Россия, Москва

info@ia-centr.ru

После выбора. Три года назад в Казахстане стартовала избирательная кампания в Мажилис.

12.07.2010

Автор:

Теги:
 

Андрей Карпов

 

 

        Прошло почти три года с момента досрочных выборов в Мажилис Парламента РК. 11 июля завершилось выдвижение кандидатов по партийным спискам. В Астане и Алматы начали свою работу постоянные мониторинговые центры ШОС и МПА СНГ.

        Избирательная кампания, которая должна была стать логическим завершением политической реформы 2007 года, привела к формированию однопартийного парламента и закреплению Нур Отан в качестве единственного публичного игрока на партийном поле страны. Оппозиция лишилась даже видимости участия в процессе законотворческой деятельности.

       Между тем, еще в самый канун голосования опросы общественного мнения, да и большинство местных и зарубежных экспертов отдавали двум оппозиционным партиям -ОСДП и Ак жол некоторое количество мест в Мажилисе, в качестве удобных и предсказуемых спарринг-партнеров для партии власти. Именно поэтому исход избирательной кампании удивил даже самых информированных аналитиков - в каком-то звене система дала сбой и вместо цивилизованного многопартийного парламента, вышло то, что вышло.

      Напомню, что в результате политической реформы выборы в Мажилис проходили по новым правилам - 98 депутатов избирались по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 9 депутатов мажилиса избирались АНК, и именно эту структуру некоторые эксперты поспешили объявить «второй партией власти».

        Высокий проходной барьер в Мажилис - 7% сыграл злую шутку с Байменовым и Туякбаем - 3 и 4% против 88% - большего унижения оппозиция не испытывала с момента скандальной кампании 2004 года. Но в данном случае особых протестов не последовало, и международные наблюдатели удивительно солидарно заявили о прозрачных и конкурентных выборах. Наблюдатели от ОБСЕ признали, что «Несмотря на то, что эти выборы продемонстрировали прогресс в проведении предвыборного процесса и голосования, который мы приветствуем, ряд обязательств в рамках ОБСЕ и стандартов Совета Европы не были соблюдены. В частности это касается элементов нового избирательного законодательства и подсчета голосов».  

          Однако особого влияния на международную реакцию эти заявления не оказали. Более того, именно эта позиция БДИПЧ подстегнула процесс выработки странами СНГ солидарной концепции реформы ОБСЕ, о которой так много говорили в канун избрания Казахстана председателем этой организации.

          Алексей Власов, который в 2007 году занимался организацией постоянного мониторингового Центра от МПА СНГ, вспоминает: «Никаких ограничений в своей деятельности в столичных городах наблюдатели не испытывали. А это был срок больше месяца. Такое ощущение, что столичные города были выбраны в качестве идеального объекта для демонстрации прогресса в избирательном процессе. Думаю, что все прочие вопросы решались на уровне регионов. До сих пор бытует версия, что идеальную схему Ак орды о многопартийном парламенте разрушили Акимы, которые соревновались в изъявлении собственной лояльности. Но может быть, все решалось и на более высоком уровне. Тем более, что впервые за долгие годы вопрос не стоял - как остановить оппозицию. Временами казалось, что более актуален вопрос - как сделать так чтобы Ак Жол получил приемлимое число голосов. Власть была абсолютно уверена в своей победе».

 Ак Орда, в любом случае, не ошиблась. Никаких особых потрясений не произошло. Оппозиция в лице одного из лидеров Ак Жола Б. Нурмухамедова заявила - "Мы не признаем итоги выборов - они совершенно не отражают реальное соотношение общественно-политических сил и их социальную поддержку в обществе. На мой взгляд, эти выборы не стали ни шагом вперед, ни даже топтанием на месте".

 Но, по большому счету, эта точка зрения была уже никому не интересна. Выборы прошли до момента, когда население РК ощутило все прелести кризисной поры - их итоги большинству жителей республики были просто не интересны. Партийная бюрократия получила абсолютно спокойный и управляемый депутатский корпус. АП , испытав головную боль от необходимости разъяснять прелести однопартийности, адаптировалась к новым реалиям и вполне справляется с новой конфигурацией партийно-политического пространства РК.

      Вообще, выборы закончены - забудем. Ну, а вспомнилось все это в тот момент, когда с новой силой пошли разговоры об очередных - досрочных. Теперь, оппозиция уж точно должна войти в состав Мажилиса. Однако опыт 2007 года подсказывает - казахстанская политика вещь непредсказуемая. С выводами никогда нельзя торопиться. Тем более тем, кто летом 2007 года искренне верил в обещания "вознаградить" правильных оппозиционеров.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение