планируем подготовить промежуточный обзор по данному процессу с тем, чтобы к встрече в верхах выйти уже с проектами конкретных решений.

Здесь приходится констатировать непростую ситуацию в сфере «жесткой» безопасности. Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) не ратифицирован никем, кроме Казахстана, России, Беларуси и Украины. В этой связи прилагаем усилия по достижению прогресса в вопросе заключения адаптированного ДОВСЕ. Еще одна новация - содействие дискуссиям по модернизации Венского документа 1999 года о мерах доверия и безопасности.

Председательство содействует переговорам в рамках урегулирования «затяжных» конфликтов на постсоветском пространстве. Мы твердо поддерживаем предложение о создании Механизма предотвращения кризисов ОБСЕ с широким спектром инструментов и каналов реагирования на возможные кризисные ситуации.

Далее, хотел бы обратить особое внимание на меняющуюся природу евро-атлантической безопасности, которая обретает новое, евразийское измерение. Давно уже общим местом в политических и экспертных прениях стала все возрастающая роль так называемой «Большой Центральной Азии», включающей Афганистан. Считаю, что решение о предоставлении Казахстану председательских полномочий стало как раз проявлением понимания нашим партнерами этого объективного факта.

В Афганистане сегодня сконцентрированы практически все современные вызовы в трех измерениях безопасности ОБСЕ - незаконный оборот наркотиков и оружия, организованная преступность, терроризм и религиозный экстремизм. В ходе моего визита в Кабул 17 мая обсудил с руководством этой страны инициативы по укреплению границ Афганистана со странами Центральной Азии, усилению потенциала правоохранительных органов и развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, в т.ч. с использованием потенциала ОБСЕ. Это в интересах всего сообщества Организации, ведь сегодня 43 из 56 государств-членов уже вовлечены в урегулирование ситуации в ИРА в том или ином виде. При этом в контексте афганской проблематики делаем ставку на демилитаризацию, переход к гуманитарным инициативам, усиление экономической составляющей.

В ходе переговоров в Кабуле Президент Х.Карзай выразил особую благодарность за реализуемую Казахстаном образовательную программу по обучению тысячи афганских студентов в казахстанских учебных заведениях.

В контексте продвижения евразийского измерения ОБСЕ намерены внести «добавочную стоимость» в деятельность ОБСЕ по укреплению стабильности и безопасности в Центральной Азии, задействовать потенциал ОБСЕ в развитии регионального сотрудничества, решения экологических проблем, расширения транспортного сотрудничества, а также в противодействии новым вызовам и угрозам безопасности.

Тем временем, широкий спектр проблем безопасности и их чрезвычайная важность не должен ни в коей мере принижать значение других направлений деятельности Организации. Считаем необходимым сохранить баланс всех трех корзин ОБСЕ. В частности, в период рецессии мировой экономики естественным и закономерным является повышенное внимание к работе в экономико-экологической сфере. На фоне 20-летия Боннского документа, заложившего основу деятельности ОБСЕ в экономическом измерении, важной общей задачей является разработка нового аналогичного документа. Это еще одна новация казахстанского председательства.

Казахстан продолжает работу по укреплению человеческого измерения ОБСЕ. Казахстан сделал четкий выбор в пользу модернизации, инновационного развития своей экономики, а без прочных демократических институтов решение этой стратегической задачи вряд ли возможно. Более того, именно в контексте председательства Казахстана в ОБСЕ реализуется госпрограмма «Путь в Европу», по сути своей отражающая ценностную ориентацию на европейский тип современного общества.

В рамках «третьей корзины» намерены привнести свой вклад для ОБСЕ в продвижении вопросов толерантности и недискриминации и налаживание межконфессионального диалога в зоне ответственности ОБСЕ. Проходящая в Астане 29-30 июня Конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности недискриминации является важным шагом в этом направлении.

Насколько тесное сотрудничество по линии ОБСЕ в настоящий момент можно наблюдать между Казахстаном и Литвой - Действующим и будущим председателями ОБСЕ? (газета  «Литовский курьер» (Литва)

В рамках председательства Казахстана в ОБСЕ нами осуществляется плодотворное взаимодействие с нашими литовскими друзьями, включая совместное участие представителей обеих стран в мероприятиях по линии ОБСЕ,  проработку совместных инициатив по дипломатическим каналам и в ходе непосредственных контактов, а также консультации по актуальным вопросам деятельности Организации.

В ходе состоявшегося в апреле традиционного тура Действующего председателя ОБСЕ по странам Восточной Европы, по договоренности с литовской стороной, в состав делегации была включена Советник Премьер-министра Литовской Республики по внешнеполитическим вопросам Л.Закаревичене.

В плане общеполитического взаимодействия, мы поддержали ряд инициатив литовской стороны, в частности, по  проведению в Вильнюсе международной конференции по вопросам Приднестровского урегулирования, по участию Казахстана в некоторых проектах, включая «ОБСЕ-Интерпол: поддержка деятельности Интерпола в Кыргызстане и Таджикистане», а также по организации в течение 2010 года поездки в Казахстан делегации представителей литовского OSCE Task Force для изучения опыта председательства и обсуждения путей обеспечения преемственности.

В вопросах экономической сферы следует подчеркнуть активную позицию, занятую Послом по особым поручениям МИД Литвы г-ном Витаутасом Наудужасом в свете выполнения им функций Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ по транзитно-транспортным вопросам. Г-н Наудужас активно участвует во всех мероприятиях казахстанского председательства в экономико-экологической сфере, способствуя продвижению выбранного нами приоритета развития трансконтинентальных транспортных коридоров.

Так, 30 марта - 4 апреля г-н Наудужас и Личный представитель Действующего председателя по экологическим вопросам, европарламентарий Струан Стивенсон посетили ряд стран Центральной Азии с целью обсуждения с официальными лицами этих государств состояния дел и перспектив сотрудничества в сфере транспорта, энергетики и природоохранной деятельности в свете реализации приоритетов Казахстанского председательства в ОБСЕ.
Хочу также отметить успешное проведение 29 января этого года в Алматы международной конференции «Роль логистики на пути Азия-Европа», которая прошла под патронатом МИД и Министерств транспорта и коммуникаций Казахстана и Литвы. Полагаем, что это мероприятие имело большое значение в свете обозначенного единства приоритетов в экономической сфере председательств Казахстана и Литвы в ОБСЕ.

С учетом приоритетности афганской проблематики в контексте председательства Казахстана в ОБСЕ, Казахстан высоко оценивает деятельность Литвы в восстановлении и реабилитации Афганистана. Нам хорошо известен вклад литовской стороны в восстановление афганской провинции Гор, в том числе осуществление 2 крупных инфраструктурных проектов по строительству автомобильной дороги Кабул-Чагчаран-Герат, общей протяженностью 750 км и ремонт взлетной полосы аэропорта в городе Чагчаран.

Казахстан солидарен с Литвой в стремлении к скорейшей стабилизации ситуации в Исламской Республике Афганистан, становлении его в качестве мирного и процветающего государства.
Казахстанская сторона через свое Посольство в Кабуле изучает возможность скоординированных действий в этой стране, включая обучение студентов из провинции Гор в рамках своей образовательной программы, соглашение по которой было подписано мной в ходе визита в Афганистан 22 ноября 2009 г.

Вопросы взаимодействия в рамках «тройки» ОБСЕ, повестки дня планируемого Саммита и летней неформальной министерской встречи Организации в  Алматы, были рассмотрены в ходе моей недавней встречи с литовским министром иностранных дел Адонисом Ажубалисом в Стамбуле 7 июня. Важно, что мы были едины во мнении о важности дальнейшей тесной координации усилий двух стран в продвижении таких вопросов на повестке дня ОБСЕ, как урегулирование затяжных конфликтов и развитие экономического сотрудничества в транспортной сфере, что является приоритетом как для действующего председателя Казахстана, так и для будущего руководителя организации Литвы.

Приведу еще такой пример из нашего опыта. Состоявшаяся в июне 2009 года неформальная Министерская встреча стран-участниц ОБСЕ на греческом острове Корфу не только продемонстрировала свою полезность и эффективность в плане свободного обсуждения важнейших вопросов повестки дня Организации на уровне глав внешнеполитических ведомств, но и положила начало одноименному процессу, способствующему осмыслению всеобъемлющей и неделимой безопасности на обширном пространстве ОБСЕ. Казахстанское председательство продолжило эту добрую традицию, и 16-17 июля текущего года проводит в Алматы очередную неформальную министерскую встречу.

Мы надеемся, что следующее - литовское - председательство продолжит данную практику. Наши балтийские друзья выдвинули в предварительном порядке следующие приоритетные вопросы на период своего руководства в ОБСЕ в 2011 году: развитие диалога по европейской безопасности («процесс Корфу»), укрепление безопасности на пространстве ОБСЕ, энергетическая безопасность, реализация потенциала организации в продвижении многосторонних транспортных проектов, защита базовых прав человека, и особенно свободы СМИ. Кроме того, мы признательны Литовской Республике за намерение сохранить центрально-азиатский регион в фокусе своего председательства. Все эти направления входят в число и наших приоритетов.


II. ОБСЕ И ВОПРОСЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 

Какие задачи первостепенной важности стоят на сегодняшний момент перед ОБСЕ в геополитическом плане? (Газета «Общественный рейтинг» (Киргизия)

Слабость ОБСЕ как региональной структуры безопасности - это реальность или кому-то выгодно искусственно занижать роль Организации в решении европейских проблем? (Информационная компания «БелаПАН» (Беларусь)


Считаю, что самый главный геополитический вызов, стоящий перед ОБСЕ, - это переживаемый ею самой острый кризис, внутренние противоречия, с некоторых пор присущие ей слабость и неэффективность. Эта объективная реальность вызвана тем, что созданная в совершенно иных геополитических условиях Организация, потеряв прежние пространственные ориентиры, а именно - разрядку напряженности на европейском континенте, - не смогла своевременно перестроиться и оказалась во власти инерционных сил. Вряд ли кто-то заинтересован в искусственном ослаблении нашей Организации - единственной универсальной региональной платформы, объединяющей 56 государств-участников в Северной Америке, Европе и Евразии, в т.ч. 4 мировые ядерные державы, а также членов множества политических и военно-стратегических блоков и организаций, некоторые из которых имеют сталкивающиеся интересы либо демонстративно игнорируют друг друга.

Хотел бы отметить, что на протяжении 35-и лет ОБСЕ переживала различные периоды. Были подъемы, когда она демонстрировала мощь и уверенность. Имели место и спады, характерные, в частности, для нынешнего времени. Усиление из года в год взаимных претензий, попытки пересмотреть приоритеты работы ОБСЕ, серьезные проблемы в реализации основного мандата, связанного с предотвращением конфликтов, привели к тому, что после Стамбульского саммита позитивный потенциал нашей Организации не только не укрепился, а напротив - оказался под серьезным сомнением ввиду максимального затягивания узла всевозможных проблем. Достаточно сказать, что за последние 11 лет не проводились саммиты глав государств и правительств ОБСЕ, с 2003 г. совещания министров иностранных дел проходят без принятия итоговых деклараций, из-за противоречий часто задерживается принятие бюджета Организации. Необходимо признать, что сегодня ОБСЕ фактически осуществляет лишь второстепенные функции в области обеспечения мира в Европе и Евразии.

Для Казахстана совершенно очевидно, что общая система ценностей должна объединять, а не разъединять ОБСЕ, что мы наблюдаем на протяжении последнего времени. Нам всем нужно продемонстрировать большую готовность к компромиссам в интересах поддержания единства внутри Организации. Пришло время, когда для сохранения ОБСЕ необходимо следовать общим интересам, а не демонстрировать многолетнюю бескомпромиссность в подходах, год от года делая невозможным решение ключевых проблем, откладывая их «на потом», «замораживая» конфликты, имеющие значительный взрывоопасный потенциал.

Для ОБСЕ не существует более и менее важных задач. Невозможно приоритезировать одно направление деятельности в ущерб остальным. Перекосы и дисбаланс привели к функциональным сбоям ОБСЕ и регрессу в выполнении своего мандата.

Основатели ОБСЕ создали уникальную организацию, органично включенную в общую архитектуру евро-атлантической и евразийской безопасности. Однако жизнь не стоит на месте. Появляются новые вызовы стабильности, деформируется содержание угроз, интернационализируются такие понятий как терроризм, политический и религиозный экстремизм, наркобизнес. Мы обязаны гибко, своевременно и адекватно реагировать на процессы, разрушающие конструкцию обеспечения безопасности. Наша цель состоит в том, чтобы укрепить ее, привести в соответствие с современными реалиями.


III. «ПЕРЕЗАГРУЗКА» ОБСЕ


Сегодня вопрос реформирования ОБСЕ имеет особую актуальность. Какие именно реформы намерено продвигать казахстанское председательство в рамках данной Организации? (Информационное агентство News.az (Азербайджан)



Казахстан, как председатель ОБСЕ абсолютно уверен, что не может быть много безопасности или существовать ее излишек. Безопасность должна быть всеобъемлющей и неделимой. Достичь таких условий, с нашей точки зрения, возможно, только путем оптимизации международно-правовых механизмов. Каким образом добиться этой цели - есть основной предмет заинтересованного диалога, который мы ведем со всеми участниками ОБСЕ.

Предыдущее греческое председательство немало сделало в данном направлении. Мы просто обязаны пойти дальше и в результате откровенного обсуждения в рамках «процесса Корфу» тщательно исследовать проблемы в практике предупреждения конфликтов, управления кризисами, а также изучить причины, препятствующие их эффективному разрешению.

Придерживаемся мнения, что эффективное обеспечение всеобъемлющей безопасности возможно только в случае достижения баланса измерений и преодоления внутрисистемных трудностей. Однако, это далеко не все. Всеобъемлющая безопасность - это еще и твердое следование всеми 56-ю странами принятым при вступлении в ОБСЕ добровольным обязательствам.

В данном случае также не может быть исключений. Согласившись с принципами ОБСЕ, все участники, вне зависимости от международной статусности, должны ответственно и последовательно им следовать. Если этого не происходит, формируется набор негативных условий, воздействующих на стабильность ситуации в ОБСЕ в целом, поскольку мы используем неделимую систему общеевропейской безопасности.

Кроме того, нынешние сложные условия объективно указывают на то, что политическому диалогу, как определяющему средству работы ОБСЕ, нужен новый импульс. Поэтому казахстанское председательство и выступило с инициативой о созыве Саммита ОБСЕ.

Мы также относимся к числу сторонников урегулирования правосубъектности и правоспособности ОБСЕ. Рассматриваем этот вопрос в контексте продолжения реформирования Организации. Считаем, что незавершенность международно-правовой конфигурации ОБСЕ самым негативным образом сказывается на эффективности нашей работы. Необходимо выходить на конкретные решения по поводу Устава ОБСЕ, четкой регламентации деятельности ее самостоятельных институтов и других подразделений, полевых операций на местах.

Главными вопросами в повестке дня Организации являются: сможет ли ОБСЕ стать организацией с единой культурно-исторической парадигмой, признающей многообразие нового миропорядка, или она останется сегментированной на блоки Организацией, в которой традиционный Запад стоит особняком от пространство «к востоку от Вены», а понятие европейской безопасности будет фактически касаться пространства от Ванкувера до Белостока, а не Владивостока?

В целом, председательство Казахстана представляет собой шанс для стран-участниц ОБСЕ найти такие точки соприкосновения, которые позволят заложить основы общего пространства стабильности, благополучия и безопасности на обозримую историческую перспективу.


В 2008 г. Россия выступила с инициативой подписания нового Договора о европейской безопасности. Насколько велика роль ОБСЕ и председательствующего Казахстана в достижении согласия между участниками Организации относительно этого документа? Возможно ли его принятие в ближайшие годы? Каковы основные разногласия и как, в представлении Казахстана, их можно преодолеть? (Информационная компания «БелаПАН» (Беларусь)


Мы рассматриваем эту инициативу как весьма актуальную и востребованную. Наш Президент поддержал видение Д.А.Медведева относительно реформирования системы европейской безопасности на основе принципов неделимой и равной безопасности, недопустимости обеспечения безопасности одних государств за счет других. В частности, Астана придерживается последовательной позиции о необходимости создания действенных инструментов предотвращения потенциальных и урегулирования существующих конфликтов. В этой связи практический интерес представляют механизмы рассмотрения вопросов, затрагивающих предмет Договора, а также споров и разногласий между его предполагаемыми участниками.
Важным моментом является и то, что проект Договора не ущемляет особый, приоритетный статус Совета Безопасности ООН в вопросах поддержания международного мира и безопасности. В целом, считаем, что Договор о европейской безопасности может и должен стать эффективным дополнением к существующим и формирующимся компонентам системы безопасности не только Европы, но и Евразии в целом.

Как Действующий председатель ОБСЕ в ходе своих многочисленных встреч с руководителями стран-участниц, а также различных международных организаций, в том числе ООН, ЕС, СНГ и так далее, постоянно высказываюсь в пользу совместного обсуждения российской инициативы.

Казахстанское председательство практически содействует процессу обсуждения будущего Евро-Атлантической и Евразийской безопасности в условиях новых вызовов и угроз, в том числе в контексте продвижения «процесса Корфу» и инициативы по Договору о европейской безопасности. Эти вопросы станут одними из основных в повестке дня неформальной встречи министров иностранных дел ОБСЕ в Алматы 16-17 июля и запланированной в ее рамках также неформальной встречи глав и высоких представителей 7-и международных организаций - ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, НАТО, ЕС, ООН и Совета Европы.

Наш уже немалый опыт интенсивных консультаций по проекту ДЕБ на различных уровнях и в различных форматах позволяет констатировать, что в сложившихся условиях на центральное место выходит если не устранение, то хотя бы сглаживание коренных различий в подходах России и США по вопросам безопасности на пространстве ОБСЕ. Представляется необходимым зафиксировать имеющиеся разногласия в этом направлении и вывести их за рамки двусторонних отношений, прежде всего, по линии Россия-США и Россия-НАТО.

При этом казахстанское Председательство в ОБСЕ готово всемерно содействовать процессу поиска возможных компромиссов, в том числе с учетом использования очевидного потенциала «процесса Корфу», без которых обмен мнениями относительно проекта Договора обречен принять бесконечный характер. Исходя именно из этих соображений, опять-таки представляется весьма своевременной и актуальной идея созыва Саммита ОБСЕ в течение 2010 года.

В этой связи мы в Астане с удовлетворением наблюдаем за наметившимися в последнее время позитивными тенденциями в отношениях в формате СНГ-ЕС и Россия-США/НАТО. Исхожу из фактов. Например, наконец начал работать в полную силу «Северный маршрут» поставок грузов для Международных сил содействия безопасности в Афганистане, проходящий через территорию Казахстана, Беларуси, России и Узбекистана. Надеемся также, что недалек тот день, когда ОДКБ и НАТО начнут реальное сотрудничество в борьбе с наркотрафиком из Афганистана и, в целом, международных усилиях по реабилитации этой истерзанной войной страны.

Усиливаются обнадеживающие тенденции в российско-американских отношениях -  «перезагрузка», которую искренне приветствуем. Подписание Договора СНВ-3 фактически ознаменовало настоящее окончание «холодной войны», стало основанием для качественно новых отношений в военной и стратегической сферах. Более того, в Праге номинально был дан старт процессу глобального ядерного разоружения, к чему неоднократно призывал и которому реально содействовал Казахстан.

Вслед за Казахстаном Литва начнет председательство в ОБСЕ. Какое наследие Казахстан оставит Литве в этой Организации? Какие, на Ваш взгляд, есть самые долгоиграющие проблемы, которые невозможно решить за время, отведенное стране-председателю, и которые приходится «перехватить» следующего председателю? (газета  «Литовский курьер» (Литва)



Безусловно, в контексте нашего председательства и активной деятельности в ОБСЕ мы не можем и не будем ограничиваться временными рамками нашего председательства. Мы - реалисты и отчетливо осознаем, что продвигаемый Казахстанским председательством процесс обновления ОБСЕ не ограничивается лишь 2010 годом, это задача на длительную перспективу, и Казахстан, как активный член организации, настроен на кропотливую и, если понадобится, многолетнюю работу в этом направлении.

Надеемся, что инициируемый нашим председательством Саммит ОБСЕ придаст мощный импульс развитию Организации, создав благоприятный фон для активной и плодотворной работы литовского председательства в 2011 году. Мы настроены оказывать всемерную поддержку нашим литовским друзьям по всем заявленным им предварительным приоритетам, которые в большой степени перекликаются с интересами Казахстана как государства Центральной Азии и Действующего председателя ОБСЕ. Имею в виду, в первую очередь, обеспечение безопасности в Европе и Центральной Азии, противодействие новым вызовам и угрозам, укрепление мер доверия и безопасности, межэтническая и межрелигиозная терпимость, транспорт и экологические проблемы.

В целом, мы готовы активно делиться с литовскими партнерами нашим опытом председательства. Кроме того, следует учитывать и то, что в 2011 году Казахстан будет входить, вместе с Литвой и Ирландией, в состав руководящей «Тройки ОБСЕ». В течение определенного периода мы будем председательствовать в такой важной структуре Организации, как Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ).


IV. ПРОБЛЕМА «ЗАМОРОЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ»


Один из самых главных вызовов для страны, председательствующей в ОБСЕ, - это так называемые «замороженные конфликты». У Казахстана есть свой рецепт решения таких конфликтов? (газета  «Литовский курьер» (Литва)
Как Казахстан в период своего председательства в ОБСЕ намерен продвигать процесс урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве? (Информационное агентство News.az (Азербайджан)




В настоящее время в зоне ОБСЕ насчитывается ряд неразрешенных конфликтов: Косово, Приднестровье, Нагорный Карабах, грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты. Эти конфликты возникли как результат обострения межэтнических противоречий в условиях распада или ослабления государств, на территории которых они протекали.

В рамках урегулирования этих конфликтов работают соответствующие структуры с участием ОБСЕ - переговорный формат «5+2» (Приднестровье), Женевские дискуссии (грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты), Минская группа ОБСЕ (Нагорный Карабах).

По традиции с начала текущего года я в качестве Действующего председателя ОБСЕ посетил ряд стран, вовлеченных в данные процессы. Мной назначен Специальный представитель по затяжным конфликтам Посол Болат Нургалиев, который активно ведет ежедневный диалог со всеми заинтересованными сторонами.

Считаю, что успех каждого председательства во многом зависит от результативности усилий по содействию урегулированию и достижению позитивных подвижек в рамках затяжных конфликтов, значение которых в международной и региональной политике существенно возросло.

Хотел бы отметить, что сравнительным преимуществом ОБСЕ является ее мандат и экспертиза в области предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций, нейтральная и прозрачная политика. ОБСЕ остается уникальным форумом для продолжения переговорного процесса с участием всех заинтересованных сторон.

Но, к сожалению, как мы видим, ОБСЕ иногда оказывается не в состоянии достичь видимых результатов, так как Организация является консультативным органом, лишенным, в отличие от ООН, реальных рычагов воздействия на подобные ситуации (размещение военного контингента, введение режима санкций). Как Вы знаете, все решения в ОБСЕ принимаются на консенсусной основе и такой подход в значительной мере затрудняет оперативное решение конфликтных ситуаций, трансформируясь в длительный процесс.

Кризис на Южном Кавказе в августе 2008 г. продемонстрировал реальную угрозу размораживания и эскалации конфликтов, а потенциал ОБСЕ в предупреждении и предотвращении конфликтов был поставлен под серьезное сомнение. Отрезвляющий опыт, полученный Организацией в последнее время, способствовал пониманию необходимости скорейшей ревизии используемой методологии, предназначенной для выполнения основного международного предназначения ОБСЕ.

В этой связи в ОБСЕ активизировались дискуссии по вопросу создания механизма предотвращения кризисов ОБСЕ с широким спектром инструментов и каналов реагирования на возможные кризисные ситуации. В выработке механизма предупреждения кризисов должны применяться единые стандарты и принципы. Главное средство раннего распознавания конфликтов считаю заинтересованные консультации, откровенный обмен мнениями по всему кругу вопросов, волнующему государства-участники.

Относительно рецептов для урегулирования затяжных конфликтов хотел бы отметить, что не может быть никакой альтернативы переговорам и постоянным дипломатическим усилиям, а главное - желание у сторон двигаться вперед. Любое использование силы или угрозы ею - это путь в никуда, в тупик, из которого затем десятилетиями мы пытаемся найти выход.

Кроме того, продвижении вопросов толерантности и недискриминации является одним из ключевых приоритетов казахстанского председательства. Убежден, что принципы толерантности, создание законодательных основ, способствующих последовательному росту взаимного доверия и уважения, максимально бережные и  ответственные действия в межнациональной  сфере должны стать залогом урегулирования существующих и предупреждения потенциальных конфликтов.


V. КАРАБАХСКАЯ ПРОБЛЕМА. АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

Какие шаги намерен предпринять Казахстан в рамках своего председательства в ОБСЕ для достижения прорыва в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта? (Информационное агентство «Интерфакс-Азербайджан» (Азербайджан)

Как Казахстан в период своего председательства в ОБСЕ намерен продвигать процесс урегулирования карабахского конфликта? (Информационное агентство News.az (Азербайджан)

Казахстан не понаслышке знаком с карабахской проблемой. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев еще в первые годы конфликта совместно с Борисом Ельциным проводил миротворческую миссию между Баку и Ереваном, бывал в регионе конфликта. Какую роль, на Ваш взгляд, сможет сыграть Казахстан в статусе председателя ОБСЕ в решении этого конфликта? (Интернет-издание Day.az (Азербайджан)


Казахстан, как председательствующая в ОБСЕ страна, заявляла о своей готовности активизировать усилия по урегулированию карабахской проблемы. Намерена ли официальная Астана выступить с новыми инициативами по этой проблеме? (Информационное агентство «Новости-Армения» (Армения)

Включена ли в повестку саммита ОБСЕ в Астане проблема урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и каковы Ваши ожидания от ожидающегося в рамках этого мероприятия очередного раунда переговоров между главами Азербайджана и Армении? (Интернет-издание Day.az (Азербайджан)

Как Вы считаете, можно ли заниматься решение карабахской проблемы дистанционно, не посещая Карабах и не зная мнение его народа? (Информационное агентство «Новости-Армения» (Армения)

Минская группа ОБСЕ за все годы своей деятельности так и не сблизила позиции Баку и Еревана по карабахской проблеме. Как Вы относитесь к мнению о необходимости обновления состава стран-сопредседателей с целью придания нового импульса переговорному процессу? (Информационное агентство «Интерфакс-Азербайджан» (Азербайджан)

Будет ли Казахстан и в дальнейшем поддерживать усилия Минской группы ОБСЕ? Какова позиция Астаны в процессе урегулирования конфликта? (Информационное агентство «Новости-Армения» (Армения)

В последнее время вопрос Карабахского урегулирования становится предметом обсуждения в формате различных международных структур, в частности, ПАСЕ. Не мешают ли, на Ваш взгляд, подобные параллельные процессы продвижению переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ? (Газета «Голос Армении» (Армения)


Отвечая на эти вопросы, хотел бы первым делом акцентировать, что безопасность и стабильность на Южном Кавказе, включая содействие урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, является приоритетом председательства РК в ОБСЕ. Казахстанское председательство готово к активной посреднической деятельности во имя восстановления мира и безопасности, налаживания полноценного регионального сотрудничества в этом регионе. Мы считаем, что Казахстан, обладающий общей историей с Азербайджаном и Арменией, пониманием и знанием истории вопроса как руководитель ОБСЕ, может придать позитивный импульс  переговорному процессу, укреплению доверия между Баку и Ереваном.

О том внимании, которое казахстанское председательство уделяет содействию урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, свидетельствует то, что свой первый визит в качестве Действующего председателя ОБСЕ я начал с Азербайджана и Армении. Здесь хотел бы отметить, что мы внимательно следим за ходом переговоров и считаем, что настало время для выхода на решение, которое позволит достигнуть компромисса.

Немаловажно, что дальнейшая нерешенность конфликта самым негативным образом влияет на стабильность в регионе, подрывает возможность реализации региональных проектов. Кавказ играет важную роль в глобальных процессах, в том числе в обеспечении энергетической безопасности.  Через регион транспортируется основной поток каспийской нефти. Инвесторам далеко не безразлична ситуация в сфере безопасности и стабильности, которая напрямую влияет на их планы экспорта энергоресурсов и их стоимость на мировых рынках.

Альтернативы мирному урегулированию данного конфликта не существует. Прочный мир может быть достигнут только на основе компромисса. Поддерживаем миротворческие усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые выполняют важную работу по созданию необходимых условий для поддержания динамики переговорного процесса. Очень важно, что все три государства-посредника (Франция, Россия и США)  демонстрируют искреннюю заинтересованность в скорейшем разрешении конфликта, очередным свидетельством чего стало заявление президентов трех стран на саммите «большой двадцатки» в Канаде в июне сего года.

В настоящее при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ время ведется работа по подготовке встречи Министров иностранных дел Азербайджана и Армении с участием ДП ОБСЕ, посвященной урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, в рамках неформальной министерской встречи ОБСЕ 16-17 июля с.г. в Алматы.


VI. ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКИЙ И ГРУЗИНО-АБХАЗСКИЙ КОНФЛИКТ.

Вопрос: Какие меры предпринимает ОБСЕ для решения грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов? Вообще насколько реально решение этих конфликтов мирным путём? (Газета «The Georgian Times» (Грузия)


Как и в случае с Нагорным Карабахом, альтернативы мирному урегулированию конфликтов в Грузии не существует. Казахстан, как страна-посредник в мирном урегулировании грузино-югоосетинской и грузино-абхазской проблем, намерен подходить к переговорному процессу энергично, объективно и при этом беспристрастно. Необходимо искать пути реализации Плана Медведева-Саркози с обязательным вовлечением ОБСЕ. Важным является восстановление прерванного с лета 2009 г. присутствия ОБСЕ в Грузии в приемлемой для всех сторон форме.

Казахстан приветствует и поддерживает Женевские дискуссии по вопросам безопасности и стабильности на Южном Кавказе, которые проводятся на основе договоренностей президентов России и Франции.
Состоявшиеся в январе 9-й и в марте 10-й раунды Женевских дискуссий продемонстрировали расхождения в позициях участников. В то же время, обнадеживает то, что стороны признают необходимость диалога. Важно любыми способами сохранять позитивную динамику. Очередная встреча в Женеве состоялась в июне 2010 г.

Приветствуем приверженность Грузии решению проблемных вопросов посредством диалога в существующих рамках Женевских дискуссий и Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ). Мой Специальный представитель совершает регулярные визиты и выступает посредником в проведении заседаний в рамках МПРИ совместно с Миссией наблюдателей ЕС.

Необходимо поэтапное, поступательное продвижение к созданию благоприятной атмосферы для переговоров, что потребует встречных шагов как от Тбилиси, так и от Цхинвали и Сухуми. В частности, в тесном сотрудничестве с ЕС и ООН, мы пробуем различные способы обеспечения того, чтобы диалог по безопасности и экономико-гуманитарным вопросам имел бы результатом практические действия, которые способствовали бы постепенному снижению напряженности и решению каждодневных проблем населения, проживающего по обе стороны линии административного контроля.

В этом контексте приветствуем тот факт, что в недавно одобренной правительством Грузии стратегии в отношении Абхазии и Южной Осетии «Участие путем сотрудничества» однозначно сказано, что Ваша страна для урегулирования конфликтов использует только мирные методы. Заслуживает также внимания поставленный в этом документе акцент на восстановлении человеческих, гуманитарных связей.


VII. ПРИДНЕСТРОВСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ

С момента Приднестровского вооруженного конфликта прошло почти 20 лет. Непризнанная Приднестровская Молдавская Республика фактически все это время существует как отдельное государство, где складывается свое общественное воззрение на большинство событий как в регионе, так и в мире, во многом отличное от сложившегося в Молдавии за период независимости. Существует мнение, что, исходя из этого, оба берега Днестра не смогут уже воссоединиться и стать единым государством. Какова Ваша точка зрения по данному вопросу? («Новости-Молдова» (Молдавия)

Содействие процессу Приднестровского урегулирования является важным приоритетом в работе казахстанского председательства ОБСЕ. Выступаем за подлинное разрешение конфликта исключительно мирными, политическими средствами. В этой связи придаем особое значение возобновлению официальных переговоров в формате «5+2». Как известно, вопросы политического урегулирования в течение последних 4-х лет в рамках указанного формата не обсуждались.

Как вы знаете, 24 мая в Астане под эгидой Действующего председательства ОБСЕ состоялись консультации по приднестровскому урегулированию в формате «5+2», договоренность о проведении которых была достигнута в ходе моего визита в Кишинев и Тирасполь 1 апреля с.г.

Переговоры - формальные и неформальные, двусторонние и многосторонние - необходимы для генерирования мер доверия, обозначения проблем и оперативного совместного реагирования на вероятные инциденты. Чрезвычайно важно налаживать и укреплять действующие механизмы для контактов между сторонами на разных уровнях. В рамках состоявшихся консультаций в Астане отмечалось, что есть и позитивные примеры, в частности признаки прогресса в решении ряда практических вопросов между Кишиневом и Тирасполем.

Действующее председательство позитивно оценивает недавнее совместное заявление Президентов России и Украины по вопросам урегулирования приднестровской проблемы. Мы солидарны с призывом к Молдове и Приднестровью воздерживаться от односторонних действий, которые могут осложнить ситуацию в регионе и перспективы поиска выхода.

Демократия и процветание Молдовы весьма важны для процесса урегулирования. Реинтеграция в Молдове должна стать привлекательной перспективой для приднестровцев.

В целом для казахстанского председательства формула урегулирования состоит в принципе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Молдовы при обеспечении надлежащего статуса Приднестровья, уважении политических, экономических и гуманитарных прав жителей региона.
 
VIII. ОБСЕ И ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЫБОРАМИ

ОБСЕ часто упрекают в необъективности оценки выборов, проводимых в странах бывшего СССР. Может ли, и если да, то каким образом, председательство Казахстана в ОБСЕ способствовать повышению объективности отношения этой организации к выборам, в частности, к парламентским выборам в Азербайджане, предстоящим в ноябре этого года? (Интернет-издание Day.az (Азербайджан)

В Азербайджане в этом году пройдут парламентские выборы. Какими Казахстан ожидает увидеть эти выборы? (Информационное агентство News.az (Азербайджан)

Каковы Ваши ожидания от предстоящих в ноябре этого года парламентских выборов в Азербайджане? (Информационное агентство «Интерфакс-Азербайджан» (Азербайджан)


Мы как Действующее председательство в ОБСЕ удовлетворены конструктивным характером сотрудничества между Азербайджаном и ОБСЕ, в целом, а также правительством и Офисом ОБСЕ в Баку.
Азербайджан уже проделал большой путь в деле внедрения демократических ценностей в своей стране. Уверен, что Баку продолжит предпринимать соответствующие меры в данном направлении.

В этой связи отмечаем важность предстоящих 7 ноября в Азербайджане парламентских выборов, в наблюдении за проведением которых примут участие БДИПЧ/ОБСЕ и Парламентская Ассамблея ОБСЕ.

Следует отметить, что миссией БДИПЧ/ОБСЕ, наблюдавшей за президентскими выборами в Азербайджане в 2008 году, был отмечен значительный прогресс в выполнении обязательств ОБСЕ и других международных стандартов по проведению демократических выборов. В частности, в июне 2008 г. приняты поправки в избирательный кодекс в соответствии с рекомендациями БДИПЧ и Венецианской комиссии Совета Европы.
Позитивно оцениваем принятие в мае 2008 г. закона о свободе собраний, который соответствует международным стандартам.


IX. СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛИЗАЦИИ В КЫРГЫЗСТАНЕ


Господин председатель, какой Вы видите текущую ситуацию в Кыргызской Республике по итогам апрельского переворота и нынешней полулегитимности Временного правительства страны? Не скажется ли данная ситуация негативным образом на взаимоотношениях нашей страны с мировым сообществом? (Газета «Общественный рейтинг» (Киргизия)


Ситуация в Кыргызстане сейчас крайне сложная и хрупкая. На данном этапе, Казахстану, как Действующему председателю ОБСЕ, а равно и всем нам, нужно действовать предельно ответственно, чтобы создать условия для возобновления устойчивого развития Кыргызской Республики.

С первого дня трагических событий в Вашей стране Казахстан оказывает помощь и поддержку братскому народу, как на двусторонней основе, так и в качестве Действующего председателя ОБСЕ. Как Вы хорошо знаете, в результате совместных усилий

Президентов Казахстана Нурсултана Назарбаева, США Барака Обамы и России Дмитрия Медведева, а также активных посреднических действий ОБСЕ, ООН и ЕС, была достигнута договоренность с Временным правительством и К.Бакиевым о его выезде из страны. Это стало важным шагом по пути урегулирования ситуации в стране и ее возврату в правовое поле, недопущению гражданской войны.

В ходе моего визита в Бишкек в апреле я встречался с членами Временного правительства, общественно-политическими деятелями и неправительственными организациями.

Как действующий председатель ОБСЕ, Казахстан приветствовал успешное проведение всенародного референдума в Кыргызстане 27 июня, символизирующего решительный шаг к политической стабильности, восстановлению конституционного порядка и легитимности действующих органов власти.

Мы отмечаем, что ОБСЕ искренне заинтересована в том, чтобы ситуация в Кыргызстане окончательно вернулась в созидательное русло и в этой связи призывает государства-участники и международные структуры в возможно короткие сроки выработать план оказания масштабной помощи стране. Считаем, что своевременные, эффективные и скоординированные действия мирового сообщества станут важным фактором внутриполитической стабилизации, поддержания и укрепления региональной безопасности и сотрудничества, обеспечения устойчивого экономического развития и полноценной защиты демократических устоев Кыргызстана.

Действующее председательство поддерживает предварительные оценки, данные состоявшемуся плебисциту миссией Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)

Проведение референдума - это только начало сложного пути восстановления верховенства закона, дальнейшего демократического и социально-экономического развития страны.

Мы уверены, что скоординированные шаги, предпринимаемые представителями таких авторитетных международных организаций, как ОБСЕ, ООН, ЕС и ОДКБ, будут способствовать скорейшему преодолению последствий кризиса.
Мы верим в светлое будущее Кыргызстана и считаем сегодняшние трудности временным явлением. Убежден, что Кыргызстан с достоинством выйдет из зоны политической турбулентности и вступит на путь уверенного развития.

В интересах всего народа Кыргызстана мы неустанно призываем все политические силы страны к скорейшему обеспечению стабильности, восстановлению общественного порядка и верховенства закона, к решению наиболее острых социально-экономических проблем.


 Каковы главные уроки Киргизии для постсоветского пространства? (Газета «Известия» (Украина)


Хотел бы отметить, что произошедшие события в Кыргызской Республике являются внутренним делом самого государства, как самостоятельного участника международных отношений и субъекта международного права.

Казахстан, как Действующий Председатель в ОБСЕ, стремился вносить посильный вклад в международные усилия по преодолению кризиса в Кыргызстане. Благодаря усилиям Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева была предотвращена угроза гражданской войны, последствия которой могли бы стать катастрофичными для Кыргызстана.

Казахстанскому внешнеполитическому ведомству удалось оперативно запустить механизм координации действий различных международных организаций, благодаря чему была предотвращена эскалация напряженности между Севером и Югом Кыргызстана, налажено взаимодействие государственных структур с неправительственными организациями.

Не секрет, что события в Кыргызстане весны и лета 2010 года в некотором роде способствуют появлению ряда вызовов и угроз для внутренней безопасности не только Кыргызстана, но центрально-азиатского региона в целом. В этой связи, для кыргызского руководства одними из ключевых задач должны стать сохранение гражданского мира и согласия, создание дееспособной системной власти, основанной на стратегических компромиссах между различными политическими силами, а также «здравый подход» к недопущению прецедента повтора своего рода цветных революций на перманентной основе.

События в Кыргызстане - большой урок для всех, кто искренне заботится о благополучии своих стран. Как отметил Президент Н.А.Назарбаев, без порядка, основанного на законности, невозможны ни инвестиции в экономику, ни дальнейшее развитие любого государства.

Казахстан заинтересован в скорейшей стабилизации обстановки в Кыргызской Республике, в восстановлении экономики и государственного устройства в стране. Мы готовы и в дальнейшем приложить все возможные усилия по созданию условий для устойчивого развития Кыргызстана, в том числе с задействованием площадок международных организаций, включая казахстанское председательство в ОБСЕ.


X. СОТРУДНИЧЕСТВО НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ




Каковы приоритеты политики Астаны в СНГ, что для Вас значит эта организация? Не изжила ли она себя? (Газета «Известия» (Украина)

Какие шаги предпринимает Казахстан для укрепления сотрудничества в рамках ОДКБ и СНГ и их должного представления на площадке ОБСЕ? (Информационное агентство «Новости-Армения» (Армения)

Как известно, страны СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС придерживаются в принципе скоординированной политики в ОБСЕ. Кто их главные союзники в организации? (Информационная компания «БелаПАН» (Беларусь)


С позиций активного участника и Действующего председателя ОБСЕ Казахстан всегда выступал и выступает за развитие сотрудничества Организации с другими региональными структурами в сферах общих интересов. Конечной целью этого процесса мы видим формирование общего пространства безопасности во всем многообразии ее форм (военная, экономическая, экологическая, гуманитарная и т.д.), участники которого взаимодействовали бы на основе принципа взаимодополняемости усилий и привнесения собственной «добавленной стоимости».

Разумеется, это процесс сложный, многоступенчатый и многоаспектный, и не лишенный, на отдельных этапах, определенных межинституциональных противоречий. Однако мы уверены, что общими усилиями данная цель, в конечном счете, будет достигнута.


 Каковы приоритеты политики Астаны в СНГ, что для Вас значит эта организация? Не изжила ли она себя?  (Газета «Известия» (Украина)

Казахстан всегда был и остается убежденным сторонником укрепления сотрудничества со странами СНГ, в том числе и многостороннем формате. Содружество, по сути, является единственной структурой на постсоветском пространстве, объединяющей (за исключением стран Балтии и Грузии) бывшие республики СССР и выполняющей важные функции по поддержанию политических контактов, развитию экономического и гуманитарного и других видов сотрудничества. К сожалению, груз имеющихся в СНГ проблем не позволяет полностью раскрыть огромный потенциал этого объединения.

К числу приоритетных для Казахстана направлений в СНГ можно отнести экономическое и гуманитарное взаимодействие. Помимо этих направлений, Казахстан уделяет в рамках СНГ особое внимание борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной преступностью, вопросам регулирования миграции, военному сотрудничеству и др.

Для более продуктивной и эффективной работы по инициативе Президента Казахстана  Н.А. Назарбаева в СНГ стал использоваться принцип «Один год - одна тематика». Так,  2007 год посвящен миграции, 2008 год - транспорту, 2009 - энергетике, 2010 - науке и инновациям.  По итогам года принимается, как правило, один  концептуальный документ - своего рода «дорожная карта» по заданной тематике.

В числе важных для нас задач остается решение вопроса о повышении эффективности деятельности СНГ. В свое время, Президент Н.А.Назарбаев   инициировал ряд предложений по реформированию СНГ, многие из которых нашли отражение в Концепции по дальнейшему развитию СНГ от 5 октября 2007 года. Часть из них уже была реализована, а остальные - находятся в стадии проработки.

В целом, мы считаем, что Содружество Независимых Государств себя не изжило и продолжает выполнять важные гармонизационные функции на постсоветском пространстве. Каждый член СНГ заинтересован в его сохранении, самостоятельно выбирая при этом формат своего участия в нем (полный или ограниченный), а также направления развития сотрудничества.


 Какие шаги предпринимает Казахстан для укрепления сотрудничества в рамках ОДКБ и СНГ и их должного представления на площадке ОБСЕ? (Информационное агентство «Новости-Армения» (Армения)


Развитие и укрепление сотрудничества в рамках ОДКБ является одним из приоритетов внешней политики Республики Казахстан.

ОДКБ рассматривается нами в качестве механизма укрепления региональной безопасности, который направлен на обеспечение стабильности в стране и регионе, противодействие новым вызовам и угрозам, а также предотвращение возникающих угроз.

Особое внимание в рамках ОДКБ казахстанская сторона уделяет совместным мерам по борьбе с новыми вызовами и угрозами, в том числе, исходящим с территории Афганистана.

В рамках совершенствования механизма координации внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ расширяется практическое взаимодействие с ООН с акцентом на вопросы борьбы с международным терроризмом, консолидируются возможности существующих в регионе многосторонних механизмов (ЦАРИКЦ, ШОС, СВМДА) в целях увеличения совместного потенциала в борьбе с вызовами и угрозами трансграничного характера.

Развитие сотрудничества с ОБСЕ на равноправной основе составляет одну из важных сфер деятельности ОДКБ. Данное направление рассматривается Казахстаном как эффективное средство укрепления региональной и международной безопасности, стабильности и усиления потенциала реагирования государств - членов ОДКБ на глобальные вызовы и угрозы.

В этой связи, 14 июня 2009 года в г. Москва решением СМИД ОДКБ утверждены «Основные направления развития взаимодействия ОДКБ с ОБСЕ».

Таким образом, ОДКБ демонстрирует готовность к сотрудничеству с другими международными организациями в сфере безопасности.
Казахстан являлся коллективным кандидатом от стран Содружества на пост председателя ОБСЕ. В этой связи, программа председательствования Казахстана сформирована с учетом предложений всех наших партнеров по СНГ. До вступления на пост председателя в ОБСЕ и во время председательствования Казахстан проводит самые активные консультации со странами СНГ  как в двустороннем, так и многостороннем формате.

В программе председательствования Казахстана в ОБСЕ представлены все без исключения актуальные проблемы постсоветского пространства.  Так, в центре нашего внимания вопросы урегулирования «замороженных конфликтов», содействие в решении экономических и экологических проблем и т.д. Нами была проведена уже огромная работа по этим вопросам.        
Я выражаю благодарность своим коллегам и друзьям за поддержку и понимание, конструктивный подход к решению общих задач на пространстве ОБСЕ. Могу с уверенностью отметить, что залогом нашего успешного председательства является огромный авторитет и выдающиеся качества лидера международного масштаба - Нурсултана Абишевича Назарбаева. 


Как известно, страны СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС придерживаются в принципе скоординированной политики в ОБСЕ. Кто их главные союзники в организации? (Информационная компания «БелаПАН» (Беларусь)


В силу сложившихся исторических и политических традиций, страны СНГ и ОДКБ оказывают взаимную поддержку в рамках различных международных организаций, в том числе и ОБСЕ. Это не означает, что мы стремимся к созданию «блоковости». Наоборот, мы пытаемся выстроить нормальные конструктивные отношения со всеми членами организации.


XI. РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

Таджикистан в этом году столкнулся с транспортной блокадой со стороны Узбекистана. Как Вы оцениваете подобные действия для решения водно-энергетических проблем в Центральной Азии? Какую роль в разрешении подобных конфликтов может играть ОБСЕ и Вы в том числе, как представитель Центрально-Азиатской страны, ныне председательствующей в Организации? (Информационное агентство «Азия Плюс» (Таджикистан)

К большому сожалению, в сфере совместного использования водно-энергетических ресурсов в Центрально-Азиатском регионе на сегодняшний день действительно сложилась непростая ситуация. В данном вопросе позиция Казахстана остается неизменной. Убеждены, что урегулирование спорных вопросов путем переговоров с целью достижения взаимовыгодных компромиссов является единственно возможным подходом.

Вы знаете, что наша страна находится в нижнем течении реки Сырдарья, и мы наиболее сильно ощущаем проблему с водообеспечением. Поэтому мы прекрасно осознаем, что данную проблему можно успешно решить только за счет согласованной водной политики совместно со всеми Центрально-Азиатскими государствами. Мы неоднократно призывали все стороны разработать универсальный механизм регулирования водно-энергетических отношений на взаимных основах, который бы обеспечил долгосрочные решения проблем энергетического дефицита в зимний период в странах верховья и дефицита водных ресурсов в вегетационный период в странах низовья.

Вместе с тем, сближение позиций Центрально-Азиатских государств в области использования водных ресурсов не может рассматриваться обособленно от разработки эффективных моделей развития экономики каждой страны.

Далее, сейчас всеми признается, что нарастающие противоречия в водной сфере усугубляют и без того катастрофическую обстановку в регионе, возникшую вследствие высыхания Аральского моря. В связи с председательством Казахстана в

Международном фонде спасения Арала, в настоящее время осуществляется работа по активизации деятельности Фонда под непосредственным руководством Президента МФСА, Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, направленная на оздоровление и сохранение бассейна Аральского моря.

Кроме того, в свете председательства Казахстана в ОБСЕ, в рамках экономико-экологического измерения ОБСЕ нами продвигается тема «Создание механизмов мониторинга и превентивного реагирования на экологические угрозы в качестве мер укрепления региональной безопасности (на примере бассейна Аральского моря)».

В рамках сотрудничества между МФСА и ОБСЕ, во второй половине текущего года запланировано проведение Международной конференции доноров по проблемам Аральского моря, которая, по нашему мнению, будет способствовать привлечению дополнительных донорских средств для решения насущных проблем региона, связанных с управлением и использованием трансграничных рек, а также эффективной экологической реабилитации бассейна Аральского моря.

В целях укрепления водно-энергетической и экологической безопасности в Центральной Азии мы намерены вывести диалог между государствами региона по водно-энергетическим проблемам на более высокий уровень, в рамках международного права. При этом хотелось отметить необходимость существенных действий по решению водно-энергетических проблем со стороны самих государств региона. Ведь решение проблем в рамках ОБСЕ без поддержки и понимания Ваших стран региона невозможно.

Относительно ситуации с транспортировкой таджикских грузов через территорию Узбекистана считаю, что этот вопрос необходимо решать за столом переговоров с привлечением заинтересованных государственных и экономических структур двух стран.


XII. ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ С КАЗАХСТАНОМ


 Каковы перспективы отношений Украины и Казахстана, какие направления Вы считаете приоритетными? (Газета «Известия» (Украина)

Украина и Казахстан имеют общее историческое прошлое, что непременно оказало влияние на формирование теплых и доверительных отношений между нашими странами.

Хочу отметить, что Казахстан рассматривает Украину в качестве своего важного политического и экономического партнера на пространстве СНГ и Европе.

В нашей стране в мире и согласии с другими национальностями проживает большая диаспора украинцев (около 330 тысяч человек), которая создает «живой мост» между Астаной и Киевом.

Дополнительный импульс нашим двусторонним отношениям придал официальный визит Вашего Президента В.Януковича в Астану 7 апреля текущего года. Мы высоко оцениваем тот факт, что глава Украины посетил Казахстан в числе первых стран после победы на президентских выборах. Это говорит о важности развития отношений с Казахстаном для руководства Украины.

В ходе визита были подробно обсуждены важные вопросы торгово-экономического сотрудничества, а также подписана «Дорожная карта-3», которая должна послужить новым стимулом к активному развитию всего комплекса нашего взаимодействия.

Одним из ключевых секторов нашего сотрудничества безусловно является топливно-энергетический комплекс. В частности, Казахстан заинтересован увеличить транзит казахстанской нефти на европейские рынки через территорию Украины до 6 млн. тонн в течение 2010 г.

Также большие возможности для казахстанско-украинского сотрудничества имеются в транспортно-транзитной сфере.
Вопрос строительства в одном из черноморских украинских портов терминала по перевалке казахстанского зерна будет внесен в Повестку дня предстоящего 9-го заседания казахстанско-украинской Межгосударственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в этом году.

Казахстан продолжает инвестировать в Грузию. Чем она привлекает Вашу страну? (Газета «The Georgian Times» (Грузия)

Грузия и Казахстан установили дипломатические отношения в 1992 году. С тех пор наши страны ведут постоянный политический диалог в двусторонних и многосторонних форматах, созданы межпарламентские группы дружбы, действует Межправительственная казахстанско-грузинская экономическая комиссия. Наши страны сотрудничают в сферах энергетики, транспорта, связи, также в сельском хозяйстве и финансах.

Казахстан является одним из крупных торговых партнеров Грузии, наши инвестиции вложены в сферы газоснабжения, телекоммуникаций, туризма. Инвестиционное сотрудничество между Казахстаном и Грузией развивается очень активными темпами.

Как вы правильно заметили, на сегодняшний день в экономике Грузии доля казахстанского капитала очень велика.

Безусловно, прежде всего данное направление для нас былопродиктовано, в первую очередь экономической целесообразностью. В 2005 году, в Грузии стартовала государственная программа по привлечению инвестиций, открывшая для нас большие возможности. Наряду с этим, в стране начались экономические преобразования, которые способствовали развитию совместных проектов.

Конечно нельзя не отметить, очень выгодное географическое положение Грузии, которая имеет выход на Черное море, а вместе с тем и выход на европейские рынки. Таким образом, приобретая активы в Грузии мы стремимся реализовывать свою концепцию о выходе казахстанских товаров на конечного потребителя в Европе.

Как Вы оцениваете уровень армяно-казахстанских отношений? Какие перспективные направления сотрудничества Вы видите? (Информационное агентство «Новости-Армения» (Армения)

Со времени обретения независимости Казахстан и Армения развивают двусторонние отношения в духе партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Обе страны являются активными участниками сотрудничества в рамках СНГ и ОДКБ, взаимодействуют в ООН, ОБСЕ и других мировых и европейских структурах.

За эти годы мы сумели создать солидную двустороннюю договорно-правовую базу, насчитывающую 31 документ на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях.

Активно развивается и двусторонняя торговля. По данным Агентства РК по статистике, объем внешнеторгового двустороннего оборота за 2009 год составил 5,1 млн. долл. США, при этом объем казахстанского экспорта - 2,7 млн. долл., импорт из Армении - 2,4 млн. долларов.

В Казахстане зарегистрировано более 80 средних и малых предприятий с участием армянского капитала, из которых 21 являются совместными предприятиями. Основными направлениями их деятельности являются оптовая торговля, сфера услуг и производство строительных материалов.

Динамизм в широкий диапазон двустороннего сотрудничества вносит деятельность Казахстанско-армянской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

В настоящее время наши правительства продолжают совместную работу по выполнению договоренностей, достигнутых по итогам третьего заседания казахстанско-армянской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, состоявшегося 12 мая 2009 г. в Ереване.

Во-первых, увеличилось количество казахстанско-армянских совместных предприятий с 60 до 80. По состоянию на 2009 г. общий объем казахстанских инвестиций, вложенных в экономику Армении, составил 11,3 млн. долл. США, в то же время армянской стороной в экономику Республики Казахстан были инвестированы 2,0 млн. долл. США.

Во-вторых, решен вопрос по организации прямых авиарейсов между двумя государствами. Казахстанская  авиакомпания «Скат» выполняет полеты по маршруту Актау - Ереван с частотой 3 раза в неделю.

Одним из важных факторов дружественных отношений между нашими странами является 30-тысячная армянская диаспора, проживающая в Казахстане, которая создает «живой мост» между нашими государствами. Армяне в Казахстане имеют свои национально-культурные центры и школы, представлены в Ассамблее народов Казахстана.
Что касается перспектив, то они в двусторонних отношениях РК и Армении весьма обширны.

В настоящее время стороны проводят работу по углублению взаимного сотрудничества по поддержке частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, в области сельского хозяйства, транспорта и связи, строительства, здравоохранения и других отраслях.

Например, можно выделить обоюдную заинтересованность в  развитии сотрудничества между Парком информационных технологий «Алатау» в г. Алматы и Гюмрийским технопарком.
На рассмотрении сторон находится ряд документов, призванных в дальнейшем расширить наши связи.

Спасибо за Ваши вопросы.


БИОГРАФИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБСЕ, ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ - МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН К.Б.САУДАБАЕВА

Саудабаев Канат Бекмурзаевич

Родился в Алматинской области в 1946 году. Закончил Ленинградскийинститут культуры им. Н.Крупской и Академию общественных наук при ЦК КПСС.
Трудовую деятельность начал режиссером Казахского академического театрадрамы имени М.Ауэзова. Затем многие годы проработал в сфере культуры, в томчисле в качестве заведующего отделом культуры Совета министров Казахской ССР,заместителя министра культуры, Председателя Государственного комитета по кино иПредседателя Государственного комитета по культуре - министра.
В 1991 году переходит на дипломатическую работу, став первымПолномочным Представителем Казахской ССР в СССР.
В 1992 году К.Саудабаев был назначен первым Чрезвычайным и ПолномочнымПослом Республики Казахстан в Турецкой Республике.
В 1994 году - Министр иностранных дел РК.
В 1994-96 гг. - Посол Казахстана в Турции.
С 1996 по 1999 гг. - Посол РК в Великобритании, а также Норвегии,Швеции и Ирландии (по совместительству).
В 1999-2000 гг. работал Руководителем Канцелярии Премьер-министра РК вранге члена Правительства.
С 2000 г. до мая 2007 г. - Чрезвычайный и Полномочный Посол РеспубликиКазахстан в Соединенных Штатах Америки и Канаде (по совместительству).
15 мая 2007 г. Указом Президента Республики Казахстан КанатБекмурзаевич Саудабаев был назначен Государственным Секретарем.
4 сентября 2009 года Указом Президента Республики Казахстан Канат Бекмурзаевич Саудабаев назначен Государственным секретарем Республики Казахстан- Министром иностранных дел Республики Казахстан.
Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
Владеет английским, немецким и турецкими языками.
Имеет степени кандидата философских наук от Казахского государственногоуниверситета (1981 г.) и доктора политологии от Московского государственногоуниверситета (2000 г.). Награжден орденами "Отан" и "Курмет".
Женат, имеет троих детей и четырех внуков.


 НАША СПРАВКА:

В 2010 г. Казахстан стал первой страной на постсоветском пространстве, возглавившей ОБСЕ. С 2009 по 2011 г. страна входит в руководящую «Тройку ОБСЕ», включающую действующего, предыдущего и следующего председателей. Согласно Уставу, Председатель ОБСЕ руководит текущей деятельностью Организации и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций. Следующим председателем ОБСЕ (в 2011 году) готовится стать Литовская Республика.

Вступив в должность Председателя ОБСЕ, Казахстан объявил курс на «перезагрузку» Организации, заявил о необходимости равного наполнения всех трех «корзин» функционала ОБСЕ (безопасность, экономика и экология, гуманитарное измерение). Астана провозгласила  главным принципом своего Председательства «принцип четырех «Т»: доверие (Trust), традиции (Tradition), транспарентность (Transparency), толерантность (Tolerance).

Казахстаном на посту Председателя ОБСЕ был выдвинут ряд инициатив: актуализированы переговоры по урегулированию «замороженных конфликтов», сделаны предложения по невоенному решению афганской проблемы, по глобальному ядерному разоружению и др. В качестве Председателя ОБСЕ Казахстан участвует в урегулировании конфликта в Киргизии.

После 11-летнего перерыва в 2010 г. Казахстан предложил провести Саммит глав государств-участников ОБСЕ в Астане. Кроме того, в этом году планируется ряд крупных международных мероприятий на высоком уровне: Саммит СВДМА (7-8 июня), неформальный Совет глав МИД стран-членов ОБСЕ (19-20 июня), Всеобъемлющая конференция ОБСЕ по толерантности и недискриминации (29-30 июня) и др.

Помимо председательства в ОБСЕ Казахстан в этом году председательствует также в  ЕврАзЭС. Астана является инициатором создания и участником Антикризисного фонда ЕврАзЭС, Таможенного союза, Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ и др. форматов межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве.

В Казахстане действует государственная программа «Путь в Европу», которая предполагает имплементацию передового европейского опыта экономических, политических и социальных реформ,  усиление экономических и межцивилизационных связей между Европой и Азией. В 2011 году Казахстан возглавит одну из наиболее авторитетных азиатских и исламских организаций -  Организацию Исламская конференция (ОИК).

http://www.newskaz.ru/politics/20100712/664626.html

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение